double arrow

Примеры вопросов для изучения личных отношений

1а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

1б) С кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем совето­ваться?

2а) Если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

2б) Если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3а) Кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

3б) Кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указан­ном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по отноше­нию к другим членам группы в указанном примере будет равно (N -1), где N — число членов группы. Данная величина (N -1) представляет собой максимальное теоретически возможное число выборов в группе и является основной количественной констан­той социометрических измерений. При непараметрической про­цедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора.

Достоинством данного варианта процедуры является то, что он позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансив­ность каждого члена группы, сделать срез многообразия межлич­ностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы свыше 12—16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники про­анализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Достаточно очевидно, что та­кой ответ может иметь только два объяснения: либо у испы­туемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и экспериментатору (что более вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фик­сированное число из всех членов группы. Например, каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограниче­ния числа социометрических выборов получила название «со­циометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ог­раничения» значительно повышает надежность социометричес­ких данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, ли­дера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной числен­ности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

Существенное отличие второго варианта социометричес­кой процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N — 1) сохраняется только для совокупности получаемых выборов (т. е. от группы — участнику). Для совокупности отданных выбо­ров (т. е. в группу — от участника) она измеряется новой вели­чиной — d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять эту величину одинаковой для всех исследуемых групп. Форму­лу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

Р(А) = d/(N- 1 ),

где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы. Необходимо, однако, заметить, что авторская трактовка выбора члена группы как случайного события — это дань сложившейся традиции. Вы­бор, который делает участник социометрического опроса, конечно же, неслучайное событие: оно вполне осмысленно и, следовательно, детерминировано. Это надо всегда иметь в виду.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Под­ставляя эти значения в формулу для определения d с извест­ной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невоз­можность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуни­кации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре). Критерии определя­ются в зависимости от цели данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена гра­фа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждо­го критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов предполагается разрешить в данной группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: