Риторика библейских проповедников. Средневековье

Более тысячи лет культура и ораторское искусство формировалось под влиянием библейских текстов. Поначалу раннее христианство не приняло идеологически чуждой языческой античной школы ораторства. Ведь Слово Библии, полагали первые христиане, искреннее и простое, оно не требует витиеватости и сложности античной риторики. Однако, развивая своё мастерство, христианство сохранило и адаптировало к монотеистической религии сильные стороны риторики античности. Так, в систему европейской средневековой риторики библейскими проповедниками и толкователями были введены такие жанры: религиозно-дидактический (поучительный), судебное красноречие, пророчество, молитва, конфессионный (проповедь).

В средние века ораторское искусство развивалось в основном в виде церковной проповеди, иные виды ораторского искусства – академическое, судебное, бытовое – были второстепенными и испытывали сильное влияние церковной риторики.

В то же время собрания главенствующих священников – Вселенские Соборы – происходят в атмосфере живой дискуссии. Всё это требовало богословских знаний и мастерства оратора.

В Александрии возникает первая школа теологии. Известными апологетами христианства стали апостол Марк, Пантен, Ориген, Дионисий, Дидим, Климент Александрийский. В той же Александрии возникает школа экзегетики – глубинного прочтения и толкования библейских текстов. Так создается особенный вид риторики – гомиолетика (греч. «речь перед народом»). Эта риторика, сосредоточенная на толковании Библии в форме проповеди или поучения. Отметим, что в античности гомиолетика означала ведение приятной и тактичной беседы и находилась на периферии внимания риторов.

Если логика и слово в античности поясняли и решали проблему, то слово для христианина требовало толкования, а логические рассуждения принимались как богохульство. В христианской риторике основные принципы просты – толковать, понимать и верить.

Однако риторика играла в жизни средневекового общества большую роль. О важности этой дисциплины свидетельствует образовательная программа того времени. В системе университетов средневековой Европы принято было изучение «семи свободных наук», обязательных для средневекового высшего образования: тривиум (риторика, грамматика и диалектика) – науки о слове, квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) – науки о числе. Кроме того, как наследие риторов прошлого, языком науки на долгие столетия в Европе стал родной язык Цицерона – латынь. Студенты средневековых университетов и все образованные люди того времени владели единой латиноязычной риторической культурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: