История и практика демонстрируют возможность перехода организации в короткие сроки из состояния кризиса к наивысшему успеху, от крайней непроизводительности к наивысшей производительности и эффективности.
Основной предпосылкой и инструментом обеспечения успеха в этих случаях всегда являлись применяемые организационные принципы и теории, формы, методы и средства их реализации.
Любая фирма, организация сможет функционировать максимально эффективно только в том случае, если каждая операция деятельности будет осуществляться с использованием наилучших (на данный период) освоенных методов и средств (знаний и умений) в данной сфере.
Задача поддержания фирмы на уровне передовых достижений является важной функцией менеджмента. Решение этой задачи должно осуществляться системно и планово, на ряду и параллельно с задачами основной оперативной деятельности, путем системной разработки и реализации целевого комплексного плана организационно-технических мероприятий / целевой программы повышения эффективности деятельности.
|
|
Эффективность есть результативность хозяйствования. Следует различать понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность».Экономический эффект – абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности в денежной оценке.
Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Таким образом, экономическая эффективность отражает связь между
результатом деятельности и затратами (ресурсами), произведенными
(примененными) для получения этого результата.
Экономическая эффективность выражается относительными показателями, рассчитываемыми исходя из абсолютных характеристик результата и затрат (ресурсов).
Критерий эффективности в экономической литературе формулируется по-разному:
- максимум результата при оптимальной величине затрат;
- максимум результата при минимуме затрат;
- максимум результата на единицу затрат;
- минимум затрат на единицу результата.
Главными критериями эффективности и направлениями совершенствования деятельности предпринимательских организаций являются:
· производительность;
· качество;
· прибыльность.
Показатели производительности и качества находятся в противоречии (чем выше производительность, тем сложнее обеспечивать качество), поэтому всегда должны рассматриваться во взаимосвязи.
Целевой комплексный план / программа повышения эффективности деятельности в идеале должны охватывать все бизнес-процессы и каждого сотрудника по всему спектру выполняемых им функций / должностных обязанностей, а также включать меры по систематическому повышению квалификации.
|
|
Для каждой организации комплексы ОТМ могут быть различными, но имеются и общие основные направления повышения производительности (приведены в книге Г. Эмерсона «12 принципов производительности»).
Управление качеством рассматривается в отдельной дисциплине, а основные методические подходы определены системой международных стандартов ISO 9000
Задачи обеспечения прибыльности и другие экономические задачи решаются экономическими методами управления.