16.2.1. Д.М. ПИСАРЕВ1 О ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТАХ РЕВОЛЮЦИОНЕРА 60-х ГОДОВ XIX в.
...Новый человек верит своему уму, и верит только ему одному; он вводит свой ум во все обстоятельства своей жизни, во все заветные уголки своего чувства, потому что нет той вещи и нет того чувства, которое его ум мог бы замарать или опошлить своим прикосновением. <...>
У новых людей добро и истина, честность и знание, характер и ум оказываются тождественным понятием; чем умнее новый человек, тем он честнее, потому что тем меньше ошибок вкрадывается в расчеты. У нового человека нет причин для разлада между умом и чувством, потому что ум, направленный на любимый и полезный труд, всегда советует только то, что согласно с личною выгодою, совпадающею с истинными интересами человечества и, следовательно, с требованиями самой строгой справедливости и самого щекотливого нравственного чувства.
Основные особенности нового типа, о которых я говорил до сих пор, могут быть сформулированы в трех главных положениях, находящихся в самой тесной связи между собою.
|
|
I. Новые люди пристрастились к общеполезному труду.
П. Личная польза новых людей совпадает с общею пользою, и эгоизм их вмещает в себе самую широкую любовь к человечеству.
Ш. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с их чувством, потому что ни ум, ни чувство их не искажены хроническою враждою против остальных людей.
А все это вместе может быть выражено еще короче: новыми людьми называются мыслящие работники, любящие свою работу. Значит, и злиться на них незачем.
Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С. 280-281.
1 Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) - российский публицист и литературный критик, один из теоретиков революционного движения 60-70-х годов XIX в.
16.2.2. ИЗ КНИГИ "ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА" ПЛ. ЛАВРОВА1 О РЕВОЛЮЦИОНЕРАХ КАК "КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИХ ЛИЧНОСТЯХ"
... "Один в поле не воин", - говорит старинная пословица, и личность, являющаяся пред лицом общества с критикой общественных форм и с желанием воплотить в них справедливость, как бессильная единица, конечно, ничтожна. Тем не менее, подобные личности создали историю, сделавшись силою, двигателями общества. Как же они это сделали?
Прежде всего надо признать факт, что если рассматриваемый деятель есть, действительно, критически мыслящая личность, то он никогда не одинок. В чем состоит его критика общественных форм? В том, что он понял яснее и глубже других недостатки этих форм, отсутствие справедливости в них для настоящего времени... недостаточно критически мыслящие личности, не понимают, отчего это им так нехорошо. Но если им сказать, то они понять могут... верность этой мысли гораздо полнее и разностороннее, чем ее первый провозвестник. Итак, чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли... 2>го - сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила.
|
|
Чтобы действие силы проявилось, нужен пример. Чтобы личность почувствовала себя не одинокою, надо, чтобы она узнала, что есть другая личность, не только понимающая, как ей тяжело и почему так тяжело, но и действующая против этого зла. Нужно не только слово, нужно дело. Нужны энергичные, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем... При этом фазисе борьбы критически мыслящие личности имеют перед собою уже действительную силу, только силу нестройную. Она тратится большею частью бесполезно... Люди гибнут из-за проявления зла, а сущность его остается нетронутой...
Чтобы сила не тратилась даром, надо ее организовать. Критически мыслящие и энергически желающие личности должны желать не только борьбы, но победы, для этого надо понимать не только цель, к которой стремишься, но и средства, которыми можно ее достигнуть. Если борьба была серьезна, то в числе борцов против устаревших общественных форм находятся не все только личности, борющиеся во имя своего страдания и понявшие это страдание лишь с чужого слова, с чужой мысли. В числе борцов есть и личности, критически продумавшие положение дел. Им приходится отыскивать друг друга; им приходится соединиться и придать нестройным элементам народившейся исторической силы стройность и согласие. Тогда сила организована; ее действие можно направить на данную точку, концентрировать для данной цели; ее задача теперь чисто техническая: с наименьшей тратой сил совершить наибольшую работу. Пора бессознательных страданий и мечтаний прошла; пора героических деятелей и фанатических мучеников, безрасчетливой траты сил и бесполезных жертв прошла. Настала пора спокойных, сознательных работников, рассчитанных ударов, строгой мысли и неуклонной, терпеливой деятельности...
Лавров П.Л. Исторические письма. М., 1905. С. 139-152.
1 Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - российский философ и публицист, один из теоретиков народнического движения.
16.2 3. ИЗ КНИГИ МЛ. БАКУНИНА1 "ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И АНАРХИЯ"
... В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать как на необходимые условия социальной революции. <...>
Что же служит ему препятствием к совершенно победоносной революции? Недостаток ли в общем народном идеале, который был бы способен осмыслить народную революцию, дать ей определенную цель и без которого... невозможно одновременное и всеобщее восстание целого народа, а следовательно, невозможен и самый успех революции...
Существует ли такой идеал в представлении народа русского? Нет сомнения, что существует, и нет даже необходимости слишком далеко углубляться в историческое сознание нашего народа, чтобы определить его главные черты.
Первая и главная черта - это всенародное убеждение, что земля принадлежит народу, орошающему се своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование сю принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими, - это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству...
|
|
... Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись...
В таком положении что может делать наш умственный пролетариат, русская честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная молодежь? Она должна идти в народ... Но как и зачем идти в народ?
В настоящее время у нас, после несчастного исхода нечаевского предприятия, мнения на этот счет, кажется, чрезвычайно разделились; но из общей неурядицы мыслей выделяются уже теперь два главные и противоположные направления. Одно - более миролюбивое и подготовительного свойства; другое -бунтовское и стремящееся прямо к организации народной борьбы.
Поборники первого направления в настоящую возможность этой революции не верят. Но так как они не хотят и не могут оставаться покойными зрителями народных бед, то они решаются идти в народ для того, чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для того, чтобы его научить, подготовить, не теоретически, а на практике, своим живым примером...
Другой путь - боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждем спасения.
Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек - недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева...
Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. Т. III. С. 331-332.
1 Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) - российский революционер, один из основателей и теоретиков народничества и анархизма.
16.2.4. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ С.Ф. КОВАЛИКА1 О "ХОЖДЕНИИ В НАРОД" В 1874 г.
Весною 1874 года молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр.
|
|
Из Петербурга революционеры двинулись одни на родину или места, где у них имелись какие-нибудь случайные связи другие - большинство - на Волгу, где они ожидали найти наиболее благоприятную почву для революционной деятельности, третьи - меньшая часть - направились на юг, преимущественно в Киев, четвертые, наконец, считали нужным предварительно заехать в разные губернские города, где имелись революционные кружки, с которыми предполагалось установить связи, или представлялся какой-нибудь случай для пропаганды...
Таким образом, летом 1874 года революционеры рассыпались по всему обширному пространству Европейской России... Кавказа и самых северных губерний. <...>
Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного просвещения народа, но и систематического его революционизирования - она стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения. Пропагандист не считал потерянным временем, если ему удавалось возбудить в своих случайных собеседниках - крестьянах или рабочих - какую-нибудь отдельную революционную мысль или даже только усилить существующее у них недовольство своим положением. <...>
Оседлая пропаганда велась также в большинстве случаев лицами, не имеющими определенных занятий. Пропагандист поселялся обыкновенно в доме своих родных или сочувствующих ему знакомых. Сравнительно немногие из оседлых пропагандистов имели определенную профессию, занимая должности учителей и фельдшеров. К оседлым пропагандистам следует присоединить также небольшое число учителей, не вошедших окончательно в революционную партию, но сочувствовавших ей и распространявших между крестьянами революционные книги.
Оседлая пропаганда по существу своему должна была вестись более осторожно и медленно, чем летучая. Пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва как будто без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги. Эти последние в оседлой пропаганде играли гораздо большую роль, чем в летучей. Кроме того, оседлые пропагандисты не отказывались также от пропаганды среди лиц, принадлежавших к сельской интеллигенции. <...>
Ковалик С.Ф. Революционное движение 70-х годов и процесс 193-х. М., 1928. С. 133-138.
1 Ковалик Сергей Федорович (1846-1926) - активный деятель народнического движения.
16.2.5. ИЗ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ "ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ"1
Конечный политический и экономический наш идеал - анархия и коллективизм.
Но, признавая, с одной стороны, что партия может быть влиятельною и сильною только тогда, когда она опирается на народные требования... а с другой - что коренные черты характера русского народа настолько социалистич-ны, что... мы суживаем наши требования до реально осуществимых в ближайшем будущем, т.е. до народных требований, каковы они есть в данную минуту...
Таким образом, "земля и воля", служившая девизом стольких народных движений,.. - эта формула, по нашему мнению, и теперь служит наилучшим выражением народных взглядов на владение землею и устройство своего общежития...
Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота, и притом возможно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее и большее проникновение в народную жизнь (благодаря протекторату и стараниям русского правительства) разных язв буржуазной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания по вышеуказанным вопросам.
Указанное противоречие между народным идеалом и требованиями правительства создавало и создает в России ту массу крупных и мелких народных движений,., которые выражают собою активный протест русского народа против существующего порядка. Но эта борьба с организованной силой государства,., оказывается слишком неравною, тем более что народ в значительном большинстве разъединен и... ему очень мудрено подготовить и противопоставить правительственной организации широкую народную организацию.
Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание русской соц-[иально]-революционной партии:
1) помочь организоваться элементам недоволь
ства в народе и слиться с существующими уже на
родными организациями революционного харак
тера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства, и
2) ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать, силу госуда
рства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого,
даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.