Ход работы. 1.Ознакомьтесь с описанием методики

1. Ознакомьтесь с описанием методики.

2. Выполните первый этап ИГД и проанализируй­
те его.

3. Выполните второй этап ИГД и сделайте выводы
по его результатам.

4. Выполните третий этап и сделайте анализ со­
гласно предложенной схеме.

5. Сделайте общий вывод по результатам выполне­
ния методики.

Интегральная графическая диагностика является комплексной проективной клинической психодиагности­ческой методикой. Ее комплексность обусловлена сочета­нием в одном психологическом обследовании нескольких психодиагностических методов и приемов: свободных ас­социаций по перепутанным линиям, методов графическо­го анализа рисунка, контент-анализа и др. В основу дан­ной методики положена идея О. Никитина о возможнос­тях психодиагностики взрослых по нарисованным ими каракулям. Рабочее название его методики «Детская ка­ракуля».

19 Для освоения методики вам желательно провести ее на 2-3-х испытуе­мых, проанализировав результаты самостоятельно, так как после выполнения вы увидите много комментариев, адресованных психологу.


Известно, что проективные методы обладают зна­чительными возможностями в исследовании индивиду­альных особенностей личности, позволяют судить о не­которых личностных образованиях, моделируя опреде­ленные жизненные ситуации и отношения человека к ним. При этом личностные образования могут высту­пать прямо или косвенно в виде различных установок, опосредующих пристрастность субъективного психичес­кого отражения. Проективный метод направлен на изуче­ние неосознаваемых или не вполне осознаваемых моти­вов и поэтому выступает одним из собственно психодиаг­ностических способов проникновения в наиболее интимную область психики. Работая с неструктуриро­ванным стимульным материалом, выделяя из него какие-то элементы или определенным образом его систематизи­руя, человек невольно выражает себя, «проецирует» зна­чимые переживания и тем самым раскрывает некоторые личностные особенности.

Проективный метод имеет методологические обос­нования в разных теоретических концепциях. Например, в концепциях личного смысла этот метод выражает не только факт пристрастности психического отражения, но и особенности индивидуального сознания и когни­тивной сферы человека. С точки зрения психоанализа, данный метод направлен на выявление бессознательных влечений, внутриличностных конфликтов, причин дез-адаптированности, защитных механизмов, а также поиск путей и способов оказания помощи пациенту. В рамках концепций холистической психологии данный метод выступает как средство познания содержания и струк­туры «жизненного пространства» личности, ее внутрен­него «личного мира», а также форм и способов индиви­дуальной адаптации человека к различным жизненным коллизиям.




9 Зак. 44



Методика «Интегральная графическая диагности­ка» может применяться в практике психологического консультирования, психотерапии, психологической кор­рекции. С помощью данной методики можно определить некоторые индивидуальные особенности воображения, объективации, специфического действия защитных ме­ханизмов (вытеснение, замещение, рационализация, рег­рессия и др.). ИГД предназначена также для выявления и конкретизации неосознаваемого материала в психо-травмирующих ситуациях. Методика помогает в распоз­навании истинных личностных и характерологических особенностей, мотивов, устремлений, желаний и предпо­чтений. В диагностике одиночества она раскрывает не только содержание переживания, но и его вид. По сути, это самый надежный способ определения вида состоя­ния одиночества, так как, выполняя ИГД, человек содер­жательно раскрывает свое состояние, дает ему субъек­тивную оценку, определяет его причины и актуальные перспективы развития. Еще раз отметим, что все это он делает не по прямому указанию или просьбе, а как бы за-камуфлированно, выполняя самые простые инструкции этой техники.

Кроме вышеперечисленного, ИГД может использо­ваться в целях прояснения запроса клиента в случаях его замкнутости, закрытости или неспособности адекватно определить и сформулировать свои проблемы. Методику не рекомендуется использовать в случаях ПТСР, на стади­ях острого переживания горя утраты, в стрессовых состо­яниях. При перечисленных диагнозах возможны повтор­ные переживания, флэш-бэк эпизоды, визуализации и другие нежелательные реакции.

Методика состоит из трех этапов, при этом каждый последующий является как усложнением, так и детализа­цией, конкретизацией предыдущего. В зависимости от це-


лей диагностики методика может быть завершена на лю­бом этапе.

Для выполнения первых двух этапов вам необходи­мо объединиться в пары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: