Технические средства обучения (ТСО)

могающие учителю обеспечивать учащихся учебной инфор­мацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В

них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспече­ния, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомаг­нитофоны, телевизионные комплексы, персональные компь­ютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: линга­фонные кабинеты для изучения иностранных языков, ком­плексы для изучения физики, математики и других предме­тов.

Широкое распространение получают в школах обу­ чающие персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении по любым предметам. Они снабжены программами управления познавательной дея­тельностью школьников, связанной с формированием расчетных арифметических навыков, навыков письма, решения алгебраических уравнений, задач по физике, химии, построения графиков и чертежей, рисования на экране дисплея, разучиванием нотной грамоты и сочине­нием музыки, написанием и редактированием сочинений, заучиванием наизусть, усвоением грамматики и других правил поведения и деятельности. Эти программы адап­тированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые персональные компьютеры снаб­жены часами и могут работать в режиме репетитора и эк­заменатора, самостоятельно устанавливать и анализиро­вать ошибки, предлагать тренировочные упражнения для отработки навыков до заданного качества (например, при обучении работе на пишущей машинке довести навык до возможности одной ошибки на 10000 знаков при задан­ной средней скорости печатания).

Персональные компьютеры используются на уроках как эпизодически, так и систематически, в зависимости от целей и методов обучения, а также от технических возможностей самого компьютера. По своим техническим характеристикам персональные электронно-вычисли­тельные машины (ПЭВМ), в частности персональные компьютеры (ПК), разделяются на современные и мо­рально устаревшие. Современные ПК изготовлены с эк­раном на твердых или жидких кристаллах, могут питаться от электрических батареек, аккумуляторов (до 5 вольт), а также от сети; потребляют мизерную мощность (несколько ватт) и могут быть установлены в любом по­мещении с воздухом, очищенным от пыли. Морально ус­таревшие ПК имеют электронно-лучевую трубку, которая дает сильное излучение и отрицательно действует на зре­ние и организм в целом, питается только от сети пере­менного тока, очень чувствительны к изменению напря­жения и частоты тока (быстро перегорают микроэлемен­ты), а также потребляют значительную мощность (сотни ватт), выделяют много тепла и потому устанавливаются в специальных аудиториях, имеющих заземление и искус­ственную вентиляцию.

Современный ПК, снабженный дополнительными устройствами, позволяющими сочетать тексты с графи­кой, мультипликацией, звуковым (речевым и музыкаль­ным) сопровождением, кино- и видеоизображением, на­зывается мультимедиа («многовариантная среда»). Обыч­но все дополнительные устройства (микропроцессоры) крепятся внутри корпуса ЭВМ, поэтому мультимедийный ПК внешне почти не отличается от других ПК.

При эпизодическом использовании ПК употребляют­ся в системе с другими средствами и методами обучения; поэтому на их применение отводится часть урока (эпизоды по 5-15 минут); для этого необходимы неболь­шие, часто стандартные программы. При систематиче­ском использовании компьютеры работают в течение многих занятий, занимая основное учебное время; для этих занятий разрабатываются специальные большие программы, в которых предусмотрены способы хранения (чаще всего на дискетах), предъявления информации (в основном на экране телевизора или дисплея), управления познавательной деятельностью учащихся, анализа ошибок и оценки успешности обучения класса в целом и каждого учащегося персонально.

Перед использованием ТСО учащихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения вы­ступает как предмет освоения. При первоначальном оз­накомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бы­вают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Так, при просмотре кинофильма в первый раз они могут запомнить костюм и манеры ведущего, но не поймут со­держания фильма. Аналогичное рассеивание внимания может иметь место при первоначальном изучении дис­плея, другой техники. Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить учащихся работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля.

Частота использования ТСО влияет на эффектив­ность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвы­чайное событие и возбуждает эмоции, мешающие вос­приятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему. Оптимальная частота приме­нения ТСО в учебном процессе зависит от возраста уча­щихся, учебного предмета и необходимости их использо­вания. Для физико-математических предметов экспери­ментально была определена частота использования ТСО 1:8 (при обучении учащихся 15—16 лет).

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Ис­пользование ТСО в начале урока (на пять минут) сокраща­ет подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а уста­лость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменя­ются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляе­мость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью ис­ключающее восприятие информации. Правильное чередо­вание различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зритель­ного и слухового восприятия.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. При каком условии предмет выполняет функцию средства обучения?

2. По каким основаниям классифицируются средства обуче­ния 9

3. Перечислите средства преподавания.

4. Перечислите средства учения.

5. Каковы дидактические требования к оборудованию кабинета?

6. Назовите требования к дидактическим пособиям.

7. Как связаны средства учения с умственным развитием учащихся?

8. Какие учебные карты или таблицы могут быть использова­ны на уроках по вашему предмету?

9. Какие ТСО необходимы в кабинете по вашему предмету?

10. Перечислите средства общения.

11. Каковы педагогические требования к речи учителя?

12. Назовите вербализованные средства обучения.

13. Назовите материализованные средства обучения.

14. Какие коллекции могут быть использованы в преподавании вашего предмета?

15. Какие модели могут быть использованы в преподавании вашего предмета?

16. Каковы дидактические функции наглядных пособий?


[1] Сленг — англ. slang - жаргон-, напр. сленг художников, моряков и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: