Изменение системы комплектования Вооруженных Сил

Практически во всех ранних рабовладельческих государствах система комплектования была кастовая. Существовала каста воинов, где из поколения в поколение передавалось дорогостоя­щее и редкое оружие вместе с секретами его применения и при­вилегией служить монарху: в мирное время нести службу в его владениях, принимать участие в различных церемониях, в воен­ное — идти с ним в поход. Однако армию большой численности такая система не обеспечивала; слабо вооруженное и плохо обу­ченное ополчение не спасало положения.

В VIII-IV вв. до н.э. в греческих государствах (городах: Афина, Фива, Спарте) — применялась милиционная система комплекто­вания, в соответствии с которой, каждый гражданин получал в молодости военную подготовку и в случае войны обязан был явиться с типовым вооружением, соответствовавшим его достат­ку, в указанное место. В Афинах все свободное население дели­лось на четыре имущественных группы. В основе деления лежал земельный ценз — доход, получаемый с земли. В первую и вто­рую группу входили земельные и торговые аристократы, которые несли службу в коннице. Представители третьей, самой много­численной группы давали армии гоплитов — тяжеловооруженную пехоту. Четвертая группа, куда входили феты, имевшие незна­чительный доход или вовсе безземельные, несла службу в лег­ковооруженной пехоте или на флоте. В Римском рабовладель­ческом государстве в VI в. до н.э. было установлено пять имуще­ственных разрядов или классов. Богатые классы поставляли в армию всадников и тяжеловооруженных пехотинцев (легионеров), бедный класс (пятый разряд) — легковооруженную пехоту. Граж­дане, не включенные по имущественному признаку даже в пятый разряд, назывались пролетариями и к воинской службе не при­влекались.

Граждане всех пяти разрядов в случае возникновения опас­ности для государства обязаны были служить в армии с 17 до 46 лет, легионеры старших возрастов, т.е. 50-60 лет, несли гар­низонную службу. При отсутствии военной опасности призывни­ков привлекали для несения внутренней, гарнизонной службы и на учения для совершенствования военной подготовки.

В III в. до н.э. в Древнем Риме начала складываться наем­ная система комплектования в период военной опасности вой­ско увеличивало ряды своих Вооруженных Сил, нанимая воинов профессионалов за определенную плату. После похода часть их искалась по домам. Причем в качестве наемников могли выступать как граждане своего государства, так и иностранцы. Так, пример, в римское войско принимались только римляне; войско Египта состояло преимущественно из наемников - ливийцев.

Развитие системы обучения и воспитания войск. Большое значение в армиях рабовладельческих государств придавалось обучению и воспитанию их личного состава. Это объяснялось тем, что воинам приходилось участвовать в длительных походах и кровопролитных войнах; поэтому им были необходимы специальные навыки. Так, египетское войско обучалось совершать движение в строю, быстро бегать и искусно владеть оружием. Наибольшее внимание уделялось воспитанию и обучению вновь набранных воинов, которые с первого же дня службы были обязаны беспрекословно повиноваться своим начальникам. воспитание и обучение воинов в Афинах начиналось с семи-летнего возраста, когда ребенка отдавали в специальные школы где обучали чтению, письму и гимнастическим упражнениям. Юноши до 16-летнего возраста занимались в школах борьбы пелестрах).

В Спарте ленивые граждане, не следившие за своей физи-ческой формой, неповоротливые и толстые, подвергались все-эму осуждению, насмешкам и даже избиениям. Даже говорить в спартанских школах учили особым образом четко, внятно однозначно и коротко, как это требовалось в ходе боя. Теперь о речь называют лаконичной (Лакония — это область в Спарте. Примеры подобной речи живут в пословицах, например щитом или на щите» — это сказала своему сыну спартанка, провожая его в поход.

Вфизическом воспитании греков большое значение имели олимпийские игры, они проводились регулярно раз в 4 года. Первая известная нам олимпиада датирована 776 г. до н.э. Олимпийские игры превращались в большие праздники, во время которых прекращались все внутренние войны в Греции. В Риме, особенно в IV-VI вв. до н.э. молодежь с ранних лет приучалась к выносливости, закалке организма путем участия в спортивных упражнениях. Уже к 17-18 годам молодые римляне искусно владели копьем, хорошо умели плавать и грести веслами. В военное обучение входило участие в продолжительных маршах с полным походным снаряжением, когда каждый его участник нес на себе до 40-60 фунтов груза со скоростью 6 км/час; обращение с шанцевым инструментом и быстрое устройство укрепленных лагерей.

Одновременно с обучением постоянно проводилось воспита­ние греческих и римских воинов, направленное на поддержание высокого морального духа, стойкости и выносливости, воспита­ние любви к своей стране и своему народу.

Широко применялись меры направленные на повышение за­интересованности в службе. В частности, увеличивались сроки найма, повышалось жалованье, делая воина состоятельным че­ловеком, а при увольнении со службы воинам выделялись луч­шие участки земли при сохранении права на участие в дележе добычи, полученной в военных походах.

Таким образом, обучение и воспитание были направлены на подготовку личного состава к ведению длительных и, как прави­ло, кровопролитных войн.

Изменение состава Вооруженных Сил. Состав Вооружен­ных Сил непрерывно усложнялся. Если на заре своего существо­вания Вооруженные Силы любого государства состояли из сухо­путного войска, то с появлением военного корабля появился и флот, задачи, решаемые им, и служба на флоте были очень специфичными.

Сухопутное войско примерно на рубеже второго и третьего тысячелетий до н.э. разделилось на пехоту и конницу (рис. 3).

Вскоре в государствах Древнего Востока к ним добавились боевые слоны и боевые колесницы. Появились зачатки инже­нерных войск и войскового тыла — кто-то должен был снабжать армию в походе провиантом, решать транспортные задачи, об­служивать военную технику (баллисты, катапульты), строить полевые укрепления. Привлекались для этого все участники похода и рабы, и местное население. Однако были специалис­ты, знающие, как организовать это дело.

Основной род сухопутных войск — пехота — в армиях гречес­ких государств разделилась на тяжелую и легкую в соответствии с имевшимся вооружением и возможностями им обеспечиваемы­ми. В армии Александра Македонского появились димахи, кото­рые могли сражаться и в пешем, и в концом строю.

Конница имела значение лишь при сражениях на обширных пространствах Азии, комплектовалась же она за счет состоятель­ных людей, имевших возможность содержать коня и дорогое

снаряжение Вторгаясь в Малую Азию, Александр Македонский имел7 тыс. всадников, использовавшихся как главная ударная и маневренная сила. В задачи конницы входили действия на флангах противника, а также решительное преследование врага после победы.

Не являлись собственностью государства боевые корабли и вые колесницы, они снаряжались частными лицами, есте-ственно богатыми, которые на них и служили, находясь на командных должностях.

Сухопутное войско

Боевые колесницы и слоны
конница

лешанные массы конных и пеших воинов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: