Материал, оценка которого выходит за пределы интеллектуальных возможностей данной аудитории, отличается скрытой степенью правдоподобия

Смысловая схема речи.

I. Вступление

Задачи:

- Пробудить интерес к теме предстоящего разговора

— Установить контакт

— Подготовить слушателей к восприятию выступления

— Обосновать постановку вопроса

Основное условие — максимальная лаконичность

— Обращение

— Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы

— Прием сопереживания

II. Главная часть

Задачи:

— Последовательно разъяснить выдвинутые положения

— Доказать их правильность

— Подвести слушателей к необходимым выводам

— Изложение парадоксальной ситуации

— Апелляция к интересам аудитории

— Прием соучастия

— Апелляция к событиям

— Апелляция к географическим или погодным условиям

— Апелляция к речи предыдущего оратора

— Апелляция к авторитетам или известным источникам

— Апелляция к личности оратора

Заключение

Задачи:

— Суммировать сказанное

— Повысить интерес к предмету речи

— Подчеркнуть значение сказанного

— Поставить задачи

— Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи)

— Юмористическое замечание

— Вопросы к аудитории

ТОПИКА, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОПОВ

Источниками изобретения, способами размножения является топос – общие места. А общие места и топосы – топика – отражает общие законы человеческого мышления.

Смысловые модели предполагают, что ритор сам может по моделям сделать речь.

Модели топов:

- род, вид – каждый объект – разновидность другого и сам состоит из разновидностей.

Смысловая модель определена. Кошанский говорит, что это труднейший и полезнейший источник. Это определение ясности речи, способствует оно непротиворечивости речи.

Нужно определить границы речи, т.е. о чем будем говорить. Нарочитая противоречивость способствует созданию афоризмов.

- целые части – каждую модель можно рассмотреть как часть целого, а целое как часть и говорить о каждой из них по отдельности. (ручку можно описать в общем, а можно по отдельности: колпачок, стержень)

Иногда размеры частей нарушаются и появляются гиперболы.

- свойства – это признаки предмета, его качества, функции. Рекомендуется отбирать наиболее существенные признаки предмета.

При описании свойств предмета не рекомендуется избегать выражений собственной оценки.

- сопоставление – все познается в сравнении: выделяем общие черты – это механизм сравнения. Разновидность сравнения – противопоставление.

- причина и следствие – любое обстоятельство может быть порождением чего-либо

2 типа причинно-следственных отношений:

1) цепочечный – одно вытекает из другого;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: