Применение системного анализа на практике: цели, задачи, пути и этапы исследования

Применение системного анализа на практике оказывается целесообразным, как правило, в двух ситуациях:

1) когда ис­ходным пунктом служит появление новой проблемы;

2) когда возникает новая возможность, найденная вне непосредственной связи с данным кругом проблем. В первом случае цель исследо­вания — разрешение возникшей проблемы, что может повысить эффективность системы.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

• обнаружение проблемы;

• оценка актуальности проблемы;

• определение цели и принуждающих связей;

• определение критериев;

• вскрытие структуры существующей системы;

• определение дефектных элементов существующей системы, ограничивающих получение заданного выхода;

• оценка веса их влияния на определяемые критериями выхо­ды системы, определение структуры для построения набора альтернатив;

• построение набора альтернатив, их оценка;

• выбор альтернатив для реализации, определение процесса реализации;

• согласование найденного решения, его реализация, а также оценка результатов реализации решения.

Таким образом, путь исследования, обусловленного возник­новением проблемы и осознанием необходимости ее решения, лежит на пути от оценки состояния самой системы и проблемы в направлении выбора наиболее эффективной альтернативы ее решения для данной системы.

Реализация новой возможности проходит другим путем. Его приходится выбирать тогда, когда в данной системе или в смежных областях возникает проблема или комплекс актуаль­ных проблем, нуждающихся именно в нестандартном пути их разрешения. Разработка и реализация новых возможностей в от­сутствие проблем может таить в себе как минимум бесполезную растрату ресурсов. Использование возможностей при наличии проблем, но игнорирующее проблемы, превращающееся в само­цель, может способствовать их углублению и обострению. По­вышенный уровень динамики происходящих перемен, обусловленных развитием новых средств и технологий, приводит к тому, что ситуации, когда управленец сталкивается с необходимостью поиска новых, нестандартных решений, становятся заурядным явлением. Это существенно ужесточает режим поиска и разра­ботки новой возможности: необходим высокий уровень кон­центрации аналитических усилий на коротком и непрерывно сокращающемся временном интервале. По этой причине часто не удается провести полноценный анализ всех возможностей и выбрать из них оптимальную, с учетом всех связей и отношений, «просчитать» последствия ее реализации. Примером традиционной ошибки такого рода может служить внедрение новой техники только на основе одного критерия срока самоокупаемости, когда «включение» новых технических возможностей осуществляется вне анализа последствий связанных с этим проблем. Большой процент неудач при внедрении компьютерных информацион­ных технологий в систему управления в США на первом этапе их создания в значительной мере явился следствием отсутствия в этот период проблемно-ориентированного подхода.

В целом системный подход обеспечивает управленцу возмож­ность ставить и решать, по крайней мере, два больших класса задач:

• расширять и уточнять собственные представления о механизме взаимодействия подсистем в системе; изучать и, возможно, открывать новые ее свойства;

• повышать эффективность функционирования системы по критериям и в направлении решения стратегически важных задач.

Если переводить содержание этих задач в практическую плос­кость, то обе они реализуются в совокупность организационно- методических и технологических процедур сбора, агрегирования, обработки и анализа информации о состоянии исследуемых объ­ектов и процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: