Тема 2. Риторика Древней Греции

Софисты

Риторика появилась в Древней Греции в V в. до новой эры. Уже тогда был составлен первый, не дошедший до нас, учебник риторики. Первыми же теоретиками риторики стали софисты. В их понимании ораторское искусство было наукой об убеждении кого угодно и в чем угодно.

Именно софисты способствовали развитию риторики в V-IV вв. до н.э. С древнегреческого слово «софист» переводится как учитель мудрости, мастер. Софисты исходили из того, что истинности как таковой нет, а истиной есть то субъективное, которое убедительнее всего. А значит, в чем человек убеждён и убеждает других, то и есть истина. Софистика считала принципиально непознаваемой объективную действительность, реальным может быть субъективное суждение о ней, и чем убедительней суждение, тем оно реалистичней. А потому главным заданием риторов-софистов было посредством высказывания сделать идею сильной или слабой. Своих учеников софисты учили двум искусствам: искусству размышления (диалектика) и искусству общения (риторика).

В Древней Греции основаны были три философские школы софистов: диалектики, элеаты и пифагорийцы.

Диалектики опирались на учение Гераклита Эфеского об изменяемости мира: все течёт, все меняется. И судить о мире можно по-разному. В этом направлении философии зарождалась логика.

Элеаты отдавали предпочтение демонстрации в речи гимнастики ума, стройных цепей доказательств. Они отрицали существование объективной истины, а потому отстаивали право каждого на собственное мнение.

Пифагорейцы искали гармонию мироздания в человеке и находили её в искусстве речи и красоте слова.

Софисты многое сделали для развития этики, риторики, наук о языке. Но более того, они изменили социальный идеал. К эталону аристократии и элитарности по рождению, они добавили образованность и мастерство.

Кроме того, софисты не проводили границы между «очаровыванием» и убеждением. Так выявление специальных языковых средств (фигур) в речи опиралось у софистов на красивость и «чары», меньше внимания уделялось логичности и убедительности. Потому список риторических фигур, предложенный софистами, в частности Горгием, занимает в теории риторики периферийные позиции.

Горгий

(483 – 375 вв. до н.э.)

Один из выдающихся сицилийских ораторов. Славу ему принесла миссия посла от города Леонтини. Он чарующе красиво просил помощи у афинян. Под впечатлением речи народное собрание тут же постановило немедленно послать военную помощь Леонтинам против Сиракуз. Горгий использовал в подобных дипломатических речах два приёма: очаровывание души и обман мысли.

Вскоре в Афинах известный ритор основал свою школу. Особенной славы он добился как сочинитель похвальных праздничных речей. До наших времён дошли такие его сочинения, как «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда». Эти речи отличались мастерской игрой разума и всевозможными языковыми приёмами.

Особенно ценны для школы ораторского мастерства эксперименты с гармонией звучания речи, ведь, полагал Горгий, как зачаруешь, так и убедишь. Вообще, изобретение риторических фигур в античной Греции приписывается Горгию. Фигуры, предложенные и описанные этим оратором, служат украшением речи. Например, горгиевой фигурой называют исоколон (равенство частей высказывания), придающий ритмичность прозаической речи.

Сократ

Сократ

(469-399 гг. до н.э.)

Сократ твердо придерживался своих жизненных принципов, что определённым образом повлияло на его философию и риторику. Истинным красноречием Сократ называл то, которое печётся о душе граждан, то, что воспитывает высокие моральные качества и направлено на добро и благо.

Основой жизни граждан Сократ считал добропорядочность. В понятие добропорядочности он включил пять моральных качеств: сдержанность, храбрость, рассудительность, справедливость и благочестие.

Наибольшее внимание мыслитель уделял развитию политической полемики и эристики (переводится с древнегреческого как «спорить», «соревноваться»). Сократ считал, что истина рождается в спорах, путем столкновения противоположных мнений происходит движение мысли и возникает новое видение проблемы. В древнегреческой философии слово «диалектика» означало «искусство мыслить в форме беседы, диалога». Но если для софистов диалектика была инструментом для любования красотой доказывания, то для Сократа диалектика – способ поиска истины и моральности.

Наиболее используемым приёмом в эристике для Сократа стала ирония. Серией иронических, но добродушно звучащих вопросов он обезоруживал соперника и тот начинал противоречить сам себе. Однако оратор не позволял себе ни капли зла или глумления.

Важным критерием правильно построенной речи Сократ называл логичность. Речь он сравнивал с человеком: у неё также должно было быть туловище, руки, голова, ноги – и всё это должно гармонично сочетаться между собой.

Сократ первым оценил возможности речи как индикатора интеллектуального и психологического портрета человека. Ему принадлежит афоризм: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

2. 4. Платон

(427-347 гг до н.э.)

Философское кредо софистов не разделял Платон, для него предмет речи требовал глубокого осмысления. Главное в риторическом искусстве – поиск истины, который, как известно, рождается в споре, в особой риторической манере – диалектике. Однако поиск истины несколько отодвинул на второй план одну из центральных задач риторики – убеждение.

Платон одним из первых уделил внимание психологии слушателя. Знание души, связанное с логически стройным построением речи и диалектическим подходом к предмету речи, делают ораторское выступление совершенным.

Великий мыслитель и философ пережил угасание афинской демократии и предчувствовал триумф тоталитарных держав. Потому в поздних своих работах «Государство», «Законы», «Политика» к вопросу о риторике и свободомыслии высказывался категорично – в идеальном государстве публичные выступления необходимо запретить. Они сеют смуту в умах и сердцах верных граждан.

Тяжело пережив казнь своего учителя Сократа, Платон делает попытки на Сицилии претворить в жизнь свои идеи об идеальном государстве. В результате оказывается проданным в рабство и его выкупают ученики. После возвращения в Афины Платон основывает свою школу и по имени хозяина сада, где проходили занятия, называет её Академией.

В ней успешно и плодотворно проходило обучение научной элиты Древней Греции. Академия дала миру ещё одного великого философа – Аристотеля.

2. 5. Аристотель

(384-322 гг. до н.э.)

Выдающийся древнегреческий философ Аристотель уравновесил красоту и истинность, разработал для риторики теоретический и этический фундаменты. Он обобщил всё созданное в единое упорядоченное целое, на основе этого сформулировал законы, составляющие теоретическую базу риторики как науки. Аристотель выстроил принципы речевой деятельности в риторике и сформулировал требования к ораторской и поэтической деятельности. По мнению этого философа, основным методом является диалектика, а основным критерием – истинность.

Теорию риторики Аристотель описал в двух трудах – «Риторика» и «Про искусство риторики». Эстетической силой речи он считал не витиеватое плетение словес, а познавательное и интеллектуальное богатство речи. Как приверженец логики, Аристотель считал главным в речи логически выстроенный материал и правильно составленные выводы.

Аристотель предложил ораторам сосредоточить своё внимание на следующем:

1. Предмет риторики.

2. Поза оратора.

3. Ожидание эмоции.

4. Стиль речи.

В ораторском мастерстве Аристотель ратовал за умеренность и предостерегал от чрезмерного украшательства.

Главным качеством удачной речи Аристотель считал ясность, что и на сегодняшний день актуально. Убеждение отделено от манипулирования и внушения именно критериями ясности и истинности. Труд «Риторика», написанный Аристотелем тысячелетия тому, не потерял своего значения и в современном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow