Зарождение и развитие военного искусства

С усилением экономического и военного потенциала рабов-ладельческих государств увеличивался размах войн, усложнялись формы и способы их ведения, накапливался боевой опыт, развивалось военное искусство. По-видимому, в начале этот про­был стихийным, эмпирическим, но по мере накопления опы-1едения начали передаваться, записываться в различные источники, сохранившиеся и до наших дней в виде истории той или войны и стратегем (военных хитростей), в ней примененных, Таким образом, первым специальным предметом, которому обучались полководцы, являлась военная история: затем из нее вычленялись стратегия и тактика, которые были посвящены раз-га двух составных частей военного искусства — стратегии и тактики. Самые ранние упоминания об этих понятиях можно и в трудах греческого историка и полководца Ксенофонта вв. до н.э.).

Стратегия, являясь составной частью военного искусства, мала главенствующее положение по отношению к тактике, Ее функциями были: подготовка страны и Вооруженных Сил к войне: определение главного (основного) противника, выбор места и времени сражения; подготовка театра военных действий, организация взаимодействия сухопутных войск с флотом, всестороннего их обеспечения, управления ими как при подготовке к сра­жению, так и в ходе его. Осуществлялось стратегическое руководство либо самим монархом (царем, фараоном), либо полководцем им назначенным, которому передавалась вся полнота поенной власти или часть ее: иногда стратегическое руководство осуществляло и выборное лицо.

С ростом производства, населения, численности армий, с со-нершенствованием средств вооруженной борьбы и накоплением (юевого опыта функции стратегии расширялись, а решаемые за­дачи усложнялись. Вместо кратковременных набегов на близле­жащие земли начали совершаться дальние походы. В целях по­корения других стран и народов велись длительные войны, по­рой одновременно с несколькими противниками. И в походах, и в войнах контакт с противником не был постоянный; в зависимости от масштабов боевых действий и характера выполняемых в ходе них задач стали различать несколько форм боевых действий: удар, бой и сражение.

Удар — это кратковременное мощное поражение противни­ка, как правило, подвижными силами (удар конницы).

Бой — постоянно усложнявшаяся форма, которая свелась к согласованным по цели, месту и времени ударам и маневру под­разделений тактического уровня в целях уничтожения противни­ка или выполнения других тактических задач в ограниченном рай­оне в течение короткого времени.

Сражение — совокупность наиболее важных боев и ударов объединенных общим замыслом, проводимых определенными группировками войск и направленных на решение одной важней­шей задачи. До появления в военном искусстве понятия «опера­ция» сражение являлось основной и самой сложной формой боевых действий.

Следует иметь в виду, что в рассматриваемое время исход самых длительных войн порой зависел от результатов одного сражения. Так, Александр Македонский в течение двух лет со­вершал свой поход в западной части Азии, но лишь разбив войс­ко персидского царя Дария в сражении при Гавгамелах-Арбелах стал ее владыкой, хотя поход продолжался еще 8 лет.

Таким образом, значение стратегии возрастало. Уже тогдгр важно было заключить выгодный союз; все знать о действиям противника, уметь ввести его в заблуждение относительно свои намерений, заставить врага сделать неверный шаг; использовать с выгодой для себя особенности театра военных действий и скла- дывающиеся условия; заблаговременно создать запасы продо­вольствия и фуража, выгодно и надежно их складировать.

В то время сложились и применялись следующие виды стра-тегических действий: наступление, оборона, отход, преследование, партизанская борьба, разгром противника. Как уже отмечалось, успех достигался, как правило, в одном генеральном сражении. Походы предпринимались главным образом в летнее время, чтобы с максимальной эффективностью использовать климатические и хозяйственно-экономические факторы (проще обеспечить отдых, форсирование рек, кормление армии, так как соби-рается урожай). Положения стратегии оказывали влияние на тактику, которая отражала сферы применения войск и была очень чувствительна к изменениям в средствах вооруженной борьбы. Развитие тактики сухопутных войск. Тактика сухопутных войск, являясь составной частью военного искусства, основными своими положениями исходила из стратегии. Она изучала и разрабатывала способы подготовки и проведения ударов; боев и сражений.

В древнем мире стычка с врагом представляла собой руко-пашную схватку конных или пеших воинов, вооруженных холодным оружием. Первые бои и сражения проходили в виде фрон тальных столкновений смешанных масс пехоты и конницы. Четко выраженного боевого порядка не было; вооружение и жжение у воинов было разнотипным.

Однако уже начинали выделяться отряды наиболее сильных и хорошо вооруженных бойцов («бессмертные» у персидских царей), отряды боевых колесниц. Они были способны нанести рассекающий удар войску противника. С выделением конницы в отдельный род войск, усилением других мобильных частей сухопутного войска (появились боевые слоны, верблюды) полководцы стали заботить фланги боевых порядков, так как возникли сложности для осуществления обхода, охвата и развитием производительных сил, ростом культуры производства в древней Греции, что сказалось на качестве холодного оружия и увеличении его количества в войсках, естественно, и с повышением уровня боевой выучки воинов, появился и четко повышенный боевой порядок.

Тяжеловооруженные пехотинцы — гоплиты — стали создавать плотные и глубокие построения, растянутые по фронту —фаланги; 5-10 тыс. бойцов перед боем выстраивались в 6-12 шеренг. Передняя шеренга, сомкнув большие шиты и выставив копья, прикрывала всю фалангу. Вторая и третья шеренги тоже выставляли свои копья перед щитами первой шеренги. Прорвать такой строй было почти невозможно. В то же время сама фалан­га наносила сильнейшие удары в короткой атаке. Соблюдая рав­нение в рядах, шеренгах и обеспечивая тем самым монолитность строя, воины начинали движение с медленного шага, потом переходили на бег и копьями опрокидывали противника.

Применяя фронтальный удар фаланги тяжеловооружен­ных гоплитов, греки начали одерживать одну победу за другой* особенно над армиями азиатских народов, не знавших строя. Порою обращались в бегство при встрече с фалангой численно превосходившие ее войска. Так, в 490 г. до н.э. 10 тыс. греков одер­жали победу над двадцатитысячным войском персов, высадив­шихся на побережье Греции неподалеку от Афин у селения Мара­фон. Причем греки потеряли убитыми лишь 192 человека, персы 6400.

Однако фаланга имела и существенные недостатки - уязви­мые фланги, малоподвижность, неспособность к действию на пересеченной местности и решительному преследованию непри­ятеля. Все это проявилось в том же сражении при Марафоне: потерпев поражение, персы совершили посадку на корабли, и вышли в море, пока фаланга была занята перестроением; ведь в начале сражения афинский полководец Мильтиад построил ее в узкой долине между горами, которые и скрывали фланги пост­роения гоплитов.

Заботясь о флангах, Мильтиад сделал построение на них бо­лее глубоким, а на склонах гор, закрывавших фланги, повалил деревья и в образовавшихся засеках спряталась легковооружен­ная пехота. После того, как персы побежали и фаланга вышла из долины на побережье, нужно было увеличить ее фронт, умень­шив число рядов; этим и воспользовались персы (рис. 4).

Александр Македонский на просторах Азии обеспечивал
фланги и тыл своей фаланги по-другому. У Гавгамел его армия,
насчитывавшая 33 тыс. пехоты и 7 тыс. конницы, была встрече­
на 80-тысячной персидской армией с 200 боевыми колесницами
и 15 боевыми слонами. Все это грозило рассекающими ударами,
охватами и обходами. В этом случае полководец прикрыл флан­
ги конницей и в тылу гоплитов поставил малую фалангу, отражав­
шую удары и с тыла и с флангов. Против боевых колесниц были
сосредоточены лучники, раздражавшие лошадей множеством
стрел., i


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: