Международно-правовое регулирование правопреемства государств

Из общей теории права известно, что права и обязанности участников правоотношения могут отчуждаться и переходить таким образом другим субъектам. В принципе, любое право или обязанность, за исключением связанных с личностью соответствующего субъекта, могут в силу различных юридических фактов передаваться другим физическим и юридическим лицам. На этом, в частности, основано наследственное право; обязательственное право знает институт перемены сторон в обязательстве и т. д. С учетом определенной специфики аналогичный институт - институт правопреемства - существует и в международном праве.

Под международно-правовым правопреемством понимается смена одного государства другим в осуществлении его международных прав и обязанностей, а также в реализации его международной ответственности. Суть правопреемства в международном праве сводится к тому, что права и обязанности одного государства (предшественника) частично или в полном объеме переходят другому государству (преемнику). Таким образом, в случаях международного правопреемства объектом правового регулирования являются отношения с участием, как минимум, трех сторон: государства-предшественника, государства-преемника и иных заинтересованных субъектов международного права.

Как правило, вопрос о правопреемстве возникает в связи с крупными геополитическими или социальными изменениями: распадом государства на несколько составных частей, объединением нескольких государств в одно, революциями, сопровождающимися коренным изменением общественного строя государства, передачей части государственной территории другому государству и т. п. Наиболее известные и сложные случаи международного правопреемства в новейшей истории были связаны с социалистическими революциями, ликвидацией мировой колониальной системы, распадом СССР, Югославии и Чехословакии, объединением Западной и Восточной Германии. Во всех указанных случаях роль международного права сводилась к тому, чтобы определить круг правовых последствий для всех заинтересованных государств, подчинить процесс глобальных политических изменений интересам международного сотрудничества.

Международно-правовая доктрина знает несколько концепций правопреемства, каждая из которых по-разному определяет круг прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника государству-преемнику. Наиболее известными из них являются теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства и теория tabula rasa. Кроме того, отдельно можно выделить концепцию континуитета.

С точки зрения теории универсального правопреемства государство-правопреемник в полном объеме наследует права и обязанности государства-предшественника. Таким образом, смена политического строя или территориальные изменения в принципе не влияют на международно-правовой статус нового государства - оно просто подменяет предшественника во всех международных отношениях с его участием.

Теория частичного правопреемства применяется в тех случаях, когда юрисдикция над определенной территорией переходит от одного государства другому. В подобной ситуации государство-предшественник (государство, лишившееся части своей территории) сохраняет все свои права и обязанности, осуществление которых возможно без отторгнутой территории. Напротив, государство-преемник (в состав которого вошла отторгнутая территория) не приобретает прав и обязанностей, существовавших у государства-предшественника к моменту разделения или выделения.

Теория tabula rasa (теория “чистой доски”) исходит из того, что новое государство начинает свое международное существование с нуля, не обремененное обязательствами своего предшественника. Данная теория, с небольшими оговорками, применялась к государствам, появившимся в результате борьбы угнетенных наций за освобождение от колониального господства.

Наконец, концепция континуитета предполагает некое преимущественное правопреемство одного из государств-правопреемников, образовавшихся вместо государства-предшественника. Иными словами, при континуитете в осуществлении прав и обязанностей предшественника наблюдается явный лидер, наследующий большую часть его международных обязательств, собственности, членство в международных организациях, договорную практику и т. д. Теория континуитета была положена в основу правопреемства при распаде Союза ССР.

В настоящее время институт международного правопреемства регулируется двумя основными соглашениями: Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года. Несмотря на то, что в обеих конвенциях участвует не так много государств, на практике все случаи правопреемства в той или иной степени соответствуют положениям данных документов, отразивших общепризнанные правила и процедуры. Отношения правопреемства, связанные с распадом СССР, регулируются несколькими соглашениями: Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года, Соглашением глав государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 30 декабря 1991 года, Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом, Соглашением о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, Меморандумом о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес (три последние соглашения - от 6 июля 1992 года). Как видно из названий данных документов, основными объектами международного правопреемства являются договоры, собственность, архивы и долги. Кроме того, на практике может встать проблема членства государств-правопреемников в международных организациях.

Правопреемство государств в отношении договоров регулируется одноименной Венской конвенцией 1978 года (вступила в силу в 1996 году). Согласно статье 6 Конвенции, ее положения применяются только к таким случаям правопреемства, которые осуществляются в соответствии с международным правом и его принципами, воплощенными в уставе ООН. Это принципиальный момент: геополитические изменения, противоречащие международно-правовым нормам (колонизация, оккупация, аннексия и т. д.) не влекут за собой последствий, предусмотренных институтом правопреемства.

Статья 15 Конвенции предусматривает случаи, когда часть территории одного государства (предшественника) становится частью территории другого государства (преемника). В таких случаях все договоры государства-предшественника утрачивают силу для территории, которая является объектом правопреемства, а договоры государства-преемника, напротив, приобретают для этой территории силу. Так, если Российская Федерация примет решение о передаче Японии Курильских островов, то на их территории прекратят действие договоры России и начнет применяться японская договорная практика Исключение составляют лишь те договоры, применение которых к переданной территории несовместимо с их объектом и целями.

При появлении нового независимого государства действует общее правило: оно не обязано сохранять в силе договоры, участником которых было государство-предшественник, ответственное за соответствующую зависимую территорию. Например, освободившееся от колониальной зависимости государство вправе отказаться от исполнения договоров, заключенных метрополией за время, предшествующее получению независимости. Вместе с тем, новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства находился в силе в отношении соответствующей территории. Так, государства - бывшие советские республики - могут письменно заявить о своем участии в любом многостороннем международном договоре, участником которого был СССР. Данное заявление (уведомление) должно быть подписано главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, либо лицом, имеющим специальные полномочия нового государства. Если новое независимое государство заявляет о намерении быть участником закрытого многостороннего договора, на это требуется согласие всех его участников.

Что касается двусторонних договоров государства-предшественника, то участие в них нового независимого государства возможно только в двух случаях: 1)новое независимое государство и другое государство-участник дали на это явно выраженное согласие; 2)такое согласие вытекает из их поведения.

Новые независимые государства вправе уведомить как о своем участии в договоре государства-предшественника, так и о временном применении договора на своей территории. Данное право существует и в тех случаях, когда новое независимое государство образовалось из двух или нескольких территорий.

В случае объединения двух или более государств в одно государство все договоры государств-предшественников сохраняют силу для государства-преемника, однако применяются лишь в отношении той части его территории, в отношении которой соответствующий договор находился в силе к моменту правопреемства. Это - общее правило, однако заинтересованные государства вправе договориться об ином (например, государство-преемник может заявить о применении договора на всей своей территории). Кроме того, для нового объединившегося государства теряют силу такие договоры его предшественников, объект и цели которых несовместимы с его участием в них.

Когда от государства-предшественника отделяется часть или части его территории и образует новое государство (без признаков, характеризующих освобождение от зависимости), то договоры государства-предшественника продолжают оставаться в силе как в отношении государства-предшественника, так и в отношении всех государств-преемников. Вместе с тем, если договор действовал лишь в отношении одной из отделившихся частей государства-предшественника, он продолжает находиться в силе только для того государства-преемника, которое образовалось из данной части. Как и в иных случаях правопреемства, заинтересованные государства могут договориться об ином. Вообще, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года исходит из принципа автономии воли государств, которые вправе в каждом конкретном случае найти приемлемый для всех вариант решения проблемы. Лишь при отсутствии такого решения должны применяться предусмотренные Конвенцией правила правопреемства. Следует также отметить, что, согласно Конвенции (статьи 11-12), ряд международных соглашений не подчиняются общим правилам правопреемства. К таким соглашениям относятся договоры о государственных границах и режиме государственной границы, а также договоры, касающиеся права пользования какой-либо территорией (за исключением учреждения иностранных военных баз на территории, являющейся объектом правопреемства). В подобных случаях приоритет отдается принципу нерушимости государственных границ и принципу территориальной целостности государств. Наконец, независимо от оснований и условий правопреемства должен признаваться неотъемлемый суверенитет каждого народа и каждого государства над своими естественными богатствами и ресурсами.

Правопреемство государств в отношении государственной собственности регулируется Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года.

Под государственной собственностью государства-предшественника следует понимать имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали этому государству согласно его внутреннему праву. По смыслу Конвенции, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику должен происходить, если стороны не договорятся об ином, без какой-либо компенсации. При этом государство-предшественник обязано принять все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности. Правопреемство не затрагивает прав третьих государств на принадлежащее им имущество, которое находится на территории государства-предшественника.

Конвенция 1983 года предусматривает пять случаев правопреемства в отношении собственности:

-передача части территории государства;

-создание нового независимого государства;

-объединение государств;

-отделение части территории государства;

-разделение государства.

Во всех перечисленных случаях доминирующим является принцип автономии воли государств: предшественник и преемник вправе заключить соглашение, регулирующее вопросы распределения собственности между ними. Если соответствующее согласие не достигнуто, применяются императивные положения Конвенции. Кроме того, всегда существенное значение имеет вид имущества (недвижимость или движимость).

При передаче части территории государства-предшественника государству-преемнику к последнему переходит вся недвижимая государственная собственность, находящаяся на данной территории, а также движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении данной территории.

В случае образования нового независимого государства ему переходит:

-недвижимая государственная собственность, находящаяся на данной территории;

-недвижимая государственная собственность, принадлежащая данной территории, но находящаяся за ее пределами и ставшая собственностью государства-предшественника в период зависимости;

-движимая государственная собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении данной территории;

-движимая собственность, принадлежащая данной территории, но ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника.

Кроме того, новое независимое государство вправе претендовать на иное недвижимое и движимое имущество, в образовании которого принимала участие зависимая территория, пропорционально ее вкладу в образование такого имущества.

При объединении двух и более государств в одно государственная собственность всех государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Когда от государства отделяется какая-либо его часть и образует новое государство или объединяется с уже существующим государством, собственность делится следующим образом:

-недвижимость предшественника, находящаяся на отделившейся территории, переходит к государству преемнику;

-также к преемнику переходит движимая государственная собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении данной территории;

-иная движимая собственность государства-предшественника переходит к государству преемнику в справедливой доле.

При разделении государства-предшественника, которое прекращает свое существование, на два или более государств-преемников, последние получают недвижимость, находящуюся на их территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства-предшественника в отношении соответствующей территории. Иное недвижимое (находящееся за пределами территории предшественника) и движимое имущество переходит к государствам-преемникам в справедливых долях. Справедливые доли в каждом конкретном случае должны устанавливаться заинтересованными государствами с использованием международных процедур (переговоры, арбитраж и др.). Критериями при этом могут быть различные факторы: площадь территории государств-преемников, количество населения, вклад в образование собственности предшественника, уровень экономического развития территорий и т. д.

Правила правопреемства в отношении государственных архивов определяются Частью III Конвенции 1983 года. Под государственными архивами следует понимать совокупность документов любой давности, произведенных или приобретенных государством-предшественником и принадлежащих ему согласно его внутреннему праву. Конвенция обязывает государство-предшественника принимать все меры по предотвращению ущерба и уничтожения государственных архивов, которые переходят к государству-преемнику.

При передаче части территории государства другому государству вопрос о принадлежности и разделе архивов решается на основе специального соглашения между заинтересованными государствами. Если соответствующее соглашение не будет достигнуто, государство-преемник должно получить:

1)часть архивов государства-предшественника, необходимых для нормального управления передаваемой территорией;

2)часть иных архивов государства-предшественника, относящихся исключительно или главным образом к передаваемой территории;

3)достоверные сведения, касающиеся границ передаваемой территории.

Кроме того, оба государства должны предоставлять друг другу по просьбе и за счет запрашивающей стороны копии своих государственных архивов, связанных с интересами передаваемой территории.

При образовании нового независимого государства оно в качестве преемника получает: архивы, принадлежащие его территории и бывшие в период зависимости собственностью государства-предшественника; часть государственных архивов предшественника, необходимых для нормального управления отделившейся территорией или иным образом имеющих отношение к ней. Иные архивы и их копии делятся между предшественником и преемником на основании специального соглашения. Такие соглашения не должны наносить ущерба праву народов заинтересованных государств на развитие, на информацию об их истории и на их культурное достояние.

В случае объединения двух или более государств в одно государство все государственные архивы предшественников переходят к новому единому государству.

Когда от государства-предшественника отделяется (и образует новое государство) часть его территории, государство-преемник получает часть архивов, необходимых для нормального управления данной территорией и иным образом относящихся к ней. Это же правило применяется и в тех случаях, когда отделившаяся территория объединяется с другим государством.

При разделении государства-предшественника на несколько государств-преемников последние получают ту часть архивов предшественника, которая необходима для управления и непосредственно относится к соответствующим территориям. Иные государственные архивы делятся между преемниками на справедливой основе. Все государства-преемники обязаны по первой просьбе предоставлять друг другу копии своей части архивов, связанных с интересами территории запрашивающего государства.

Что касается государственных долгов, то под ними в Конвенции понимаются любые законно возникшие финансовые обязательства государства-предшественника перед любым субъектом международного права. При этом сам факт правопреемства не должен затрагивать прав и обязанностей кредиторов государства-предшественника.

При переходе части территории государства другому государству, вопросы распределения государственного долга решаются соответствующим соглашением между ними. Если соглашение не достигнуто, долги предшественника переходят государству-преемнику в справедливой доле с учетом имущества, прав и интересов, которые также переходят к нему в процессе правопреемства.

При образовании нового независимого государства оно, по общему правилу, не получает “в наследство” долги государства-предшественника. В то же время оба государства могут договориться об ином, если какая-то часть долга неразрывно связана с имуществом, правами и интересами, переходящими к новому независимому государству. Такое соглашение не должно наносить ущерба принципу суверенитета народа над его богатствами и природными ресурсами, а также подрывать основы экономического благосостояния нового государства.

При объединении нескольких государств новое государство-преемник несет обязательства по всем долгам государств-предшественников.

Когда от государства отделяется какая-либо его часть, государству преемнику переходит часть государственного долга предшественника, представляющая собой справедливую долю с учетом имущества, прав и интересов, которые также переходят к государству-преемнику. При этом Конвенция допускает решение данного вопроса самими государствами на основании договора.

При разделении государства-предшественника на несколько государств, его государственный долг переходит к преемникам в справедливых долях, если иное не предусмотрено соглашением всех заинтересованных государств.

Все споры, которые могут возникнуть между участниками Конвенции в случаях правопреемства, должны разрешаться на основе принципа мирного разрешения международных споров. Если государства в течение шести месяцев не урегулировали разногласия посредством консультаций и переговоров, они могут воспользоваться предусмотренной статьей 43 примирительной процедурой с участием Генерального секретаря ООН и специальных мировых посредников. В то же время, за каждым государством сохраняется право передать спор в Международный Суд ООН или в арбитраж, а также прибегнуть к иным процедурам.

Что касается вопросов правопреемства, возникших в связи с распадом Союза ССР, в состав которого входила Казахская ССР, то они решались на основе уже упомянутых многосторонних соглашений. Помимо обычных объектов правопреемства (договоров, собственности, долгов и архивов) при распаде СССР необходимо было урегулировать вопросы, связанные с членством в международных организациях (в первую очередь - в Совете Безопасности ООН) и со статусом ядерной державы. Именно эти особенности обусловили частичное применение к правопреемству в связи с распадом СССР концепции континуитета. В целом процесс правопреемства после прекращения существования огромного федеративного государства происходил на основе общепризнанных норм и принципов международного права.

Согласно Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года, 15 государств-правопреемников взяли на себя обязательство участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в определенных долях, а при условии исполнения этого обязательства согласились гарантировать право собственности каждого государства на причитающуюся ему долю активов СССР. Иными словами, каждое государство-предшественник брало обязательство погасить внешний долг СССР в части, пропорциональной его доле в активах бывшего Союза. Сами доли при этом были определены следующим образом:

Россия - 61,34 %; Украина - 16,37%; Беларусь - 4,13%; Казахстан - 3,86%; Узбекистан - 3,27%; Азербайджан - 1,64%; Грузия - 1,62%; Литва - 1,41%; Молдова - 1,29%; Латвия - 1,14%; Кыргызстан - 0,95%; Армения - 0,86%; Таджикистан - 0,82%; Туркменистан - 0,70%; Эстония - 0,62%.

Для реализации данного Договора в его структуру были включены несколько документов: Протокол о методике определения долей государств в долге и активах и их абсолютных величин, Соглашение о процедуре разделения золотовалютных фондов и резервов СССР, инвестиций и недвижимости СССР за рубежом, Устав Межгосударственного совета, Структура долга и активов, определенных на момент правопреемства и ряд других. Нужно сказать, что на практике вопрос о выплате внешнего долга СССР и распределения его собственности был решен несколько иначе, чем было предусмотрено Договором 1991 года. В период с 1992 по 1994 год практически все государства-правопреемники заключили двусторонние соглашения с Российской Федерацией, по которым Россия брала на себя обязательство по уплате соответствующей доли долга в обмен на определенную долю активов бывшего Союза, причитающуюся тому или иному государству. Так, по российско-туркменскому соглашению от 31 июля 1992 года Туркменистан передал России свою долю в активах бывшего СССР, а Россия приняла на себя обязательства по выплате его внешнего долга, доставшегося Туркменистану в “наследство” от Союза. Аналогичное по содержанию соглашение 6 сентября 1993 года было заключено между Российской Федерацией и Казахстаном.

30 декабря 1991 года в Минске было принято Соглашение глав государств Содружества независимых государств “О собственности бывшего Союза ССР за рубежом”. Этим соглашением за каждым государством была закреплена доля в находящейся за рубежом собственности СССР. Размеры долей точно соответствуют тем, которые содержались в рассмотренном Договоре. Кроме того, вопросы государственной собственности бывшего Союза ССР были урегулированы Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, принятом 9 октября 1992 года в Бишкеке (ратифицировано Казахстаном 24 января 1996 года). В Соглашении закреплен территориальный принцип распределения имущества, в том числе финансовых ресурсов, предприятий, учреждений, организаций, недвижимости и природных ресурсов. Это означает, что каждое государство получило в собственность то имущество, которое на 1 декабря 1990 года находилось на его территории. Это касается и объектов социальной сферы, строительство которых осуществлялось за счет или с помощью других республик.

Правопреемство бывших союзных республик в отношении архивов СССР было урегулировано Соглашением о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 года. Стороны этого Соглашения, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, накопленных в бывших Российской Империи и Союза ССР, отказались от претензий на соответствующие документы, находящиеся за пределами их территорий. Все государства-правопреемники вправе взять под свою юрисдикцию лишь те архивы, которые в момент правопреемства находились на их территории. Вместе с тем, каждое государство вправе требовать возвращения тех фондов, которые были образованы на его территории, но в разное время оказались за ее пределами. В случаях, когда невозможно физически выделить комплекс необходимых документов, все участники Соглашения имеют право доступа к ним и получения соответствующих копий. Все вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями и расчетов за предоставление копий, в каждом конкретном случае должны решаться путем двусторонних соглашений.

6 июля 1992 года в Москве был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства а отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес. В Меморандуме государства-правопреемники подтвердили, что вопрос об участии каждого из них в договорах бывшего СССР должен решаться в соответствии с международным правом. При этом каждое государство принимает решение самостоятельно, в зависимости от специфики каждого конкретного случая, характера и содержания договора. В договорах, касающихся государственных границ, могут участвовать лишь те государства-преемники, которые имеют сопредельную границу с другой стороной каждого договора. Если договор бывшего СССР затрагивает интересы не всех государств Содружества независимых государств, то по нему принимаются решения и совершаются действия только теми сторонами, к кому данный договор применим.

В целом в основу правопреемства в отношении договорной практики СССР была положена концепция континуитета: еще 13 января 1992 года МИД России заявил, что Российская Федерация будет осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных соглашений СССР и попросил рассматривать Россию в качестве стороны этих соглашений.

Аналогичным образом были решены вопросы о членстве в Совете Безопасности ООН и об обладании ядерным оружием. В обоих случаях Российская Федерация была признана мировым сообществом правопреемницей Союза ССР со всеми вытекающими последствиями. Так, подтверждая свою приверженность принципу нераспространения ядерного оружия, Беларусь, Казахстан и Украина передали находящийся на их территориях ядерный потенциал Российской Федерации. Это обязательство было закреплено в Соглашении о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 22 декабря 1991 года.

Континуитет Российской Федерации после распада Союза ССР следует рассматривать как частный, специфический случай правопреемства. Он обусловлен большим количеством объективных факторов экономического, политического и исторического характера. Континуитет России признан не только другими государствами-правопреемниками СССР, но и мировым сообществом. Такой подход нисколько не ущемляет прав и интересов бывших союзных республик, так как каждая из них с обретением независимости пользуется всей вытекающей из суверенитета международной правосубъектностью. Учитывая, что статус великой державы не только дает дополнительные возможности влиять на международные отношения, но и связан с различными обязательствами и огромной ответственностью, концепцию континуитета в данном случае нужно признать обоснованной. Важно иметь в виду, что данная форма правопреемства возможна только при наличии объективных предпосылок. Например, распад федеративного государства Югославии, несмотря на многочисленные усилия, не повлек за собой континуитета Сербии и Черногории. Как справедливо отмечалось в юридической литературе, претензии Сербии и Черногории на продолжение международной правосубъектности СФРЮ были отклонены мировым сообществом в связи с их необоснованностью. Наиболее рельефно эта позиция была отражена на мюнхенском совещании “большой семерки” 1992 года.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные признаки субъекта международного права?

2.Перечислите основных субъектов международного права.

3.В чем принципиальное отличие международной правосубъектности государств от правосубъектности международных организаций?

4.Могут ли индивиды обладать международной правосубъектностью?

5.Что такое международно-правовое признание?

6.Раскройте содержание доктрины Эстрады и доктрины Тобара.

7.Назовите основные виды признания.

8.Что такое международное правопреемство?

9.Какие международные соглашения регулируют правопреемство?

10.Как решаются вопросы правопреемства в отношении международных договоров, государственной собственности, архивов и долгов?

11.Каковы особенности правопреемства в связи с распадом СССР?

Литература

Аваков М. М. Правопреемство освободившихся государств. - М., 1983.

Вельяминов Г. М. Международная правосубъектность // Советский ежегодник международного права. 1986. - М., 1987.

Власова Л. В. Правопреемство государств в отношении договоров. - Минск, 1982.

Залинян А. Правопреемство государств: проблемы и пути их решения. Ереван, 2000.

Захарова Н. В. Правопреемство государств. - М., 1973.

Захарова Н. В. Индивид - субъект международного права // Советское государство и право. 1989. № 11.

Ильин Ю. Д. Международное публичное право. - М., 2004.

Курдюков Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования. - Казань, 1979.

Малинин С. А., Ковалева Т. М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 1992. № 5.

Толстых В. Л. Международное право: практика применения. Консультативные заключения Международного Суда ООН. - М., 2004.

Ушаков Н. А. Международное право. - М., 2003.

Фельдман Д. И. Признание в современном международном праве. - М., 1975.

Фельдман Д. И., Курдюков Г. И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. - Казань, 1974.

Цибуков В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств. - М., 1994.

Международная правосубъектность / Отв. ред. Д. И. Фельдман. - М., 1971.

Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. - М., 2000.

Международное публичное право. Учебник (под ред. К. А. Бекяшева). - М., 2004.

Сборник документов по международному праву (под ред. К. К. Токаева). - Алматы, 1998.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: