Безусловно, трагедия и комедия не являются единственными литературными жанрами Эллады V в. до н. э. Классический период стал временем развития хоровой лирики, которая подразделяется на две группы: написанные в честь богов (гимны, пеаны, дифирамбы, просодии, парфении) и в честь людей (гипохермы, энкомии, френы, эпиникии).
Создателем хоровой лирики считается СИМОНИД (556–468 гг. до н. э.), поэт с о. Кос, ведший скитальческую жизнь. Первые годы Персидской войны застали его в Афинах. Позднее он переселился в Сицилию ко двору Гиерона Сиракузского (с 478 г. до н. э.), покровительствовавшего поэтам и спортивным играм [1].
Симонид Кеосский принадлежит к поэтам нового поколения, в творчестве которых начали звучать мотивы гражданственности – даже в стихах, посвященных представителям аристократических родов, он писал, что достоин славы гражданин, который не делает ничего позорного, а не тот, кто является носителем лишь аристократической доблести. В стихотворных эпитафиях он прославлял героев Персидской войны: защитников Фермопил и спартанского архогета Леонида, воинов, павших при Платеях, и олимпиоников. В древности считалось, что знаменитый энкомий в честь 300 спартанцев принадлежит Симониду:
|
|
Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли пер. Л. Блуменау).
Популярность поэта была столь велика, что ему приписывались стихотворения, авторами которых являлись другие.
Творчество Симонида многогранно: он прославился как создатель печальных гимнов – френов, в которых говорилось о быстротечности жизни. Один из френов, от которого сохранились фрагменты, был посвящен Данае и младенцу Персею, брошенным в море; в нем Даная жалуется на судьбу и молит Зевса о помощи. Симонид был автором многочисленных эпитафий и эпиграмм. Он 56 раз одержал победу в состязаниях поэтов, создателей дифирамбов, о чем говорится в автоэпиграмме:
Пять десятков и шесть волов и треножников медных
Ты залучив, посвятил эту картину во храм,
Ибо столько же раз ты всходил в колесницу победы.
Сладостный хор научив песне своей, Симонид [2].
На склоне жизни поэт писал о себе:
Был Адимант у афинян архонтом, когда за победу
Чудный треножник как приз Антиохида взяла.
Хор в пятьдесят человек, хорошо обученный искусству,
Ей снарядил Аристид, сын Ксенофила, хорег;
Славу ж учителя хора стяжал себе сын Леопрепа,
Восемь десятков уже числивший лет Симонид [3].
ВАКХИЛИД (505 – ок. 450 г. до н. э.) после пребывания с дядей в Сиракузах переселился на Пелопоннес. Как и Симонид, он создавал по заказу эпиниккии в честь победителей всеэллинских состязаний. Два гимна он посвятил прославлению Гиерона (476 г. и 468 г.). То, что Гиерона заказал оду в честь победы в состязаниях на колесницах 468 г. Вакхииду, поссорило Пиндара и тирана. Традиция свидетельствует, что этот заказ тиран объяснял тем, что «можно заранее знать, что ожидать» от Вакхилида в отличие от всегда неожиданного Пиндара.
|
|
О ПИНДАРЕ (ок. 518 – 441 г. до н. э.), выдающемся представителе торжественной хоровой А. Боннар писал: «Этот ослепительный поэт вместе с Эсхилом и Аристофаном является одним из трех мастеров, одним из владык греческого поэтического слова. Наконец, этот поэт благодаря своему необычному ремеслу, заключавшемуся в прославлении в хорах спортивных побед, был связан с очень крупными личностями своего времени – сиракузским тираном Гиероном, Фероном, тираном Агригента, царем Кирены Аркесилаем. Он жил при их дворах, становился другом и советчиком – советчиком, поразительно независимым даже в своих похвалах, другом, способным сказать правду монарху, которого он прославлял: зрелище, исполненное величия!»[4].
Пиндар родился в местечке Кеноскефалы около Фив (Беотия); много путешествовал; жил в Афинах, Сицилии. Сохранилось 45 од: Олимпийские, Пифийские, Немейские, Истмийские. От многочисленных произведений Пиндара (гимны богам, дифирамбы, парфении, энкомии, гипорхемы (танцевальные песни) сохранились только фрагменты.
С спортивная победа представляла не меньшую ценность, чем победа военная, ибо спортивные состязания являлись испытанием, проверкой божественной милости и Пиндар прославлял доблесть героя. Обязательным в одах было прославление рода и города победителя, поскольку милость богов распространялась на родичей и сограждан. Именно поэтому, вводя в содержание гимна мифы, поэт «выбирает» из сказания то, что позволяет проследить связь героя-победителя через его мифических родичей с богами. Все мифы, использованные Пиндаром – это мифы, в которых герой соприкасался с миром богов: рожден от бога, любим богами или пировал с ними. «Его требования укладываются в рамки старого аристократического кодекса: справедливость, прямота, щедрость, а также уважение по отношению к народу, мягкость по отношению к управляемым и тем, кто не является его подданными, но «согражданами». Он требует прежде всего мужества в несчастии и не меньшей выдержки в обладании счастием». Поэт уверен, что “доблесть песнями поэтов утверждается в веках”; “Без песен поэта всякая доблесть погибает в безмолвии”; “Голос прекрасных поэм звучит вечно; благодаря ему по пространствам плодородной земли и за морями сияет неугасимо слава великих деяний!”» [5].
Особенность содержания гимнов предопределяла композицию: зачин – похвала атлету, его родичам, городу с перечислением всех побед атлетов его родины, и прославление игр. Центральное место занимал миф, позволявший «возвести» род героя к богам, молитва богам. В заключительной части содержался призыв к богам оказывать милости и впредь.
Трижды победоносный олимпийскими победами
Прославляя дом,
Любезный меж граждан, пособный меж странников,
Я поведаю о блаженном Коринфе, пышащем юностью,
Где порог Посейдона Истмийского.
Здесь обитает
Благозаконность
С кровными своими – Миром и Правдой,
Нешаткая опора городов, опека людского добра,
Золотые дочери советной Справедливости,
Отвращающей Спесь,
Злоязычную родительницу Пресыщения.
Красная речь на устах моих,
И прямая отвага вздымает мой язык. ‹…›
Зевс Отец, царящий над Олимпией свыше и вширь,
Будь беззавистен к словам моим
Во веки веков!
Невредимо пасущий народ Коринфа, дай путь
Веянью Ксенофонтовой судьбы!
Прими чин шествия, несущего венки,
Ибо ведет его с Писейских равнин
Победитель в беге и в пятикратной борьбе,
|
|
Первый в этой доле меж смертными. ‹…›
Всему своя мера:
Должный срок – превыше всего!
В общем море на необычном челне,
Славя мудрость древних и доблесть бойцов,
Не солгу о Коринфе
Ни Сизифом, в уменьях хватким, как бог,
Ни Медеей, спасительницей Арго и пловцов его. ‹…›
О славе, которая была в Олимпии,
Я сказал;
О славе, которая будет,
Я не промолчу;
Надежда на нее – во мне, но исход – от бога.
(Ксенофонту Коринфскому из рода Олигетидов, на победу в беге и в пятиборье; 464 г. до н. э.)
Оды Пиндара пафосны, для них характерны нагромождение определений – “цветущий”, “прекрасный”, “могучий”, “мощный”. Очень часто поэт говорит о себе – поэт любимец богов, как и воспеваемый им герой; его осеняют музы, дарящие прозрение. Для каждого города он писал так как будто был его гражданином – при выполнении заказа на оду для него не существовало личных политических симпатий: поэт, происходивший из старинного аристократического рода воспевал “арете” – доблесть, которая присуща аристократии вне зависимости от гражданской принадлежности. Отражает кредо поэта легенда о том, что он создал оду, в которой прославлялись победы афинян во время Персидской войны. Фиванцы, исконные враги Афин, приговорили за это Пиндара к штрафу, который был выплачен афинянами в двойном размере (речь идет о заказанном Пиндару в 474 г. дифирамбе). Позицию поэта – это прославление лучшего и для него не важны противоречия, существовавшие между полисами; она отражена в словах одного из героя его од: «Со всяким городом умей жить, хвали от души представшее тебе, думай нынче одно, нынче другое» [6].
Он был панегиристом Гиерона и Ферона, соперничая в этом с Симонидом и Вакхилидом, но он и друг, и советчик тиранов.
Многоградные Сиракузы,
Священный удел воинственного Ареса,
Божественная кормилица
Мужей и коней, ликующих о железе,
От сверкающих Фив я несу тебе
Эту песню,
Эту весть
О потрясшей землю четверне,
На которой колесничный Гиерон
Обвил далеко блещущими венками
Ортигию,
Престол речной Артемиды,
|
|
Чьей подмогой
Мягкая сила Гиеронаъ
Укротила пестросбруйных жеребцов (Гиерону Сиракузскому, сыну Диномена, на победу в колесничном беге; 475 -?)
Пиндар, покинувший Сицилию, в последние годы творчества создал многочисленные оды для Эгины (из 45 эпиникиев 11 посвящены эгинским атлетам), писал по заказу коринфян и родосцев, прославлял олимпиоников Аргоса.
Пиндара называют «самым греческим из греческих поэтов» [7]. После смерти он стал героем легенд: в одной из них говорилось, что Персефона, которую он не успел прославил при жизни заказала Пиндару посмертный гимн. В то же время спустя немногие годы после смерти творчество его переслало быть интересным для публики, как писал афинский грамматик Афиней.
В блаженной доле
Все минует конец, избавляющий от трудов;
И тело их следует за всемогущей смертью,
Но жив остается облик бытия,
Ибо только он от богов (Пиндар. Френ)
*
… Дом мой – скала,
Но ведом я доблестью по играм Эллады;
Я – питатель Муз;
И пива Диониса несет мне дар жизни, целенье в беде.
Пиндар. Из пеана «Кеосцам в честь Делоса»