Мугим и мусâфир.
Того, кто живет у себя дома, называют мугим. Того, кто отправляется из дома в дорогу, составляющую более трех дней пути (88 км), называют мусâфир. Человека, вышедшего в путешествие, с выезда из своего города и до возвращения в город, или вознамерившегося находиться в одной местности до 15 дней, также называют мусâфиром (путешественником). Если путешественник собирается прожить в каком-то городе 15 дней, он не считается мусâфиром с момента появления у него этого намерения. Если до окон чания 15 дней человек вновь выходит в дорогу, он снова считается мусâфиром. Если путешественник не собирается жить в местности 15 дней, но из-за важных дел или ожидания вестей находится в ней, то до окончания 15 дней все это время он считается мусâфиром. Если человек живет в разных городах, то он перестает быть мусâфиром, как только приезжает в один из них. Если города находятся на расстоянии 88 км друг от друга, то в дороге этот человек считается путеше- ственником.
Путешественник должен читать полуденный, предвечерний и ночной намазы в сокращенном виде по 2 рак‘ата. Не сокращать – макрух. Путник не должен сокращать 4 рак‘ата сунна-намаза, 3 рак‘ата вечернего и витр-намазов. Если в намазе из 4 рак‘атов мусâфир встал имамом для не- путешественника (муíîма), то после второго рак‘ата он заканчивает намаз и оповещает последнего о причине сокращения. Затем муким заканчивает намаз самостоятельно. Если за имамом-мугимом на намаз встал путник, то последний прочитывает с имамом все 4 рак‘ата.
|
|
16. Җомга намазы.
Пятничный намаз — это обязательный (фард) намаз, совершаемый коллективно (джамаат) во время полуденного намаза. Совершеннолетнему человеку в здравом уме вменяется в обязанность читать пятничный намаз.
Обязательным этот намаз является для мусульманина при 8 условиях:
1. Быть мужчиной (для женщин пятничный намаз не является обязательным).
2. Быть совершеннолетним.
3. Находиться в здравом уме.
4. Быть свободным.
5. Быть мукимом
6. Быть физически здоровым.
7. Иметь здоровые глаза.
8. Иметь здоровые ноги.
Для женщин, детей, сумасшедших, заключенных в тюрьму, путников, больных, полностью слепых и хромых людей пятничный намаз не обязателен по уважительным причинам. В пятницу вместо җум‘а -намаза они читают полуденный, но при желании могут совершить в мечети и пятничный намаз.
Чтобы совершить җум‘а -намаз, необходимо 6 условий:
1. Нахождение (мечети) в большом городе или большом селе.
2. Имам (мечети) должен быть назначен правителем или муфтием.
3. Помимо имама на молитве должно быть не менее трех человек.
|
|
4. Мечеть, в которой читается җум‘а, должна быть открыта для всех молящихся.
5. Наступление времени полуденного намаза.
6. Чтение имамом перед намазом проповеди.
Все эти 6 условий должны быть соблюдены. Если не будет выполнено хотя бы одно условие, пятничный намаз не читается, а читается полуденный.
До совершения 2 обязательных рак‘атов намаза җум‘а имам произносит проповедь, а в перерыве ненадолго присаживается. В проповеди имам восхваляет Аллaћа, произносит слова шахады, приветствует и хвалит Пророка и его сподвижников, читает несколько аятов, призывающих к богобоязненности, рассказывает собравшимся в мечети назидательные истории, просит благословения для мусульман и их правителя в добрых делах. До проповеди имама муэдзин произносит ускутű раħимукуму-Ллaћ (о люди, сомкните уста, да проявит к вам Милосердие Аллaћ), после чего возглашает азaн рядом с имамом. Люди, собравшиеся в мечети, обязаны искренне выслушать имама, не произнося ни слова и не занимаясь чем-то иным. В это время неправильно читать сунна и нафл -намазы, делать źикр и тасбiħ. Зашедший в мечеть во время чтения имамом ĥуţбы не должен читать намаз приветствия мечети или 4 рак‘ата сунны. Ему следует сесть и выслушать проповедь, а после совершения 2 рак‘атов фарđ -намаза прочитать 2 суннат -намаза по 4 рак‘ата; намаз приветствия не восполняется.
17. Гәет һәм таравих намазлары.
Праздничный намаз является ваджибом для того, кому джума (пятничный) намаз предписан как фард. Праздничных намазов всего два — это намазы праздников Ид аль-Фитр (Рамадан-байрам или Ураза-байрам у тюркских народов) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам).
Для совершения намаза в праздник необходимо 5 условий: наличие города или большого села, общедоступность места, (назначенный) имам, җамa‘ат, подходящее время. (В пятничном намазе проповедь обязательна, в праздничном намазе это сунна, проповедь в җум‘а говорится до намаза, а в праздник — после него.)
По времени праздничные намазы совершаются в промежутке после прошествия примерно 45 минут от восхода солнца и почти до полудня. Праздничные намазы состоят из двух ракаатов и читаются точно так же, как фард утреннего намаза. Различие только в том, что в каждом ракаате дополнительно произносятся по три Такбира. Руки при этом, опускаясь между такбiрами, друг на друга не кладутся. Три из них совершаются в первом ракаате после чтения «Субхана-ка...», но перед «аль-Фатиха», остальные три — во втором ракаате после кыраата (чтения дополнительной суры). Произнесение этих шести такбиров является ваджибом. В праздничных намазах такбиры, произносимые во время руку', также являются ваджибом из-за близости их к рассмотренным шести такбирам. Такбир ифтитах (вступительный), являющийся фардом в любом намазе, относится к фарду и в праздничном намазе. Другие такбиры считаются сунной.
При праздничных намазах Хутба читается имамом после намаза. Во время хутбы намаза праздника Рамадан говорится о садака-фитр, а во время празднования Курбан-байрама — о жертвоприношении. В дни Курбан-байрама при совершении 23 намазов, начиная с утреннего намаза дня Арафат и до послеполуденного намаза четвёртого дня праздника, является ваджибом после выполнения фарда произносить такбир ташрик: Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляллаху уаллаху Акбар. Аллаху Акбар уа лилляхиль хамд.
Прочтение этого такбира сразу же после фарда является ваджибом для каждого мукалляфа-мужчины и женщины, независимо от того, совершается ли намаз совместно с другими или индивидуально. Это касается и мусафира (путника), и мукыма (постоянного жителя).