Января 1891 г

Оценка Л.Н. Толстого дана в связи с выходом 13-го тома его собрания сочинений, включавшего "Крейцерову сонату" и ряд статей философского содержания.

Толстой - фанатик своего безумия и, к несчастью, увлекает и приводит в безумие тысячи легкомысленных людей. Сколько вреда и пагубы от него про­изошло, - трудно и исчислить. К несчастью, безумцы, уверовавшие в Толстого, одержимы так же, как и он, духом неукротимой пропаганды и стремятся про­водить его учение в действие и проводить в народ. Таких примеров уже не ма­ло, но самый разительный пример - кн. Хилкова, гвардейского офицера, кото­рый поселился в Сумском уезде, Харьковской губ., роздал всю землю крестья­нам и, основавшись на хуторе, проповедует крестьянам толстовское евангелие, с отрицанием церкви и брака, на началах социализма. Можно себе представить, какое действие производит он на невежественную массу!..

Нельзя скрывать от себя, что в последние годы крайне усилилось умствен­ное возбуждение под влиянием сочинений графа Толстого и угрожает распро­странением странных, извращенных понятий о вере, о церкви, о правительстве и обществе; направление вполне отрицательное, отчужденное не только от церкви, но и от национальности. Точно какое-то эпидемическое сумасшествие


охватило умы. К Толстому примкнул совершенно обезумевший Соловьев1, вы­ставляя себя каким-то пророком, и, несмотря на явную нелепость и несо­стоятельность всего, что он проповедует, его слушают, его читают, ему руко­плещут, как было недавно в Москве.

Кружки этого рода сгруппировались особливо в Москве и, к сожалению, около университета, где три общества: юридическое, любителей словесности и новое, психологическое, собирают публику, большею частью из неопытной молодежи, для распространения самых извращенных идей; все они имеют свои издания такого же направления. В Москве же развелись ныне либеральные богачи-купцы и купчихи, поддерживающие капиталом и учреждения духа эман­сипации (в роде женских курсов), и журналы вредного направления. Так, на счет одной купчихи издается журнал "Русская Мысль", к сожалению, самый распространенный изо всех русских журналов; он в руках у всей молодежи, и множество голов сбито им с толку. Так, купец Абрикосов (конфектное заведе­ние) поддерживает журнал: "Вопросы философии и психологии", служащий ареною для Соловьева и отчасти для Толстого.

Письма К. П. Победоносцева к Александру III. Т. II. С. 252-253.

16.1.4. ИЗ ПИСЬМА К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА

АЛЕКСАНДРУ Ш О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

20 июня 1886 г.

Здесь, в Кисловодске... с кн. Дондуковым2... немало разговоров о здешних делах, которые не представляют утешительного вида. Повторяется и здесь горь­кий опыт, который приходится России выносить со всеми спасенными и обла­годетельствованными инородческими национальностями. Выходит, что грузины едва не молились на нас, когда грозила еще опасность от персов. Когда гроза стала проходить еще при Ермолове, уже появились признаки отчуждения. По­том, когда явился Шамиль, все опять притихло. Прошла и эта опасность, - гру­зины снова стали безумствовать, по мерс того, как мы с ними благодушествова­ли, баловали их и приучили к щедрым милостям на счет казны и казенных имуществ. Эта система ухаживания за инородцами и довела до нынешнего со­стояния. Всякая попытка привесть их к порядку возбуждает нелепые страсти и претензии.

Письма К. П. Победоносцева к Александру III. Т. II. С. 112.

16.1.5. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЛ. МЕЩЕРСКОГО

ОБ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Такого цельнаго и полнаго консерватора я никогда не видел и не встречал... Мы все были маленькими перед его грандиозною фигурою консерватора... Апо-

1 Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - российский философ, поэт, публицист
и литературный критик. Прошел сложный путь эволюции философских и политических
воззрений. В 80-х - начале 90-х годов XIX в. придерживался умеренно-реформистских
взглядов.

2 Дондуков-Корсаков Александр Михайлович (1820-1893) - российский военный и и
государственный деятель. В 1882-1890 гг. - наместник Кавказа.


стол правды во всем, в крупном и в мелочах, Достоевский был как аскет строг, и как неофит фанатичен в своем консерватизме... И тут какая оригинальность в сопоставлении того, чем Достоевский был, с тем, чем он слыл для массы рус-скаго интеллигентнаго люда, искавшего в нем, благодаря его эпохе, какого-то фетиша либеральной революционной партии.

Этих-то своих поклонников Достоевский ненавидел. Достоевский умел не­навидеть, это была черта его духовной личности, которую я вообще встречал в людях редко, а в консерваторах подавно... В ненависти к революционерам Дос-тоевскаго было два двигателя: ненависть к ним за вред, который они приносят русскому народу, и ненависть за ложь в их проповедничестве...

Мещерский В.П. Мои воспоминания. Ч. 2. С. 179-180.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: