Радикальное направление: теория и практика

16.2.1. Д.М. ПИСАРЕВ1 О ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТАХ РЕВОЛЮЦИОНЕРА 60-х ГОДОВ XIX в.

...Новый человек верит своему уму, и верит только ему одному; он вводит свой ум во все обстоятельства своей жизни, во все заветные уголки своего чув­ства, потому что нет той вещи и нет того чувства, которое его ум мог бы зама­рать или опошлить своим прикосновением. <...>

У новых людей добро и истина, честность и знание, характер и ум оказы­ваются тождественным понятием; чем умнее новый человек, тем он честнее, потому что тем меньше ошибок вкрадывается в расчеты. У нового человека нет причин для разлада между умом и чувством, потому что ум, направленный на любимый и полезный труд, всегда советует только то, что согласно с личною выгодою, совпадающею с истинными интересами человечества и, следователь­но, с требованиями самой строгой справедливости и самого щекотливого нрав­ственного чувства.

Основные особенности нового типа, о которых я говорил до сих пор, могут быть сформулированы в трех главных положениях, находящихся в самой тес­ной связи между собою.

I. Новые люди пристрастились к общеполезному труду.

П. Личная польза новых людей совпадает с общею пользою, и эгоизм их вмещает в себе самую широкую любовь к человечеству.

Ш. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с их чувством, по­тому что ни ум, ни чувство их не искажены хроническою враждою против ос­тальных людей.

А все это вместе может быть выражено еще короче: новыми людьми назы­ваются мыслящие работники, любящие свою работу. Значит, и злиться на них незачем.

Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С. 280-281.

1 Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) - российский публицист и литературный критик, один из теоретиков революционного движения 60-70-х годов XIX в.


16.2.2. ИЗ КНИГИ "ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА" ПЛ. ЛАВРОВА1 О РЕВОЛЮЦИОНЕРАХ КАК "КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИХ ЛИЧНОСТЯХ"

... "Один в поле не воин", - говорит старинная пословица, и личность, яв­ляющаяся пред лицом общества с критикой общественных форм и с желанием воплотить в них справедливость, как бессильная единица, конечно, ничтожна. Тем не менее, подобные личности создали историю, сделавшись силою, двига­телями общества. Как же они это сделали?

Прежде всего надо признать факт, что если рассматриваемый деятель есть, действительно, критически мыслящая личность, то он никогда не одинок. В чем состоит его критика общественных форм? В том, что он понял яснее и глубже других недостатки этих форм, отсутствие справедливости в них для настоящего времени... недостаточно критически мыслящие личности, не понимают, отчего это им так нехорошо. Но если им сказать, то они понять могут... верность этой мысли гораздо полнее и разностороннее, чем ее первый провозвестник. Итак, чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против обще­ственных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомыш­ленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли... 2>го - сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила.

Чтобы действие силы проявилось, нужен пример. Чтобы личность почувст­вовала себя не одинокою, надо, чтобы она узнала, что есть другая личность, не только понимающая, как ей тяжело и почему так тяжело, но и действующая против этого зла. Нужно не только слово, нужно дело. Нужны энергичные, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем... При этом фазисе борьбы критически мыслящие личности имеют перед собою уже дейст­вительную силу, только силу нестройную. Она тратится большею частью бес­полезно... Люди гибнут из-за проявления зла, а сущность его остается нетрону­той...

Чтобы сила не тратилась даром, надо ее организовать. Критически мысля­щие и энергически желающие личности должны желать не только борьбы, но победы, для этого надо понимать не только цель, к которой стремишься, но и средства, которыми можно ее достигнуть. Если борьба была серьезна, то в чис­ле борцов против устаревших общественных форм находятся не все только личности, борющиеся во имя своего страдания и понявшие это страдание лишь с чужого слова, с чужой мысли. В числе борцов есть и личности, критически продумавшие положение дел. Им приходится отыскивать друг друга; им прихо­дится соединиться и придать нестройным элементам народившейся историче­ской силы стройность и согласие. Тогда сила организована; ее действие можно направить на данную точку, концентрировать для данной цели; ее задача теперь чисто техническая: с наименьшей тратой сил совершить наибольшую работу. Пора бессознательных страданий и мечтаний прошла; пора героических деяте­лей и фанатических мучеников, безрасчетливой траты сил и бесполезных жертв прошла. Настала пора спокойных, сознательных работников, рассчитанных ударов, строгой мысли и неуклонной, терпеливой деятельности...

Лавров П.Л. Исторические письма. М., 1905. С. 139-152.

1 Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - российский философ и публицист, один из теоретиков народнического движения.


16.2 3. ИЗ КНИГИ МЛ. БАКУНИНА1 "ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И АНАРХИЯ"

... В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать как на необходимые условия социаль­ной революции. <...>

Что же служит ему препятствием к совершенно победоносной революции? Недостаток ли в общем народном идеале, который был бы способен осмыслить народную революцию, дать ей определенную цель и без которого... невозможно одновременное и всеобщее восстание целого народа, а следовательно, невозмо­жен и самый успех революции...

Существует ли такой идеал в представлении народа русского? Нет со­мнения, что существует, и нет даже необходимости слишком далеко углублять­ся в историческое сознание нашего народа, чтобы определить его главные черты.

Первая и главная черта - это всенародное убеждение, что земля принадле­жит народу, орошающему се своим потом и оплодотворяющему ее собственно­ручным трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование сю принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими, - это квази­абсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решитель­но враждебное отношение общины к государству...

... Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись...

В таком положении что может делать наш умственный пролетариат, русская честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная молодежь? Она должна идти в народ... Но как и зачем идти в народ?

В настоящее время у нас, после несчастного исхода нечаевского предпри­ятия, мнения на этот счет, кажется, чрезвычайно разделились; но из общей не­урядицы мыслей выделяются уже теперь два главные и противоположные на­правления. Одно - более миролюбивое и подготовительного свойства; другое -бунтовское и стремящееся прямо к организации народной борьбы.

Поборники первого направления в настоящую возможность этой революции не верят. Но так как они не хотят и не могут оставаться покойными зрителями народных бед, то они решаются идти в народ для того, чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для того, чтобы его научить, подготовить, не теоретически, а на практике, своим живым примером...

Другой путь - боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждем спасения.

Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком от­чаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек - недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева...

Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. Т. III. С. 331-332.

1 Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) - российский революционер, один из основателей и теоретиков народничества и анархизма.


16.2.4. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ С.Ф. КОВАЛИКА1 О "ХОЖДЕНИИ В НАРОД" В 1874 г.

Весною 1874 года молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр.

Из Петербурга революционеры двинулись одни на родину или места, где у них имелись какие-нибудь случайные связи другие - большинство - на Волгу, где они ожидали найти наиболее благоприятную почву для революционной деятельности, третьи - меньшая часть - направились на юг, преимущественно в Киев, четвертые, наконец, считали нужным предварительно заехать в разные губернские города, где имелись революционные кружки, с которыми предпола­галось установить связи, или представлялся какой-нибудь случай для пропаган­ды...

Таким образом, летом 1874 года революционеры рассыпались по всему об­ширному пространству Европейской России... Кавказа и самых северных гу­берний. <...>

Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного просвещения народа, но и систематического его ре­волюционизирования - она стремилась внести революционное брожение в ши­рокие слои населения. Пропагандист не считал потерянным временем, если ему удавалось возбудить в своих случайных собеседниках - крестьянах или рабочих - какую-нибудь отдельную революционную мысль или даже только усилить существующее у них недовольство своим положением. <...>

Оседлая пропаганда велась также в большинстве случаев лицами, не имею­щими определенных занятий. Пропагандист поселялся обыкновенно в доме своих родных или сочувствующих ему знакомых. Сравнительно немногие из оседлых пропагандистов имели определенную профессию, занимая должности учителей и фельдшеров. К оседлым пропагандистам следует присоединить так­же небольшое число учителей, не вошедших окончательно в революционную партию, но сочувствовавших ей и распространявших между крестьянами рево­люционные книги.

Оседлая пропаганда по существу своему должна была вестись более осто­рожно и медленно, чем летучая. Пропагандист заводил знакомство среди бли­жайших крестьян или рабочих, сперва как будто без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги. Эти послед­ние в оседлой пропаганде играли гораздо большую роль, чем в летучей. Кроме того, оседлые пропагандисты не отказывались также от пропаганды среди лиц, принадлежавших к сельской интеллигенции. <...>

Ковалик С.Ф. Революционное движение 70-х годов и процесс 193-х. М., 1928. С. 133-138.

1 Ковалик Сергей Федорович (1846-1926) - активный деятель народнического движе­ния.


16.2.5. ИЗ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ "ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ"1

Конечный политический и экономический наш идеал - анархия и коллек­тивизм.

Но, признавая, с одной стороны, что партия может быть влиятельною и сильною только тогда, когда она опирается на народные требования... а с дру­гой - что коренные черты характера русского народа настолько социалистич-ны, что... мы суживаем наши требования до реально осуществимых в бли­жайшем будущем, т.е. до народных требований, каковы они есть в данную ми­нуту...

Таким образом, "земля и воля", служившая девизом стольких народных движений,.. - эта формула, по нашему мнению, и теперь служит наилучшим выражением народных взглядов на владение землею и устройство своего обще­жития...

Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота, и притом возможно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее и большее проникновение в народную жизнь (благодаря протекторату и стараниям русско­го правительства) разных язв буржуазной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания по вышеуказанным вопросам.

Указанное противоречие между народным идеалом и требованиями прави­тельства создавало и создает в России ту массу крупных и мелких народных движений,., которые выражают собою активный протест русского народа про­тив существующего порядка. Но эта борьба с организованной силой государст­ва,., оказывается слишком неравною, тем более что народ в значительном боль­шинстве разъединен и... ему очень мудрено подготовить и противопоставить правительственной организации широкую народную организацию.

Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание русской соц-[иально]-революционной партии:

1) помочь организоваться элементам недоволь­
ства в народе и слиться с существующими уже на­
родными организациями революционного харак­
тера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства, и

2) ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать, силу госуда­
рства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого,
даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: