Информатика – XI класс

Примерные экзаменационные билеты по информатике для государственной (итоговой) аттеста­ции по информатике в устной форме за курс сред­него (полного) общего образования составлены на базе Обязательного минимума содержания средне­го (полного) общего образования (приказ Миноб­разования России № 56 от 30.06.99 г.) и федераль­ного компонента государственного стандарта сред­него (полного) общего образования (приказ Мин­образования России от 05.03.2004 г. № 1089). По­скольку новая структура обучения предмету "Ин­форматика и ИКТ" ориентирована на два основных концентра в основной и старшей школе и Обяза­тельный минимум содержания среднего (полного) общего образования в настоящее время практиче­ски полностью реализуется в основной школе, то представленные комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образо­вания, реализуемого на двух уровнях — базовом и профильном.

Представленный экзаменационный материал независим от конкретной реализации со­держания предмета в существующих учебниках. Комплекты можно считать универсальными, посколь­ку содержание теоретических вопросов ориентиро­вано на федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования соответствующего уровня и учитель самостоятельно конкретизирует содержание практических заданий в зависимости от имеющейся компьютерной тех­ники и используемого программного обеспечения, а также может корректировать сложность предлага­емых задач. Комплекты являются примерными, то есть образовательное учреждение на их основе, со­ставляет комплекты билетов, непосредственно ис­пользуемых па экзамене, с учетом содержания учеб­ной программы, наличия средств ИКТ и используе­мого программного обеспечения.

Экзамен по "Информатике и ИКТ" является эк­заменом по выбору учащегося, поэтому предполага­ется, что содержание, форма и процедура проведе­ния будет скорректирована в конкретном образо­вательном учреждении в соответствии с Положени­ем о государственной (итоговой) аттестации вы­пускников IX и XI (XII) классов общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации.

Победителям и призерам регионального этапа Все­российской олимпиады по информатике можно зас­читать экзамен по выбору без проведения процеду­ры сдачи по диплому или сертификату.

Поскольку предмет "Информатика и ИКТ" имеет большую прикладную составляющую, способствую­щую успешному изучению многих других предметов, и новым базисным учебным планом предусмотрены часы на проектную деятельность, возможно в каче­стве экзамена по выбору организовать защиту тема­тического проекта. Проектная работа учащегося долж­на представлять собой законченное исследование вопроса (задачи) по заданной тематике. Это означа­ет, что учащийся проанализировал имеющуюся в различных источниках (не только учебного назначе­ния) информацию, обобщил ее, сформулировал са­мостоятельно результаты исследования и представил их для оценки экзаменационной комиссии. Защита проекта производится в очной форме учащимся. Те­матика проектных работ может быть выбрана из предложенных ниже тематических блоков.

Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в сле­дующие тематические блоки: "Информация и ее кодирование. Информационные процессы", "Алго­ритмизация и программирование", "Основы логи­ки", "Моделирование и компьютерный эксперимент", "Основные устройства информационных и комму­никационных технологий", "Программные средства информационных и коммуникационных технологий", "Технология обработки графической и звуковой ин­формации", "Технологии обработки информации в электронных таблицах", "Технология хранения, по­иска и сортировки информации в базах данных", "Телекоммуникационные технологии".

Содержание билетов охватывает основное содер­жание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых r школе вариантов курса информатики. Различие в базовом и профильном уровнях по информатике проявляет­ся в степени детализации описания содержания образования, которая отражает стремление к диф­ференциации построения, характера образования на этих уровнях. На базовом уровне ориентация содержания на обобщение, систематизацию изучен­ного материала. На профильном уровне — на рас­ширение и углубление материала. Учителям при составлении экзаменационных материалов для вы­пускников необходимо это учитывать.

Комплект примерных билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содержит три вопросы.

Первый вопрос теоретический, предполагает устный ответ учащихся е возможной демонстрацией на компьютере необходимой для от­пета иллюстративной части. Вопрос проверяет теоретическую подготовку выпускника по предмету. Это может быть описание объектов изучения, их суще­ственных признаков, свойств, связей между ними, a также раскрытие сущности изученного объекта. Ка­чественные характеристики усвоения изученного материала могут отличаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформированных знаний, в других случаях — прочность и действенность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и опе­ративного применения знаний учащимися. Описан­ные качественные характеристики являются крите­риями оценивания результатов обучения учащихся.

Второй вопрос содержит практическое задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данного раздела экзамена — прове­рить у выпускника сформированность умений опе­рировать изученным программным обеспечением и применять его для решения практических задач. Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс опера­ций с конкретным программным пакетом, но при этом проверяются также общие знания и умении: запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата дан­ных, связь и внедрение объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения ин­формационных технологий, достаточную для про­должения образования. Таким образом, проверя­ются как специальные (предметные) умения, кото­рые формируются в процессе изучения конкретно­го учебного материала, так и умения рациональной учебной деятельности, т.е. умение планировать учеб­ную работу, рационально ее организовывать, конт­ролировать ее выполнение.

Третий вопрос содержит расчетное задание, ко­торое может выполняться как на компьютере, так и в письменной форме. Учащийся может использо­вать установленное на компьютере программное обеспечение для облегчения расчетов. Задание обес­печивает проверку интеллектуальных умений (ана­лиз и синтез, обобщение и дифференциация, абст­рагирование и конкретизация, сравнение и анало­гия, установление причинно-следственных связей) в основном на двух уровнях: продуктивном (приме­нение знаний по образцу, решение типовых задач и их объяснение) и творческом (применение знаний в новой ситуации).

Для наиболее полного охвата и равномерного рас­пределения том по билетам предлагается таблица распределения заданий в различных желательных сочетаниях (см. приложение 1).

Далее на основе примерной программы, где дается распределение часов на каж­дую чему, рассчитывается количество необходимых билетов е различными сочетаниями том. Таблица по­может учителю определить минимальную комплек­тацию билетов для конкретного контингента экза­менуемых.

Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам базового уровня может быть в диапазо­не от 10 до 30 минут, профильного уровня — 20— 40 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.

Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (скла­дывается из нескольких мнений членов экзаменаци­онной комиссии). При оценке ответа возможно ис­пользование традиционной формы оценивания по пятибалльной шкале каждого вопроса и выставление среднего значения в итоге па экзамен. Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов дея­тельности, которым обучен выпускник по предмету.

На " 5 " оценивается ответ, если учащийся имеет системные полные знания и умения по поставлен­ному вопросу. Содержание вопроса учащийся изла­гает связно, в краткой форме, раскрывает последо­вательно суп. изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность получен­ных знаний и умений, не допускает терминологи­ческих ошибок и фактических неточностей.

На " 4 " оценивается ответ, я котором отсутству­ют незначительные элементы содержания или при­сутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки, иногда наруша­лась последовательность изложения.

На " 3 " оценивается неполный ответ, в котором отсутствуют значительные элементы содержания или присутствуют псе вышеизложенные знания, но до­пущены существенные ошибки, нелогично, про­странно изложено основное содержание вопроса.

На " 2 " оценивается ответ, при котором учащие­ся демонстрируют отрывочные, бессистемные зна­ния, неумение выделить главное, существенное в ответе, допускают грубые ошибки.

В приложении к билетам приводятся образцы вторых и третьих заданий к билетам. Сделано это только в тех случаях, когда из формулировки биле­тов неочевидна сложность задачи. Формулировки задач примерные, они даются только в качестве образца. Учителю необходимо самому составить за­дачи. Предполагается, что конкретные формулиров­ки задач сообщаются учащимся только на экзаме­не, после того, как учащийся выберет соответствую­щий билет. Сообщать формулировки конкретных задач в период подготовки к экзаменам не реко­мендуется, так как велика вероятность заучивания учащимися правильных решений без понимания сущности вопроса.

Таблица возможных сочетаний тем курса «Информатика и ИКТ» для составления билетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: