Аристотель. Поэтика, IV

Безусловно, трагедия и комедия не являются единственными литературными жанрами Эллады V в. до н. э. Классический период стал временем развития хоровой лирики, которая подразделяется на две группы: написанные в честь богов (гимны, пеаны, дифирамбы, просодии, парфении) и в честь людей (гипохермы, энкомии, френы, эпиникии).

Создателем хоровой лирики считается СИМОНИД (556–468 гг. до н. э.), поэт с о. Кос, ведший скитальческую жизнь. Первые годы Персидской войны застали его в Афинах. Позднее он переселился в Сицилию ко двору Гиерона Сиракузского (с 478 г. до н. э.), покровительствовавшего поэтам и спортивным играм [1].

Симонид Кеосский принадлежит к поэтам нового поколения, в творчестве которых начали звучать мотивы гражданственности – даже в стихах, посвященных представителям аристократических родов, он писал, что достоин славы гражданин, который не делает ничего позорного, а не тот, кто является носителем лишь аристократической доблести. В стихотворных эпитафиях он прославлял героев Персидской войны: защитников Фермопил и спартанского архогета Леонида, воинов, павших при Платеях, и олимпиоников. В древности считалось, что знаменитый энкомий в честь 300 спартанцев принадлежит Симониду:

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли пер. Л. Блуменау).

Популярность поэта была столь велика, что ему приписывались стихотворения, авторами которых являлись другие.

Творчество Симонида многогранно: он прославился как создатель печальных гимнов – френов, в которых говорилось о быстротечности жизни. Один из френов, от которого сохранились фрагменты, был посвящен Данае и младенцу Персею, брошенным в море; в нем Даная жалуется на судьбу и молит Зевса о помощи. Симонид был автором многочисленных эпитафий и эпиграмм. Он 56 раз одержал победу в состязаниях поэтов, создателей дифирамбов, о чем говорится в автоэпиграмме:

Пять десятков и шесть волов и треножников медных

Ты залучив, посвятил эту картину во храм,

Ибо столько же раз ты всходил в колесницу победы.

Сладостный хор научив песне своей, Симонид [2].

На склоне жизни поэт писал о себе:

Был Адимант у афинян архонтом, когда за победу

Чудный треножник как приз Антиохида взяла.

Хор в пятьдесят человек, хорошо обученный искусству,

Ей снарядил Аристид, сын Ксенофила, хорег;

Славу ж учителя хора стяжал себе сын Леопрепа,

Восемь десятков уже числивший лет Симонид [3].

ВАКХИЛИД (505 – ок. 450 г. до н. э.) после пребывания с дядей в Сиракузах переселился на Пелопоннес. Как и Симонид, он создавал по заказу эпиниккии в честь победителей всеэллинских состязаний. Два гимна он посвятил прославлению Гиерона (476 г. и 468 г.). То, что Гиерона заказал оду в честь победы в состязаниях на колесницах 468 г. Вакхииду, поссорило Пиндара и тирана. Традиция свидетельствует, что этот заказ тиран объяснял тем, что «можно заранее знать, что ожидать» от Вакхилида в отличие от всегда неожиданного Пиндара.

О ПИНДАРЕ (ок. 518 – 441 г. до н. э.), выдающемся представителе торжественной хоровой А. Боннар писал: «Этот ослепительный поэт вместе с Эсхилом и Аристофаном является одним из трех мастеров, одним из владык греческого поэтического слова. Наконец, этот поэт благодаря своему необычному ремеслу, заключавшемуся в прославлении в хорах спортивных побед, был связан с очень крупными личностями своего времени – сиракузским тираном Гиероном, Фероном, тираном Агригента, царем Кирены Аркесилаем. Он жил при их дворах, становился другом и советчиком – советчиком, поразительно независимым даже в своих похвалах, другом, способным сказать правду монарху, которого он прославлял: зрелище, исполненное величия!»[4].

Пиндар родился в местечке Кеноскефалы около Фив (Беотия); много путешествовал; жил в Афинах, Сицилии. Сохранилось 45 од: Олимпийские, Пифийские, Немейские, Истмийские. От многочисленных произведений Пиндара (гимны богам, дифирамбы, парфении, энкомии, гипорхемы (танцевальные песни) сохранились только фрагменты.

С спортивная победа представляла не меньшую ценность, чем победа военная, ибо спортивные состязания являлись испытанием, проверкой божественной милости и Пиндар прославлял доблесть героя. Обязательным в одах было прославление рода и города победителя, поскольку милость богов распространялась на родичей и сограждан. Именно поэтому, вводя в содержание гимна мифы, поэт «выбирает» из сказания то, что позволяет проследить связь героя-победителя через его мифических родичей с богами. Все мифы, использованные Пиндаром – это мифы, в которых герой соприкасался с миром богов: рожден от бога, любим богами или пировал с ними. «Его требования укладываются в рамки старого аристократического кодекса: справедливость, прямота, щедрость, а также уважение по отношению к народу, мягкость по отношению к управляемым и тем, кто не является его подданными, но «согражданами». Он требует прежде всего мужества в несчастии и не меньшей выдержки в обладании счастием». Поэт уверен, что “доблесть песнями поэтов утверждается в веках”; “Без песен поэта всякая доблесть погибает в безмолвии”; “Голос прекрасных поэм звучит вечно; благодаря ему по пространствам плодородной земли и за морями сияет неугасимо слава великих деяний!”» [5].

Особенность содержания гимнов предопределяла композицию: зачин – похвала атлету, его родичам, городу с перечислением всех побед атлетов его родины, и прославление игр. Центральное место занимал миф, позволявший «возвести» род героя к богам, молитва богам. В заключительной части содержался призыв к богам оказывать милости и впредь.

Трижды победоносный олимпийскими победами

Прославляя дом,

Любезный меж граждан, пособный меж странников,

Я поведаю о блаженном Коринфе, пышащем юностью,

Где порог Посейдона Истмийского.

Здесь обитает

Благозаконность

С кровными своими – Миром и Правдой,

Нешаткая опора городов, опека людского добра,

Золотые дочери советной Справедливости,

Отвращающей Спесь,

Злоязычную родительницу Пресыщения.

Красная речь на устах моих,

И прямая отвага вздымает мой язык. ‹…›

Зевс Отец, царящий над Олимпией свыше и вширь,

Будь беззавистен к словам моим

Во веки веков!

Невредимо пасущий народ Коринфа, дай путь

Веянью Ксенофонтовой судьбы!

Прими чин шествия, несущего венки,

Ибо ведет его с Писейских равнин

Победитель в беге и в пятикратной борьбе,

Первый в этой доле меж смертными. ‹…›

Всему своя мера:

Должный срок – превыше всего!

В общем море на необычном челне,

Славя мудрость древних и доблесть бойцов,

Не солгу о Коринфе

Ни Сизифом, в уменьях хватким, как бог,

Ни Медеей, спасительницей Арго и пловцов его. ‹…›

О славе, которая была в Олимпии,

Я сказал;

О славе, которая будет,

Я не промолчу;

Надежда на нее – во мне, но исход – от бога.

(Ксенофонту Коринфскому из рода Олигетидов, на победу в беге и в пятиборье; 464 г. до н. э.)

Оды Пиндара пафосны, для них характерны нагромождение определений – “цветущий”, “прекрасный”, “могучий”, “мощный”. Очень часто поэт говорит о себе – поэт любимец богов, как и воспеваемый им герой; его осеняют музы, дарящие прозрение. Для каждого города он писал так как будто был его гражданином – при выполнении заказа на оду для него не существовало личных политических симпатий: поэт, происходивший из старинного аристократического рода воспевал “арете” – доблесть, которая присуща аристократии вне зависимости от гражданской принадлежности. Отражает кредо поэта легенда о том, что он создал оду, в которой прославлялись победы афинян во время Персидской войны. Фиванцы, исконные враги Афин, приговорили за это Пиндара к штрафу, который был выплачен афинянами в двойном размере (речь идет о заказанном Пиндару в 474 г. дифирамбе). Позицию поэта – это прославление лучшего и для него не важны противоречия, существовавшие между полисами; она отражена в словах одного из героя его од: «Со всяким городом умей жить, хвали от души представшее тебе, думай нынче одно, нынче другое» [6].

Он был панегиристом Гиерона и Ферона, соперничая в этом с Симонидом и Вакхилидом, но он и друг, и советчик тиранов.

Многоградные Сиракузы,

Священный удел воинственного Ареса,

Божественная кормилица

Мужей и коней, ликующих о железе,

От сверкающих Фив я несу тебе

Эту песню,

Эту весть

О потрясшей землю четверне,

На которой колесничный Гиерон

Обвил далеко блещущими венками

Ортигию,

Престол речной Артемиды,

Чьей подмогой

Мягкая сила Гиеронаъ

Укротила пестросбруйных жеребцов (Гиерону Сиракузскому, сыну Диномена, на победу в колесничном беге; 475 -?)

Пиндар, покинувший Сицилию, в последние годы творчества создал многочисленные оды для Эгины (из 45 эпиникиев 11 посвящены эгинским атлетам), писал по заказу коринфян и родосцев, прославлял олимпиоников Аргоса.

Пиндара называют «самым греческим из греческих поэтов» [7]. После смерти он стал героем легенд: в одной из них говорилось, что Персефона, которую он не успел прославил при жизни заказала Пиндару посмертный гимн. В то же время спустя немногие годы после смерти творчество его переслало быть интересным для публики, как писал афинский грамматик Афиней.

В блаженной доле

Все минует конец, избавляющий от трудов;

И тело их следует за всемогущей смертью,

Но жив остается облик бытия,

Ибо только он от богов (Пиндар. Френ)

*

… Дом мой – скала,

Но ведом я доблестью по играм Эллады;

Я – питатель Муз;

И пива Диониса несет мне дар жизни, целенье в беде.

Пиндар. Из пеана «Кеосцам в честь Делоса»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: