Тема. Социальный конфликт

План урока: Социальный конфликт, причины и истоки возникновения. Пути их разрешения

1. Природа социального конфликта

Общество как сложный соц. организм живет и развивается по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной системе, возникают конфликты. Объективной основой (природой) возникновения конфликтов в обществе является наличие в нем совокупности соц. отношений между субъектами соц. взаимодействия особого рода – нациями, гос-ми, классами (соц. группами), партиями, союзами и т. д.

Конфликты в обществе - конфликты различных сфер общественной жизни (эконом., полит., соц. и духов.), в кот. происход. столкновение интересов, ценностей, взглядов и целей особых субъектов соц. взаимод. – наций, государств, классов, партий, союзов и т. д.

Т. о., конфликты в обществе подразделяются на 4 группы: экономич., полит., соц. и духов..

2. Источники и причины возникновения конфликтов

Экономич. конфликты – это противоборство субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов и т. д.) на основе противоположных экономических интересов, обусловленных положением и ролью в системе общественных отношений (отношений собственности, власти, права и т. д.). Источник - отношение собственности, кот. в той или иной форме находит свое воплощение в субъектах соц. взаимодействия.

Полит. конфликты – это противоборство субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов, политических партий, организаций и т. д.) на основе противоположных полит. интересов, ценностей, взглядов и целей, обуслов. положением и ролью в системе власти. Источник - борьба различных общественных сил за влияние в институтах гос. власти (правит-ве, парламенте, местных и регион органах управ и т. п.). Предмет полит. конф. – гос. власть.

Общественные конфликты – это особая форма противоборства граждан с властями, обуслов. ущемлением интересов граждан, а также нарушением их прав и гарантий в соц. сфере.

Источники заключены в противоречиях соц. сферы, осн. х-ми которой являются:

а) комплекс условий труда, быта и досуга;

б) степень доступности культурных благ и услуг (образования, инф., лит-ры, иск-ва и т. д.);

в) гарантии жизнеобеспечения и безопасности, включая охрану здоровья, социальное обеспечение, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности;

г) возможности соц. перемещений и жизненного самоопределения (выбор профессии, места жительства и т. д.).

Конфликты духовной сферы – это противоборство субъектов соц. взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духов. ценностей. Источники - различия в культурах народов, их традициях и обычаях, в идеологии государств, в особенностях культурных течений.

3. Конструктивные и деструктивные функции

Для современной психологии х-но признание двойственной природы конфликта, в том числе и его «+» роли. Конструктивная функция конфликта состоит в том, что он способствует развитию организации или другой социальной системы в которой возник. Деструктивная функция – конфликт создает социальную напряженность и ведет к разрушению социальной системы.

«+» ф-ции: Конфликт – источник развития. Ф-я стимулир. активности и развития конкуренции.

Конфликт – сигнал к изменению. «Нужность» внутр. конфликтов для жизни заключается в том, что они сигнализируют об объектив. противоречиях жизн. отнош. и дают шанс разреш. их до реал. столкновен. этих отношений, чреватого пагубными послед-ми.

Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.

Конфликт – возможность сближения. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Конфликт – это возможность разговора начистоту.

Конфликт – это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности и общества по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в их внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного и социального равновесия и т. д.

4. Структурные элементы конфликта

S1и S2 – стороны конфликта (субъекты конфликта) - субъекты соц. взаимод-я, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих

П – предмет конфликта, то, из-за чего возникает конфликт;

ОК1 и ОК2 – образы предмета конфликта (конфликтной ситуации) - отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

М1 и М2 – мотивы конфликта - внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Р1 и Р2 – позиции конфликтующих сторон - то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

5. Связи с общественностью как средство предотвращения социального конфликта

Каждый из видов соц. конфликта имеет свои особенности в процессе управления им. Специалистам по СсО отводится особо ответств. роль в этом процессе, так как сфера их деят-ти – обществ. жизнь во всех ее аспектах.

Особенности управления конфликтами в различных областях общественной жизни.

Основными субъектами экономических конфликтов являются государства, экономические союзы, крупные финансовые объединения, монополии и т.д. Экономические конфликты могут проявляться на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях и вовлекать в свои орбиты тысячи и миллионы людей, политические партии и государства. Формы проявления экономических конфликтов: конкуренция, экономическая блокада, эмбарго, забастовка и др. Управление экономическими конфликтами предполагает все виды деятельности, связанные с прогнозированием, предупреждением и разрешением конфликтов.

Основными субъектами политических конфликтов выступают: государства, международные политические союзы, политические партии, организации и др. Особенность политических конфликтов - в них переплетаются практически все общественные интересы – экономические, политические, социальные и духовно-идеологические. В силу этого политические конфликты являются самыми острыми и всеобъемлющими. Они вовлекают в свою орбиту миллионы людей. Интенсивность и острота политических конфликтов обусловлена тем, что они всегда идеологич. мотивированы и институционально организованы.

Формы проявления политических конфликтов отличаются своим многообразием и динамикой. Среди них важно выделить легитимные и нелегитимные, всегда имеющие тенденцию к взаимопереходу. Среди множества форм политических конфликтов широкое распространение в политической практике получили: митинги и демонстрации, политические революции и перевороты, политические кризисы и дискуссии и др. Особой формой проявления политических конфликтов являются войны и вооруженные конфликты, которые можно объединить в одно понятие – военные конфликты. Военные конфликты мы рассматр. как особую форму проявления полит. конф-тов т.к. любая воина, по опред-ю К. Клаузевица, «продолж. политики – иными, насильств. средствами».

Управление полит. конфликтами осущ-ся на международ., гос., регионал. и местном уровнях. Особое место в управлении полит. конфликтами принадлежит гос-ву, международным полит. орг-ям, полит. партиям и др. S’ам полит. отношений на соответ. уровнях.

Общественные конфликты тесно связаны с экономикой и политикой государства и возникают как результат нарушения прав и гарантий граждан, принадлежащих к тем или иным социальным группам, ущемления их интересов. Основной формой проявления общественных конфликтов является недовольство граждан, их протест против существующей ситуации, которая сложилась не по их воле. Общественные конфликты отличаются от других конфликтов в обществе, в которых наблюдается активное противоборство заинтересованных субъектов соц. взаимодействия. Растущее недовольство граждан в соц. сфере может привести к соц. бунту или взрыву, кот. может приобрести полит. направленность, связ. со свержением сущ. власти.

Управление общественными конфликтами – сложный и противоречивый процесс. Осн. задача - прогнозирование и превентивное предупреждение конфликтов. Особая роль в управлении общественными конфликтами принадлежит органам соц. управления, кот. на основе инф.-аналитич. деят-ти призваны проводить научно обоснованную соц. политику.

Субъектами конфликтов в духовной сфере могут быть как отдельные государства, международные сообщества, социальные группы, партии и т. д., так и отдельные личности. Одной из существенных особенностей таких конфликтов является то, что они затрагивают культуру народов, их традиции и обычаи. Наиболее распространенными и острыми являются религ. конфликты, конфликты в сфере иск-ва, а также идеологич. конфликты. Осн. формами проявления таких конфликтов являются: дискуссии, критика, преследование инакомыслящих и др. Наиболее распростр. и острая форма духов. конф. – идеолог. борьба.

Управление конфликтами в сфере духовных отношений предполагает все виды деят-ти, связанные с прогнозированием, предупреждением, ограничением и разрешением конфликтов. В процессе управления духовными конфликтами следует учитывать тот факт, что такие конфликт зачастую затрагивают культуру народов, их традиции и обычаи, что придает им особую остроту и затяжной характер. Разрешение таких конфликтов возможно лишь на основе взаимного уважения культур. и нац. ценностей, признания права каждого народа на свою культуру.

Конфликтная личность ( Тест позволяет оценить степень вашей конфликтности или тактичности)

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете?

a. Избегаете вмешиваться в ссору

b. Можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего или того, кто прав

c. Всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?

a. Нет

b. Да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему

c. Всегда критикуете за ошибки

3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

a. Если другие вас поддержат, то да

b. Разумеется, вы будете поддерживать свой план

c. Боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

a. Только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения

b. Да, но только по принципиальным, важным вопросам

c. Вы спорите со всеми и по любому поводу

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваши действия?

a. Считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь

b. Возмущаетесь, но про себя

c. Открыто высказываете свое негодование

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите?

a. Выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта

b. Отметите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее

c. Станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки

7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?

a. Что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие

b. Говорите, что эта вещь безвкусна

c. Постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого

8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

a. Думаете: "Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников?"

b. Делаете им замечание

c. Если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас?

a. Вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно

b. Попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму

c. Это будет поводом для скандала

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это?

a. Да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит

b. Вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы

c. Вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантках

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

a. Нет

b. Разумеется, признаете

c. Какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были неправы



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: