Итоговый модульный контролю


Тема 1. Введение. Риторика как наука и учебная дисциплина

Слово «риторика» имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает «ораторское искусство». В русском переводе изначально писали это слово через «е»: «реторика». В первичном своём понимании риторика – это наука об искусстве публичного выступления. Главной целью такой риторики является обучение эффективно воздействовать на аудиторию при помощи мастерски подготовленной и произнесённой речи.

Главными действующими лицами в риторике со времен Древней Греции считают риторов и ораторов. Ритор – человек, который прекрасно владеет и разговорным языком, и теорией, часто является преподавателем этой дисциплины. Слово «оратор» (лат. orare «говорить», «молиться») имеет два значения: 1) человек, произносящий речь, выступающий с докладом или лекцией; 2) человек, умеющий хорошо говорить, мастерски владеющий искусством слова.

А. Ф. Кони также проводит определенную грань между риторикой и красноречием и писал, что под красноречием надо «разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою форм, яркостью образов и силою метких выражений, ораторское искусство - это умение говорить грамотно, убедительно. Красноречию научиться нельзя, а ораторству – можно упорным трудом».

Из всего сказанного выше становится понятно, что риторика сегодня – это и наука, и учебный предмет. Кроме того, это комплексная дисциплина, использующая знания из области истории, философии, социологии и, конечно же, лингвистики.

Риторика прежде всего наука лингвистическая, более того, наука практическая. А поскольку ни одна сфера деятельности современного человека не обходится без речевой коммуникации, то риторику можно считать дисциплиной универсальной. Она необходима во всех отраслях профессионального обучения, во всех сферах общественно-политической и культурной жизни страны.

Риторика за прошедшие тысячелетия стала научной и учебной дисциплиной (в этом значении мы и употребляем этот термин). Кроме того, риторика – это искусство (оно обозначено русским словом «красноречие»). Слово «риторика» употребляется также и с иронией. Обычно так называют пустую, лишенную смысла и пользы речь, громкие и пустые обещания. И все эти значения связаны с историей риторики, ее становлением, расцветами, кризисами и возрождением в новом обличье.

Актуальность риторики как учебной дисциплины продиктована не только её универсальностью, но и феноменальностью её составляющей – языка. Речевая деятельность раскрывает широкие возможности: от простого общения до создания культурных и художественных шедевров. Речь определяет индивидуальность человека, объединяет с коллективом, моделирует поступки, позволяет реализовать многие идеи и желания.

Риторика – эта наука эффективного достижения цели. От степени владения речевыми навыками часто зависит успех задуманного. Однако к словам необходимо приложить еще профессионализм, мастерство и дисциплинированность.

Риторика – это наука творческая, в основе ее лежат законы мышления и речи, правила творения текста, устного и письменного. Для того, чтобы овладеть ораторским мастерством, необходимо овладеть языковыми ресурсами и багажом знаний.

По Волкову, риторика — это классическая наука о целесообразном и уместном слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика – это наука про способы убеждения, эффективные и литературно совершенные формы влияния через слово на слушателя или аудиторию с учетом особенностей околоречевой ситуации. Это наука о воздействии на человека с помощью слова. Потому центральными категориями для изучения этого воздействия являются категории убеждения, утверждения, эмоциональной оценки, а также методы наиболее эффективного воздействия на сознание слушателя. Фактически, объектом современной риторики становятся способы воздействия речи на человека – речевое воздействие. Риторика – наука об эффективной публичной речи.

Изменения в жизни человека и общества ставят перед наукой новые задачи, требуют разработки передовых технологий и методик. Так и риторика изменяется с течением во времени. Сегодня мы говорим о том, что наряду с классической риторикой в парадигме гуманитарного знания разработана новая риторика. Это системная дисциплина, которая использует достижение целого ряда наук: лингвистики, психологии, философии, теории массовой коммуникации, рекламы, социологии, этнологии и т. д. Науку о речевом воздействии и эффективности общения называют неориторикой. Структурными подразделами её будем считать риторику, межличностное воздействие и рекламу. С этой точки зрения риторика – это

∙ наука об эффективной публичной речи.

∙ наука о межличностном общении – об эффективности речевого общения в условиях коммуникативного межличностного контакта.

∙ наука о рекламе – о способах и методах эффективного влияния во всех формах на потенциального потребителя товаров и услуг.

Говоря о риторике прошлого, настоящего и будущего, следует помнить, что воздействовать с помощью слова всегда можно по-разному. Приказ, закон, правило, обман, пропаганда – все это случаи принудительного словесного воздействия на слушателя. Все они формулируются и звучат прямо и конкретно с опорой на силу и общее признание. А обман, внушение, пропаганда, реклама – это манипулирование, где скрыто принуждение к подчинению чужой воле, оно замаскировано и спрятано. А искусство красноречия, умелое владение приемами этого мастерства должно приводить к добровольному согласию слушателей с ритором.

Предметом риторики является речь, информативно полная в данной конкретной ситуации. Манипулирование сознанием, психологически «тяжелая» обработка словом для риторики не основные направления, однако необходимо знать и это, хотя бы с позиции слушателя, воспринимающего речь. Знание приёмов так называемой «чёрной» риторики научит выявлять, разгадывать и устранять её влияние.

Художественные и эстетические свойства речи – скорее объект для литературоведческих изысканий, они являются дополнительной информацией. Всевозможные литературные фигуры и красивости языка рассматриваются как вспомогательные, обеспечивающие главное – убедительность, ясность и понятность.

Ключевым коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью и чрезвычайно важным для понимания сути риторики, является ясность речи. Ясность выделяют наряду с такими коммуникативными качествами речи, как понятность, уместность и красота.

Правилами и нормами речевой деятельности ведает ортология, заключающая в себе орфографию (наука о правильном написании слов), пунктуацию (наука о правильном выделении синтаксических конструкций) и орфоэпию (наука о правильном произношении). Для риторики знание и владение правилами и нормами языка обязательно, без этого овладение речью невозможно.

Важной составляющей речевой практики является уместность – соответствие речи данной речевой ситуации. Такой аспект изучается функциональной стилистикой, в рамках которой разрабатываются рекомендации о том, как выстраивать речь при официальном или неофициальном, научном или деловом, обыденном или торжественном общении. Безусловно, функциональный стиль (деловой, научный, публицистический, разговорный, эпистолярный, конфессионный) является одним из определяющих параметров выступления. А правильный выбор лексики нужного функционального стиля – это необходимое условие стилистически выдержанной речи.

Приведенные выше параметры называются дориторическими, то есть они – материальная база для высказывания.

Параметрами успешности речи являются её привлекательность и красивость. Красивое повествование хочется и приятно слушать, с доводами говорящего легче согласиться. Человек, владеющий красивой и привлекательной речью, – желанный собеседник. Хотя эти параметры важны для речевой деятельности, однако представления о прекрасном у каждой отдельно взятой культуры и народности различны. Поэтому для осуществления удачного речевого действия необходимо знать эстетические предпочтения данного конкретного коллектива слушателей. Недаром выдающийся оратор Древней Греции Цицерон считал красоту главным качеством убеждающей речи. В нашей книге красоте речи и мысли, её порождающей, будет уделено особое внимание. Но не будем во всем доверять и Цицерону: все же главное свойство речи не красота, а убедительность.

Убедительной речь создается благодаря ясности. Аристотель утверждал, что именно ясность есть главное условие убедительности речи. Ясной принято считать такую речь, содержание которой легко понимается и надежно запоминается. Основным показателем ясности является соответствие между формой и содержанием всей речи в целом.

Таким образом, центральной проблемой риторики является создание наиболее эффективного коммуникативного речевого акта: красивого, ясного и убедительного. Модель такого риторического воздействия можно представить следующим образом: слушателю или коллективу слушателей неизвестен или неясен (но интересен!) факт или проблема. С помощью речи им проясняют вопрос, предлагают решение проблемы, показывают ясный путь реализации устремлений. За это слушатель платит определенную цену – он принимает предлагаемое решение, т. е. картину мира говорящего. Это и есть эффективное речевое воздействие.

Необходимо понимать, что убеждение отличается от манипулирования и внушения. В случае манипулирования говорящий не проясняет слушателю ситуацию, а запутывает ее, сообщая неточную или неполную информацию. В случае проведения внушения профессионал отрезает слушателя от независимых источников информации, знакомит только с одним мнением, подталкивает к ложным выводам, т. е. опять-таки запутывает ситуацию. Так, сообщение «По заявлению российских экономистов, в 2011 году в стране наступит процветание» является ненадежным, поскольку отсутствуют указания на конкретных ученых, нет доводов и фактических данных. Вот таким бывает манипулирование, рассчитанное на неподготовленных слушателей, которые из правдоподобной посылки могут сделать ложные выводы.

Следует помнить, что обман, внушение и манипулирование – оружие обоюдоострое. Для риторики не составляет труда обратить его против самого манипулятора, опираясь на одну из главных задач риторики – прояснение обсуждаемой ситуации или проблемы, в данном случае – прояснении самой речевой ситуации.

Опасность обмана и внушения в риторической практике кроется в том, что неистинная речь всегда опирается на ту или иную систему риторических правил, а запрет обмана является одним из условий функционирования такой системы. Рано или поздно оратору придется поднимать вопросы этики и морали, взывать к нормам общества, основанным на правдивости. Он оказывается в положении героя Салтыкова-Щедрина, который действовал «применительно к подлости» и в конце концов получил за это плевок из-за угла от того, кто руководствовался тем же принципом. Кроме того, обманщику остается лишь надеяться, что обман никогда не вскроется, что при активном речевом поведении крайне маловероятно.

Гораздо сложнее обстоят дела с манипулированием в речевой деятельности. На языке наивной риторики, вненаучного, обывательского представления о речевом воздействии «манипулировать» значит «морочить голову». Важным условием возможного манипулирования является наличие в аудитории слушателей с некритическим мышлением (как правило, низкого культурного и социального уровня), а объективным условием – отсутствие независимых источников информации. В большинстве культур к жертвам манипуляций относятся с состраданием, истина, так или иначе, становится известной, тем самым навсегда подрывая авторитет обманщика и доверие к ним. Особенно негативно оцениваются манипуляции, обращенные на детей, больных и слабозащищенные социальные слои.

Например, детская аудитория, несомненно, отличается от взрослой более низким интеллектуальным и культурным уровнем, а главное – отсутствием опыта социальной жизни. Но, к счастью, на «использование детской наивности», бесспорно, наложен общественный запрет.

По мнению Т. Г. Хазгерова, в критические для жизни обществ и цивилизаций времена существуют случаи, когда манипулирование допустимо, когда «закрытие источников является вынужденной мерой, с которой впоследствии согласится и сам объект речевого воздействия». Речь идет о войнах, катастрофах и «крайних случаях». Так, во время Отечественной войны в наших газетах не публиковались материалы противника. И в мирной жизни, действительно, есть случаи, когда информированность и критический анализ сковывают активность там, где надо действовать не рассуждая. А. Сент-Экзюпери рассказывает, как летчик, потерпевший катастрофу в пустыне, шел вперед, стараясь не думать о своем положении. Физиолог П. В. Симонов, анализируя этот случай, констатирует, что летчик тем самым спасся от невроза, который лишил бы его психических и физических сил. В этой связи уместно вспомнить слова Демосфена: «Воины, вместе со мною отважившиеся на предстоящую опасность! Никто из вас в столь затруднительном положении не должен стремиться к тому, чтобы выказать свою сообразительность при оценке всех окружающих вас опасностей».

Но следует оговориться: такие ситуации – исключение, а не правило. Риторические навыки потому и развиваются человечеством, чтобы не доводить общества, цивилизации до крайности и бессмысленности войн. Да и человек, которым манипулируют, в результате, как правило, не испытывает к манипуляторам чувства благодарности.

Говоря об оценке использования манипулирования и внушения, надо учесть то обстоятельство, что информационные возможности современного общества, уровень общественной образованности и речевой конкуренции не позволяют манипуляторам и обманщикам достаточно долго скрывать несанкционированные обществом речевые действия. Сокрытие источников информации одним оратором будет замечено другим, который не преминет обратить на это внимание слушателей, а то и откроет эти источники, продемонстрировав скрытые от аудитории факты и их интерпретации.

Вот почему необходимо быть очень осторожными с использованием внушения и манипулирования, во всяком случае, стараться избегать прямой лжи. Главными критериями мастерства красноречия по-прежнему красота, ясность, убедительность, информативность и искренность оратора.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow