Функции системного анализа

Разработка системного анализа имеет чрезвычайно важное значение практически для большинства областей науки и практи­ки. В то время как большинство научных и прикладных областей знания ориентированы на то, чтобы способствовать решению проблем, среди них немного таких, которые непосредственно заняты самим решением проблем. В рамках системного анализа впервые была разработана универсальная методология решения проблем, основанная на концепции систем.

Сфера приложений системного анализа поистине грандиозна. Он может с успехом использоваться как в сугубо «точных», тех­нических областях, так и в сферах гуманитарной ориентации, где исследуемые проблемы не могут быть представлены в однознач­ных числовых конструкциях: социологии, политологии, истории, культурологи. Впечатляющим результатом применения системного анализа в социальной сфере являются, например, прошедшие не так давно «цветные» революции, основанные на системном контроле и манипулировании массовым сознанием населения.

Как следует из предшествующего изложения, главная функция системного анализа — обеспечение исследовательской и прак­тической деятельности универсальной методологией решения проблем. Реализуя эту функцию, он выполняет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия для решения проблемы. Именно этим определяется его методологи­ческая роль по отношению к таким областям, как исследование операций, теория статистических решений, теория организации. Объясняется это тем, что функция решения проблем на основе принципов системного анализа по своей сущности близка к базовым уровням функционирования человеческой деятельнос­ти. Решение проблем лежит в основе функционирования любой системы независимо от того, что является главным для нее в данный момент — собственное сохранение или развитие. Поэтому не удивительно, что и сама эта функция (решение проблем) и обслуживающая ее методология (системный анализ) являются в высшей степени интегративными, включающими в себя все частные функции, необходимые для ее выполнения.

К числу частных функций системного анализа относятся:

• идентификация симптомов проявления проблемы;

• обоснование актуальности проблемы;

• определение цели;

• выявление структуры системы и ее дефектных элементов;

• определение структуры возможностей;

• нахождение альтернатив и их оценка по критериям опти­мальности;

• выбор альтернативы;

• разработка решения;

• признание решения коллективом исполнителей и руково­дителей;

• запуск процесса реализации решения;

• управление процессом реализации решения;

• оценка последствий реализации решения.

Для реализации этих функций могут быть использованы: методы теории поиска и обнаружения, методы теории распо­знавания образов, методы статистики, в частности факторного анализа, теории эксперимента, модели исследования операций и смежные модели (очереди, запасов, игровых ситуаций, сохра­нения и восстановления, роста), модели поведения (деостатические, динамические, самоорганизации), методы теории классификации и упорядочения, маргинальный анализ, методы синтеза сложных динамических систем, теория потенци­альной достижимости, модели теории авторегулирования, методы прогнозирования, методы инженерной психологии и смежных с ней дисциплин, методы и модели различных областей теории организации, социальной психологии и социологии.

Выбирая какой-либо из перечисленных выше методов для решения конкретной проблемы, необходимо помнить, что любой метод эффективно «работает» только в рамках той аксиоматики, для которой он разрабатывался. Универсальных, всегда и везде эффективных методов не существует. Поэтому всякий раз необхо­димо проверять степень выполнения требований соответствующей аксиоматики на той эмпирической фактуре, которой отображается решаемая проблема. Совершенно недопустимо искажать форму и, тем более, содержание имеющихся эмпирических материалов в угоду требованиям по каким-либо причинам выбранного метода (например, в силу отсутствия специалистов, профессионально владеющих более приемлемым методом). В качестве приоритетных критериев необходимо рассматривать:

1) специфику проблемы;

2) возможности имеющегося методического аппарата системного анализа;

3) ограничения потенциально привлекаемого метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: