Педагогические основы красноречия

Педагогика – это наука об образовании и воспитании. Оратор изначально имеет дело с сообщением новой информации о мире, расширяя кругозор слушателей, тем самым способствуя их образованию. Вопрос о воспитательной форме оратора, в частности журналиста, является спорным. Существует мнение, что журналист должен лишь давать информацию, удерживаясь от субъективного мнения и от поучений. С другой стороны, журналистика является той сферой деятельности человека, которая дат богатые возможности для выполнения важной мисси, а именно формирования мировоззрения отдельной личности и совершенствования мира в целом. И эта миссия определяется воспитательной функцией журналиста, который не должен подстраиваться под уровень аудитории, а должен возвышать своего слушателя, ориентируя его на высшие нравственно-человеческие ценности. Эта воспитательная функция не должна быть явной, профессионально-обусловленной как у учителей, священнослужителей. У журналиста его воспитательная миссия должна воплощаться незаметно, неявно, с намеком в виде предоставления информации для размышления, намеков признания права слушателя самому делать выводы.

В любой речи должны соблюдаться такие педагогические принципы, как новизна материала, объективная подача, простота подачи информации, приведение конкретных примеров, доказательность спорных суждений, конкретность выражения несогласия собеседника, несомненное уважение к аудитории.

Структура:

- Тезис (мысль спорная, которая доказывается);

- аргументация;

- демонстрация.

Аргументация представляет собой и совокупность аргументов, и их систему. АРГУМЕНТЫ — это суждения, посредством которых обосновывается истинность тезиса. Следовательно, аргументом может считаться не всякая правильная и интересная мысль, а только та, которая доказывает наш тезис. Принято делить все аргументы на 2 группы: ад рем (ad rem) к существу дела и ад хоминем (ad hominem) –психологические аргументы к человеку. Ad rem – факты, опыты, показания, идеи, статистические данные, словари и др. Ad hominem - виды аргументов, обращенных к стыду, совести, традициям человека.

В системе аргументации принято выделять аргументы по их качествам:

- сильные и слабые;

- поддерживающие и опровергающие;

- дедуктивные и индуктивные (Дедукция – движение мысли от общего к частному)./Демонстрация – показ связи аргументов с тезисом, носящий причинно-следственный характер. /По способу доказывания доказательства бывают прямыми и косвенными./Прямой способ является самым распространенным и наиболее надежным. При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы, из которых по логическим правилам получается тезис. Рассуждение в этом случае начинается с аргументов и с логической необходимостью приводит к обоснованию истинности тезиса. В построении прямого доказательства можно выделить два связанных между собою этапа: отыскание тех, признанных обоснованными утверждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом./Используются 2 метода: Дедуктивный (когда от общего правила идут к частному случаю) и Индуктивный (это когда из частных правил выводится общее). Примеры: 1) Все млекопитающие дышат легкими. Кит – млекопитающее. Из этого следует, что и кит дышит легкими./2)Нужно доказать, что космические корабли подчиняются действию законов небесной механики. Известно, что эти законы универсальны: им подчиняются все тела в любых точках космического пространства. Очевидно также, что космический корабль есть космическое тело. Отметив это, строим соответствующее дедуктивное умозаключение. Оно является прямым доказательством рассматриваемого утверждения./Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения, антитезиса. /Косвенное: метод "от противного" -- чтобы доказать тезис, следует опровергнуть антитезис. Например: Тезис: слово "борьба" по происхождению старославянское. Антитезис: слово "борьба" не является общеславянским. Опровержение антитезиса: если бы слово не было общеславянским, оно бы не употреблялось во всех славянских языках. Но слово "борьба" зафиксировано в украинском, белорусском, болгарском и других славянских языках. Следовательно, правилен тезис.

метод исключения -- истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной -- тезиса. Например: Преступление совершили либо А, либо В, либо С. Доказано, что ни А, ни В на совершали его, так как у них есть алиби. Следовательно, преступление совершил С (у которого нет алиби). / приведение к абсурду -- если допустить, что верен антитезис, получается абсурд. Например, диалог из романа И.С.Тургенева "Рудин": - Стало быть, по-вашему, убеждений нет? - Нет, и не существует. - Это ваше убеждение? - Да. - Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: