Ренессанс (эпоха Возрождения)

Расцвет ораторского мастерства и риторической науки в Европе приходится на эпоху Ренессанса. Переосмысление и переоценка всего средневекового христианского миропонимания принесли свои плоды. Внимание в эпоху Возрождения сосредоточилось на человеке. Наука и философия постепенно выходят из-под влияния церкви и приобретают смелость и индивидуализм светскости. В понимание европейских мыслителей входит гуманизм (от лат. «человек»), то есть центром всего сущего становится человек.

Возрождается интерес к наследию античных ораторов, в частности, к трактату Квинтилиана. Европейский гуманизм стремится освоить ораторское мастерство и философию античных авторов.

Риторика в эпоху Ренессанса (15-16 вв) занимала одно из центральных мест в цикле предметов гуманитарного направления, преподавалась во всех университетах Европы. Она считалась оплотом морали, способом распространения идей христианства и восстановления духовной связи между говорящим и слушателями. Таким образом литературная и проповедническая деятельность становится одним из самых популярных направлений литературного ренессанса: создаются трактаты и поучения, литературные произведения и послания.

Параллельно с активизацией политической деятельности развивается дипломатическое и эпидейктическое (торжественное) красноречие. Однако в перечисленных направлениях уже намечается тенденция чрезмерной пышности и фигуральности.

Стремительное развитие наук и искусства порождает обилие научных дискуссий, соответственно, развивается академическое красноречие. Внимание человека Возрождения к своим правам как гражданина и собственника вызывает активизацию судебной деятельности и законотворчества. А в обвинительных и защитительных речах юристов обрело новую жизнь судебное красноречие.

Если в эпоху Ренессанса риторика развивалась как культура и эстетика интеллекта, то во времена барокко она стала орудием для красивого и точного выражения мысли. Риторическое мастерство существует как искусство для искусства, романтизм привносит в риторику эмоции и «красивости». Так в красноречие проникает стиль барокко, который отличается чрезмерной эмоциональностью, обилием словесных украшений. Разрабатывается теория тропов и фигур, возникают представления о стиле народа, эпохи, индивидуальном стиле автора.

Риторика Нового времени развивается и переживает подъём благодаря теологической полемике в христианстве, связанной с периодом раскола (Реформации). Не менее активно задействовано мастерство красноречия в политике. Моральность христианства для неё становится неактуальной, ведь властителю ради блага государства дозволяются любые методы. Так, по крайней мере, полагал Н. Макиавелли в трактате «Государь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: