Тема 5.3. Роль клинического психолога в решении общих проблем психологии, душа и тело, мозг и психика. Методология клинико-психологического исследования

«Старая» философская проблема соотношения «души и тела», «духа и материи», «психики и сомы» решалась на протяжении истории человеческой мысли по-разному. Как известно, материалисты полагают психику или дух вторичными, производными от сомы или материи (с точки зрения современной психофизиологии производными от мозга как «высокоорганизованной» материи). Тело (мозг) рассматривается ими как причина души (психики). Идеалисты придерживаются противоположных взглядов. А. Бергсон, к примеру, утверждал, что мозг – это аппарат, посредством которого мысль управляет движением и воплощается в материальном мире. Мысль связана с мозгом, и наличие такой связи порождает иллюзию, что мозг – «орган» мышления. С Бергсоном соглашался В. Джемс. В христианском учении о человеке «тело» представлено как внешняя целостность, организованная форма земной материи, которую видят другие люди. Мозг является посредником и представителем души и духа в эмпирическом мире, неким материальным аппаратом для проявления душевной реальности. Совершенный мозг дает больше возможностей для проявления души. Существует взаимозависимость развития мозга и богатства душевной жизни. Без души тело умирает.

Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово «психолог» вошло в оборот повседневной жизни. В пушкинской «Сцене из "Фауста" Мефистофель говорит: «Я психолог... о, вот наука!»

Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естественных наук это очевидно. Опора на изученные ими законы позволяет предвосхищать грядущие события – от нерукотворных солнечных затмений до эффектов контролируемых людьми ядерных взрывов.

Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни куда как далеко, например, до физики. Ее явления неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем – это детская игра сравнительно с загадками детской игры. Только к середине XIX века психология из, разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведений) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики. Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: