Фирмы-эксплеренты – в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике – инновационная, состоящая в создании радикальных, прорывных нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Фирмы-эксплеренты отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своихсотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР.
На первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся за рискованный процесс внедрения или коммерциализации открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. В последние десятилетия поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер.
На втором этапе происходит вывод нового товара на рынок. Здесь происходит рост потребительской ценности нового товара и товар-новинка обретает очень высокую конкурентоспособность. При этом производитель получает возможность быстро наращивать объемы продаж и получать высокую прибыль.
Третий этап - массовое производство, где рынок нового товара растет, на новые возможности, обращают внимание ведущие корпорации, а фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе «виоленты-слоны».
|
|
Четвертый этап - слияние с крупной фирмой. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Также появляется доступ к ресурсам крупной фирмы.
Чтобы продолжить успешно действовать на рынке, эксплерент должен сменить стратегию и либо сформировать четкую специализацию (патиентная стратегия), либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть (виолентная стратегия), сформировать свою миссию.
Фирмы-коммутанты («серые мыши)
Мелкие фирмы берутся за все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая (отсюда -«коммутанты»). Мелкие фирмы активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги, что ускоряет процесс диффузии нововведений.
Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.
Стадии становления фирмы-коммутантов