Период Вселенских Соборов

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

I Вселенский (I Никейский) Собор (325) был созван императором Константином Великим для осуждения ереси Александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению; 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Они также составили первые семь членов Символа веры и зафиксировали преимущества еппископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).

II Вселенский (I Константинопольский) Собор (381) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван императором Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Св.Духа, считая Его творением Сына. 150 восточных епископов утвердили истину о единосущии Святого Духа со Отцом и Сыном, составили пять остальных членов Символа веры и зафиксировали преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского - "потому что город сей есть второй Рим" (3-й канон).

III Вселенский (I Эфесский) Собор (431) открыл эпоху христологических споров (о Лице Иисуса Христа). Он был созван для осуждения ереси Константинопольского епископа Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с которым Бог впоследствии соединился нравственно и благодатно обитал в Нем, как в храме. Таким образом, Божественная и человеческая природы во Христе оставались разделенными. 200 епископов Собора утвердили истину о том, что обе природы во Христе соединены в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась).

IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451) был созван для осуждения ереси Константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природы во Христе. При этом Божество неизбежно поглощало человечество (т.н. монофизитство). 630 епископов Собора утвердили антиномическую истину о том, что две природы во Христе соединены "неслиянно и неизменно" (против Евтихия), "нераздельно и неразлучно" (против Нестория). Каноны Собора окончательно зафиксировали т.н. "Пентархию" - соотношение пяти патриархатов.

V Вселенский (II Константинопольский) Собор (553) был созван императором Юстинианом I для умиротворения возникшей после Халкидонского Соборе монофизитской смуты. Монофизиты обвиняли приверженцев Халкидонского Собора в скрытом несторианстве и в подтверждение этого ссылались на трех сирийских епископов (Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Иву Эдесского), в писаниях которых действительно звучали несторианские мнения. Для того чтобы облегчить присоединение монофизитов к Православию, Собор осудил заблуждения трех учителей ("трех глав"), а также заблуждения Оригена.

VI Вселенский (III Константинопольский) Собор (680-681; 692) был созван для осуждения ереси монофелитов, которые, хотя и признавали в Иисусе Христе две природы, но объединяли их одной Божественной волей. Собор 170-ти епископов утвердил истину о том, что Иисус Христос как истинный Бог и истинный Человек имеет две воли, но его человеческая воля не противна, а покорна Божественной. Таким образом, было завершено раскрытие Христологического догмата.

VII Вселенский (II Никейский) Собор (787) был созван императрицей Ириной для осуждения т.н. иконоборческой ереси - последней императорской ереси, которая отвергала иконопочитание как идолопоклонство. Собор раскрыл догматическую сущность иконы и утвердил обязательность иконопочитания.

Свт. Николай, арх. Мир Ликийских (ум. ок. 345 - 351) - великий угодник Божий, родом из Патар. В 290-е гг. - еп. Патарский. Ок. 300 г. - еп. Мир Ликийских. Претерпел мученичество за веру и длительное темничное заключение в гонение имп. Галерия (305 - 311). Впоследствии - участник I Вселенского Собора. Особенно прославлен как чудотворец.

Арианство - первая массовая ересь антитринитарного характера, рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием (256 - 336), который учил, что Сын Божий не совечен Отцу, а является Его высшим творением, т.е. Богом только по имени. а не по сущности. I Всел. Собор (325) осудил это учение, утвердив единосущие Сына с Отцом. Но императоры Констанций (337 - 361) и Валент (364 - 378) поддержали последователей Ария и подчинили им почти всю Церковь. Борьбу с этим модернизированным арианством до самого конца века вели свт. Афанасий Великий и т.н. Великие Каппадокийцы.

Вульфила (умер. 381) - просветитель готов. Он род. ок. 311 г. в христианской семье, вывезенной готами из Малой Азии. До 30 лет был проповедником. В 341г. принял в К-Пле арианское рукоположение и в качестве первого епископа готов заразил этой ересью германские народы. Составил готский алфавит и перевел на него Библию.

Свт. Афанасий Великий (ок. 297 - 373) - опровергал Ария на I Всел. Соборе, еще будучи диаконом. Тогда же (ок. 320), в раннем сочинении "Слово о воплощении Бога-Слова", учил, что "Оно вочеловечилось, чтобы мы обожились" (гл. 54), выразив в одной богодухновенной интуиции всю суть Православия. С 326 г. - еп. Александрийский. В годы арианской реакции 5 раз был лишен кафедры и в общей сложности 17 лет провел в изгнании и ссылке. Жил в пустыне среди основателей монашества. Написал житие прп. Антония, множество сочинений против ариан ("История ариан" и др.), две книги против Аполлинария Лаодикийского о православном смысле воплощения и др. Из его -- богословия и родилась "ортодоксия" (т.е. Православие), поэтому свт. Афанасия именуют "отцом Православия".

Свт. Иларий Пиктавийский (умер. 366) - лидер Галльских епп. в период борьбы с арианством ("Афанасий Запада"). С 353 г. - еп. Пиктавии (Пуатье). На арианском Соборе в Милане (355) осужден и сослан во Фригию, где написал трактат о Троице. Положил начало латинской тринитарной терминологии. По смерти арианского имп. Констанция восстановил на Парижском Соборе Никейское исповедание. Составил т.н. Галльскую Литургию. Видный экзегет и подвижник, учитель св. Мартина Турского.

Свт. Мартин Турский (умер.397) - еще будучи солдатом вел целомудренную и воздержанную христианскую жизнь. После отставки (372) - ученик свт. Илария. С 379 г. - еп. Тура, строгий аскет, основатель Галльского монашества. Построенный им м-рь Мармутье стал центром христианизации Галлии. Здесь воспитывались будущие епп., миссионеры и подвижники. Свт. Мартин - национальный святой Франции.

"Великие Каппадокийцы":

  • Свт. Василий Великий (ок. 330-379) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник и богослов. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со свт. Григорием Богословом), удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь (258) и составил для него "Правила монашеские", которые стали основой всего последующего монашества. С 364г, - пресвитер, а с 370 - арх. Кесарии Каппадокийской, объединивший против ариан 50 епархий. Основатель т.н. Каппадокийской богословской школы, избежавшей крайностей Антиохийской и Александрийской школ. Составитель чина Божественной Литургии и "правил монашеских". Из его творений наиболее известны "Беседы на Шестоднев" и книга "0 Святом Духе".
  • Свт. Григорий Богослов (или Назианзин; ок. 330 - 390) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник, поэт и великий богослов, для которого богословие было богопознанием, т.е, путем к обожению. В 372 г. против вопи поставлен своим другом, Василием Великим, во еп. Сасимского. С 379 г. - патриарх захваченного арианами Константинополя, восстановитель в нем Православия и председатель I Всел. Собора, на котором оставил патриаршество "ради мира церковного". Наиболее известны его 45 "Бесед" и богословские поэмы.
  • Свт. Григорий Нисский (ок. 332 - 395) - отец Церкви, философ и богослов, мл. брат свт. Василия Великого. С 372 г. еп. Нисский (в 376-378 низлагался арианами), Участник II Всел. Собора. Автор т.н. "Большого Катехизиса, в котором завершил учение Каппадокийцев о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений. В своем богословии (особенно в эсхатологии) испытывал влияние Оригена, но избежал его заблуждений.

Пневматомахия, или "ересь духоборцев", которую связывают с именем Константинопольского еп. Македония (342-361). Была подхвачена поздними арианами как естественное продолжение своей доктрины: не только Сын, но и Св. Дух являются тварными и лишь подобносущими Отцу. Ересь эту, в числе других, осудил II Всел. Собор.

Свт. Епифаний Кипрский (ум. 403) - уроженец Палестины, подвижник, ученик прп. Илариона Великого. С 367. г. еп. Константа (на Кипре). Владея многими языками, собирал всевозможные сведения о различных ересях. Главное сочинение "Книга противоядий" перечисляет 156 ересей. В трактате "Анкорат" (греч. "Якорь") раскрывает Православное учение.

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407) - один из трех Вселенских учителей, блестяще образованный проповедник и экзегет из Антиохийской школы Диодора Тарсийского. С 370 г, - подвижник, с 381 г. -диакон, с 386 - пресвитер, с 398 - патриарх К-Пльский, Его пастырская бескомпромиссность вызвала обиды императрицы Евдоксии и интриги завистников. В 404 г. был неправедно осужден и сослан. В пути скончался. Оставил громадное литературно-богословское наследие (более 800 одних только проповедей) и чин Божественной Литургии.

Свт. Амвросий Медиоланский (умер.397) - вначале знатный и блестяще образованный наместник Лигурии. В 374 г. неожиданно избран еп. Медиолана (Милана). Изучив труды Вел. Каппадокийцев, боролся с арианством, обращал германские народы. Видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист ("Златоуст Запада"). Учитель Августина Блаженного.

Блаженный Августин (умер.430) - крупнейший богослов Зап. Церкви, "Отец Католицизма" (в католической традиции: "учитель Церкви"). Получил риторическое образование, 10 лет провел в секте манихеев. В 387 г. под влиянием свт. Амвросия Медиоланского принял крещение. С 391 г, - пресвитер, а с 395 - еп. Гиппона (Сев. Африка). Пишет свою знаменитую "Исповедь". В процессе борьбы с расколом донатистов и ересью Пелагия формирует свои доктрины первородного греха, благодати и предопределения. Под впечатлением падения Рима (410) создает свой главный труд "0 граде Божием" (426) - христианскую историософию.

Пелагий (умер.420) - еретик из Британии, прославился строгой и нравственной жизнью. Ок. 400 г. приехал в развращ нный Рим, где начал учить, что любой человек может своими силами преодолеть зло и достичь святости. Отвергал необходимость благодати, наследственность первородного греха и т.д. Дважды осужден как еретик (416 и 418), после чего уехал на Восток и вскоре умер. Его ученики Целестий и Юлиан Экланский также сводили христианство к морализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: