Крестовые походы

I Крестовый поход (1096 - 1099) - объявлен папой Урбаном II, дпя того чтобы разрядить воинственную энергию феодалов. Но рыцарей опередило пешее ополчение под водительством Петра Пустынника, которое почти все было перебито турками. Осенью 1096 г. в К-Пль прибыли вожди похода: Готфрид Бульонский - герцог Лотарингский (впоследствии первый король Иерусалимский), его брат Балдуин, Боэмунд Тарентский, Раймонд VIII граф Тулузский, Роберт Куртгез - герцог Нормандский и др. Весной 1097 г. рыцари двинулись из К-Пля в глубь Малой Азии, овладели Антиохией (сделав ее столицей Антиохийского княжества) и в 1099 г. взяли приступом Иерусалим, освободив христианские святыни от власти турок.

II Крестовый поход (1147 - 1149) - объявлен Бернаром Клервосским, после того как перед лицом крестоносной угрозы разрозненные мусульманские княжества объединились и перешли в контрнаступление. Вожди похода Людовик VII Французский и Конрад III Германский не имели успеха и даже не дошли до Иерусалима.

III Крестовый поход (1189 - 1192) был наиболее значительным по числу участников, но тоже неудачным. Фридрих Барбаросса погиб в самом начале и германские рыцари вернулись обратно. Ричард I Львиное Сердце рассорился с Филиппом Августом и Леопольдом Австрийским, героически, но безуспешно осаждал Иерусалим и на обратном пути попал в плен к Леопольду, который выдал его враждебному Генриху VI Германскому.

IV Крестовый поход (1202 - 1204) был последним из крупных походов. Рыцари не имели денег, чтобы напасть на Иерусалим с моря, и согласились сначала завоевать для Венеции город Задар, а потом восстановить на Византийском престоле Исаака II Ангела, свергнутого своим братом. Сын Исаака Алексей примкнул к крестоносцам, обещая оплатить им дальнейший поход. В реальности, конечно, крестоносцы денег не получили и,возмущенные коварством византийцев, разграбили К-Пль. Византийская империя распалась на части и на ее обломках была создана Латинская империя,

Франциск Ассизский (умер.1226) -один из крупнейших западных мистиков. Вначале - легкомысленный сын богатых родителей. В 1207 г. под влиянием внезапного духовного перелома покидает отчий дом дпя проповеди евангельской нищеты и любви. Папа Иннокентий III утвердил его братство "миноритов", вскоре преобразованное в орден. После участия в V Кр. походе (1219 - 1220), Франциск отошел от руководства орденом и остаток жизни провел в уединенных молитвах.

Фома Аквинский (умер.1274) - крупнейший католический философ-доминиканец, чьи труды представляют собой систематическое завершение западно-европейской схоластики. Фома, как и другие схоласты настаивает на возможности рациональной теологии, ибо Бог откровения есть, одновременно, творец разума и противоречить Сам Себе не может. Главные произведения: "Сумма против язычников" (1259 - 1264) и "Сумма теологии" (1265 - 1274).

Бонавентура (умер.1274) - крупнейший философ францисканской традиции, друг Фомы Аквината, последователь мистического направления. Развил учение о 6-ти степенях созерцания, высшей из которых является экстатическое зрение запредельных тайн Божиих. Главное произведение: "Путеводитель души к. Богу".

ХIV век открывается соперничеством королевского абсолютизма и Церкви. Французский король Филипп IV Красивый (1285 - 1314) низлагает неугодного ему папу Бонифация VIII (1294 - 1303) и в 1307 г. ликвидирует орден тамплиеров, который стал тревожить его своим могуществом. Эти события открывают новую страницу в истории папства - т.н. Авиньонское пленение пап (1309 - 1377). Престол их переносится в Авиньон в знак поражения, которое они потерпели, а сами папы становятся послушными орудиями французской политики.

Данте Алигьери (умер.1321) - первый и крупнейший представитель Дученто, поэт с сильным теологическим и философским уклоном. Противник папы Бонифация VIII и сторонник сильной императорской власти. В своей "Божественной комедии" населил Ад и Рай политическими друзьями и врагами.

Последним "авиньонским папой" был Григорий XI (1370 - 1378), который вынужден был переехать в Рим, чтобы удобнее вести войну с восставшей Флоренцией. В преемники ему избрали сразу двух пап: в Риме - Урбана VI (1378-1339), в Авиньоне - Климента VII (1378 - 1394}. Так "Авиньонское пленение" переросло в "Великий раскол" папства (1378 - 1417).

Джон Уиклиф (ум. 1384) - английский богослов, проф. Оксфордского университета, предтеча Европейской Реформации. Задолго до Лютера выступил против торговли индульгенциями, почитания святых и призывал к отделению Английской Церкви от Рима. В 1381 г. завершил перевод Библии на английский язык. Пользовался защитой короля, пока его учение не было подхвачено ересью лоллардов, которые выступили под знаменами Уота Тайлера. Поспе подавления восстания оно было осуждено, но оказало влияние на Яна Гуса.

Ян Гус (ум.1415) - чешский теолог, с 1398 - профессор, с 1402- ректор Пражского университета. Типичный идеолог Реформации, последователь Дж.Уиклифа: осуждал торговлю индульгенциями и требовал коренной реформы Церкви по образцу первохристианских общин.

Констанцкий Собор (1414 - 1418) положил конец "Великому расколу" папства. Он был созван по настоянию имп. Сигизмунда в Констанце (совр. Швейцария) и был самым представительным Собором средневековья, Он низложил всех трех существовавших тогда пап и избрал Мартина V. По делу о ересях было осуждено учение Дж. Уиклифа, Гуса и Иеронима Пражского. Принято 5 декретов о реформе Церкви.

Базельско-Флорентийский Собор (1431 - 1449) продолжил развитие реформ, отстаивая соборное верховенство над папой. Папа Евгений IV (1431 - 1447) не стерпел потери инициативы и обьявил Собор распущенным. Продолжение Собора он созвал во Флоренции, где в 1439 г. была подписана Флорентийская уния с православными. Однако главный сторонник унии русский митрополит Исидор по возвращении в Москву был низложен. К-Пль также отказался от унии через 11 лет.

Джироламо Савонарола (умер.1498) - монах-доминиканец, проповеди которого послужили толчком к свержению тирании Медичи во Флоренции. Иррационалист и мистик: стремился к религиозной непосредственности, к реставрации аскетических идеалов первохристианства.

Реформация, подготовленная средневековыми ересями и бесконтрольным религиозным субъективизмом, началась в Германии в 1517 г., когда Лютер прибил к воротам Виттенбергского собора свои 95 тезисов против индульгенций. Папа Лев Х отлучил его от Церкви, но на имперском сейме в Вормсе (1521) Лютер одержал победу и был укрыт князьями в крепости Вартбург. Пока он занимался переводом Библии на народный язык, у руля реформ встали теологи-радикалы. Следствием этого была Крестьянская война 1524-25 гг., после подавления которой инициатива Реформации перешла от теологов к князьям. В результате войны 1546 - 1555 гг. они одержали победу над Карлом V и ввели в Германии Лютеранство. В это же время Реформация победила в Швейцарии, Голландии, Англии и др. странах Зап.Европы. В России реформационные настроения отразились в ереси Жидовствующих.

Тридентский Собор (1545 - 1563) открывает эпоху Контрреформации. Созван дпя утверждения вероучительных истин, атакованных протестантами. Осудил протестантское учение об оправдании одной только верой и о Священном Писании как единственном источнике Откровения. Отверг Богослужение на национальных языках. Изложил т.н."Тридентское исповедание веры" (1564) - возврат к классическому средневековому католицизму. Контрреформация вместе с тем породила новое понимание святости как сочетания мистической созерцательности и активности.

Орден Иезуитов - основан в Париже Игнатием Лойолой в 1534 г., утвержден Павлом III в 1542 г. Для ордена характерны: суровая дисциплина и высокая степень образованности. Члены его часто вели мирской образ жизни, осуществляя религиозный контроль за учебными заведениями и общественными институтами.

Тереза де Авила (умер.1582) - реформатор ордена кармелиток, мистическая религиозная писательница. В 1534 г, вступила в кармелитский монастырь "Воплощения" в Авиле. В 1565 г. - основала свой первый монастырь босоногих кармелиток. Преследовалась инквизицией. Оставила сочинения: "Книга о моей жизни", "Книга о жилищах или Внутренний Дворец". Св. покровительница Испании.

Хуан де ла Крус "Иоанн Креста" (умер. 1591) - сподвижник Терезы Авильской в осуществлении реформы. С 1563 г. - в кармелитском монастыре. Преследовался инквизицией, был в тюрьме, откуда бежал. Умер в ссылке. Главное сочинение: "Восхождение на гору Кармель".

Франциск де Саль (умер 1622) - лидер Контрреформации в Швейцарии. С 1602 г. - еп. Женевский. Обращал кальвинистов в католицизм. Прославился как проповедник и религиозный писатель. Переписывался с Генрихом IV, Главное произведение: "Введение в набожную жизнь".

Папа Иннокентий ХI (1676 - 1689) - выдающийся церковный деятель XVII в. Отстаивал традиционные католические ценности в борьбе с абсолютистскими притязаниями Людовика ХIV. В 1682 г. отменил независимые от папства права национальной Французской Церкви.

Папа Пий VI (1775 - 1799) - последний папа "старого режима". Его исключительный по длительности понтификат (24 года) завершился уже в условиях Французской революции, которая вызвала его активное противодействие. Однако в 1798 г. французы оккупировали Рим и изгнали папу.

Папа Пий IХ (1846 - 1878) в 1854 г. провозгласил католический догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. В 1864 г. опубликовал т.н. "Силлабус" - перечень общественно-политических заблуждений, подрывающих учение Католической Церкви (социализм, атеизм, рационализм, требование свободы совести и т.д.). Созвал I Ватиканский Собор 1870 г., провозгласивший догмат о папской непогрешимости в делах веры и морали. В том же году окончательно потерял Папскую область, ликвидированную революционным движением.

Папа Лев ХIII (1878 - 1903) - основатель курса на сближение Церкви и современной цивилизации (с помощью томизма). Признал демократию и парламентаризм. В энциклике "Rerum novarum" ("0 новых вещах", 1891 г.) осуждает капиталистическую эксплуатацию, но призывает рабочих не к борьбе, а к сотрудничеству с работодателями. Высказывается в пользу социальной справедливости, напоминая, что единственная цель правителей - это благо подданных.

Патриарх Самуил (1764-68; ум. 1760). Волевой и хорошо образованный, он провел реформу церковного управления и установил постоянный Синод, с которым делил ответственность за Церковь. Он постоянно стремился к верховенству К-Ппя: в 1766 г. подчинил Сербскую автокефалию, рукоположил патриархов Антиохийского и Александрийского и т.д. Но вскоре был низложен собственным Синодом.

К-Пльский Собор 1872 г. осудил Болгарскую Церковь, отвергавшую греческий епископат и греческий богослужебный язык, как схизматиков, уклонившихся в филетизм.

II Ватиканский Собор (1962 - 1965) - созван папой Иоанном ХХIII для осовременивания (т.н. аджорнаменто) Церкви. Создал новую концепцию церковной жизни - не власть над таинствами, но служение людям. По смерти Иоанна ХХIII это направление Собора продолжил папа Павел VI. Особый акцент был сделан на экуменических отношениях и сближении с Православной Церковью; 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле (К-Пле) были разорваны грамоты взаимных проклятий между Западной и Восточной Церквами, после чего с кафедры Иоанна Златоуста предстоятели обеих Церквей прочли совместную декларацию о прекращении схизмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: