Роль юридической службы по обеспечению сохранности собственности нанимателя

1. обеспечивать законность издаваемых на предприятии документов правового характера по данным вопросам

2. принимать участие в проводимых проверках соблюдения законодательства об охране собственности, в разработке мероприятий по использованию правовых средств, направленных на предупреждение хищений, недостач, порчи материальных ценностей и потерей от бесхозяйственности

3. оформлять с участием других подразделений материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной и некомплектной продукции для передачи их в следственные органы

4. совместно с финансовой (бухгалтерской) службой проводить работу по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию

5. принимать участие в работе по ликвидации дебиторской задолженности

6. оказывать правовую помощь подразделениям и службам предприятия в правильном применении законодательства, регулирующего порядок списания, продажи, аренды или взаймы имущества предприятия и денежных средств

7. анализировать практику использования соответствующими службами правовых средств в этой работе

Участие юридической службы в работе по обеспечению сохранности собственности осуществляется на плановой основе во взаимодействии с бухгалтерией, отделами кадров, снабжения, и другими подразделениями предприятия. В этой деятельности юридическая служба не должна подменивать работу данных подразделений или выполнять их функции.

3.

Немаловажное значение по предупреждению правонарушений, посягающих на собственность, имеет соблюдение установленных требований при приеме (переводе) на работу материально ответственных лиц. Суть этих требований сводится к следующему:

Ø на материально ответственную должность не принимаются лица, имеющие судимость за корыстные преступления и в отношении которых запрещается занимать указанные должности

Ø нельзя принимать на эти должности несовершеннолетних

Ø перевод (смена) материально ответственных лиц должен осуществляться пи обя­зательном документальном оформлении, инвентаризации и передаче числящихся за ним материальных ценностей.

Юридическая служба обязана оказывать нанимателю, кадровой службе, помощь по правильному применению трудового законодательства по вопросам приема, назначения и перемещения материально ответственных лиц и своевременного заключения договоров «о полной мат. ответственности». Необходимыми условием обеспечения сохранности имущества и других материальных ценностей, приобретаемых предприятием по договорам с другими предприятиями, является соблюдением установленного порядка приема продукции и товаров по количеству и качеству. При сдаче под охрану объектов юридическая служба должна обращать внимание, направленность и полноту включения в договор условий, обеспечивающих надлежащую сохранность материальных объектов.

Основными видами контроля за сохранностью госимущества являются:

1) инвентаризация представляет собой проверку наличия и состояния мат. ценностей по количеству и качеству, а также денежных средств, осуществляемую либо периодически (в плановом порядке) либо в силу чрезвычайных обстоятельств (например: при обнаружении правонарушений, хищений, ограблений, стихийных бедствий). В комиссиях по инвентариза­ции принимают участие работники юридической службы. По итогам ревизии составляется протокол (акт)

2) ревизия - проверка хозяйственной деятельности предприятия или должностных лиц за определенный период. Различается ревизия документальная и ревизия мат. Ценностей, кото­рая перекликается с инвентаризацией.

Основной задачей юридической службы является правовая оценки материальных ревизий, инвентаризации и отдельных поверок с тем, чтобы обеспечить законность сделанных выводов и предложений.

Тема: ОРЮС по возмещению убытков, причиненных вследствие нару­шения хозяйственных

обязательств.

Вопросы:

1) Значение правовой работы ЮС по возмещению убытков, причиненных предприятию нару­шением хозяйственных обязательств.

2) Порядок возмещения убытков, методы расчета ущерба. Обобщение результатов этой работы.

1)

При утрате имущества определяется стоимость утраченного имущества за вычетом взноса.

При повреждении имущества определяется сумма уценки или расходы по устранению повреждения.

К неполученным доходам (упущенной выгоде) относятся все доходы, которые получила бы потерпевшая сторона, если бы обязательство было исполнено.

При нарушении договорных обязательств одновременно несколькими контрагентами, каждый из них несет ответственность в размере причиненного им ущерба (убытков). Размер ущерба (убыт­ков) рассчитывается на основе определенных в установленном порядке и действующих у потерпев­шей стороны норм, нормативов, цен, тарифов и другое. Расходы, превышающие указанные нормы, нормативы, цены, тарифы возмещению не подлежат. Ущерб (убытки) определяются исходя из ха­рактера последствий нарушения договорного обязательства, а не содержания самого нарушения. Одно и тоже нарушение (например: недопоставка) может вызвать различные последствия (умень­шение объема производства, снижения качества продукции и др.) Т.К. различные нарушения (не­допоставка, поставка некомплектной продукции, продукции ненадлежащего качества и др.) могут вызвать одно и тоже последствие (например: при уменьшении объема производства убытки рассчитываются одинаково, независимо от того, какое нарушение явилось причиной уменьшения объема производства.

Последствия нарушений договорного обя­зательства Виды (состав) ущерба (убытков)
Уменьшение объема производства или реа­лизации продукции (работ, услуг). Неполученная прибыль; Увеличение условно-постоянных расходов в себестоимости продукции; Расходы по уплате санкций.
Простои и форсирование производства. Расходы по заработной плате вкупе с отчислениями на социальное страхование; Расходы по уплате санкций.
Замена сырья, материалов, комплектующих изделий. Расходы по заработной плате с отчисления­ми на социальное страхование (при увели­чении трудоемкости) Расходы по сырью, материалу, комплектующим изделиям и топливно-энергетическим ресурсам.
Устранение недостатков в полученной информации (выполненных работах). Расходы по заработной плате с отчисления­ми на социальное страхование. Материальные затраты, связанные с устра­нением недостатков.
Возврат или реализация продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции. Расходы поставщику или ее реализация
Утрата или повреждение имущества. Стоимость устраненного имущества. Сумма оценки поврежденного имущества или расходы по устранению повреждения

Если потерпевшей стороне причинен ущерб (убытки) нескольких видов, то ущерб (убытки) каждого вида рассчитываются отдельно, а полученные результаты суммируются.

При определении размера ущерба (убытков) необходимо исключить повторный счет.

Стороны вправе устанавливать в договоре иной порядок определения размера ущерба (убыт­ков), подлежащих возмещению в случае нарушения отдельных условий договора.

При этом, в частности, могут устанавливаться:

• Твердые суммы подлежащего возмещению ущерба (убытков).

• Размеры (ставки) ущерба (убытков) в зависимости от объема невыполнения и сроков на­рушения договорных обязательств.

При возмещении убытков в форме реального ущерба необходимо обосновать его размер пу­тем предоставления надлежащих доказательств. В предпринимательских отношениях этими дока­зательствами могут служить:

• Акты приемки поставленного товара, свидетельствующие о характере нарушения обяза­тельства.

• Акты экспертизы, которую может назначить \суд для оценки размера понесенных убыт­ков.

• Калькуляция на выполнение ремонта.

• Документы о расходах по хранению.

Указанные документы должны свидетельствовать об понесенных кредитором расходов, произ­веденных или необходимых для восстановления нарушенного права, об утрате или повреждениях имущества.

При возмещении упущенной выгоды необходимо уяснить несколько моментов:

• При возмещении упущенной выгоды принимается во внимание та выгод, которая должна была быть получена при обыкновенном исходе событий, а не ожидаемая, возможная прибыль.

• При определении упущенной выгоды необходимо исходить не из статистических данных, общих критериев, а из конкретных обстоятельств индивидуальной специ­фики каждого договорного отношения между предприятиями.

Доказательствами ожидаемой выгоды м.б.:

• Договоры на перепродаже товара, оказавшегося дефектным.

• Доказательства проведения работ по наладке нового оборудования для последующей переработке товаров, которая оказалось невозможной и т.п.

Размер подлежащих возмещению убытков во многом зависит от того, какие цены положены в основу расчета, как реального ущерба, так и упущенной выгоды. В соответствии с правилами расчет убытков должен производиться исходя из цен, существовавших в день удовлетворения должником требования кредитора, либо в день обращения кредитора в суд в случае неудовлетворения его требо­ваний должником в добровольном порядке.

Суду предоставлено право, в зависимости от обстоятельств спора, присуждать возмещения должником убытков, исходя из цен, существующих в день вынесения решения.

2)

Неполученная прибыль определяется как разница между ценой и полной плановой себестоимостью единицы продукции, умноженная на количество не произведенной или не реализованной по вине контрагента.

Расходы по уплате санкций определяются как сумма всех санкций в результате недопоставки продукции потребителю, уплаченных по вине контрагента.

Относительное увеличение суммы условно-постоянных расходов в связи с уменьшением объема производства продукции определяются как произведение размера этих расходов полной плано­вой себестоимости единицы изделия.

Дополнительные расходы по заработной плате исчисляются как сумма выплат и доплат в соот­ветствии с действующим трудовым законодательством по основной заработной плате за время про­стоев, за работу в выходные и праздничные дни и за сверхурочные работы, доплат при переводе ра­ботников на нижеоплачиваемые работы по их средней заработной плате.

Дополнительные расходы по отчислениям на социальное обеспечение определяется как произ­ведение суммы расходов по основной и дополнительной заработной плате на установленный тариф взносов на соц. обеспечение.

ТЕМА: Организация работы юридической службы по правовому обеспечению снижения и предупреждения непроизводи­тельных расходов.

Вопросы:

1) Понятие непроизводительных расходов; задачи, цели, функции, ответст­венность, права, порядок работы комиссии по предупреждению и снижению непроизводительных расходов.

К непроизводительным расходам относятся: потери от простоев, брака про­дукции, порчи мат. ценностей, пени, неустойки, убыль материалов при хранении.

На многих предприятиях создается комиссия по непроизводительным расходам, основной целью которой является устранение и предупреждение правонарушений и недостатков во внутренне хозяйственной деятельности предприятия, а также рас­смотрения вопросов отнесения непроизводительных расходов, возникающих в ре­зультате нарушения предприятием договорных и других обязательств на виновное подразделение и должностных лиц. На рассмотрение комиссии выносятся вопросы, круг которых каждое предприятие определяет самостоятельно.

Комиссия, как правило, создается в соответствии с приказом руководителя пред­приятия, которым регламентируется ее полномочия и утверждается состав.

В состав комиссии входят:

• Представители экономической, юридической, финансовой служб.

• Бухгалтерии производственного отдела, служб главного технолога, глав­ного механика, что обусловлено кругом разбираемых вопросов.

Задачи комиссии.

Комиссия в своей деятельности руководствуется действующим законодательст­вом, уставом предприятия, положением, регламентирующим внутрихозяйственные отношения предприятия, положением о формах и системах оплаты труда.

Комиссия создается для:

• Организации работы по достижению и предупреждению непроизводственных расходов

• Выявления причин, возникновение непроизводительных расходов, их анализа, разработки мероприятий по их устранению.

• Урегулирование взаимных претензий подразделений, отделов, служб пред­приятий.

• Отнесения непроизводительных расходов на виновные подразделения и должностных лиц.

• Устранения и предупреждение правонарушений и недостатков во внутрихо­зяйственной деятельности предприятия

В целях выполнения предусмотренных положением, разрабатываемым на пред­приятии, комиссия выполняет следующие функции:

• Выявляет причины, проводит анализ образования непроизводительных рас­ходов по видам деятельности (штрафы, брак, недопоставка и д.)

• Оказывает содействие отделам предприятия в разработке мероприятий по предупреждению и снижению непроизводственных расходов

• Определяет подразделения и должностных лиц, виновных в образовании не­производительных расходов и принимает меры по возмещению причиненного ущерба предприятию за счет конкретных виновников путем принятия соответ­ствующего решения

• Контролирует выполнение принятых решений.

Права комиссии:

1. требовать от руководителей подразделений, служб, отделов, должностных лиц предоставления соответствующей информации, документов и объяснений для выявления причин и определении виновных в образовании непроизводственных расходов, а также заслушивать сообщения об устранении выявленных недостатков по итогам, принятых комиссией решений.

2. сообщать директору о выявленных наиболее серьезных упущениях и недос­татках.

3. рекомендовать применение финансовых санкций подразделения к подразде­лению не выполняющим принятое обязательство.

4. ходатайствовать перед директором (генеральным директором, высшим орга­ном управления) о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в систематическом нарушении требований, содержащихся в положениях, регу­лирующих внутрихозяйственную деятельность и образование непроизводи­тельных расходов.

Ответственность комиссии. Комиссия несет ответственность:

• за соответствие принимаемых решений действующему законодательству.

• За соблюдение положений, регламентирующих внутрихозяйственные от­ношения предприятия.

• За своевременность рассмотрения фактов возникновения непроизводи­тельных расходов

• За своевременность и полноту сообщений директору (ген. директору, высшему органу власти) об упущениях и недостатках, выявленных на за­седаниях комиссии.

Порядок работы комиссии.

Комиссия проводит свои заседания не реже 1 раза в месяц. Рассмотрение ма­териалов на комиссии происходит с обязательным участием представителей заин­тересованных подразделений. На рассмотрении комиссии предлагаются вопросы:

• Юридическим отделом - на основании документов о штрафных санкциях и убытках, уплаченных по претензиям и искам.

• Отделом сбыта - на основании документов о наличии сверхнормативных остатков оборотных средств.

• Транспортной службой - на основании документов о нарушении условий перевозок.

• Бухгалтерии - на основании справки об убытках от досрочного списания фондов; справки о суммах, выплаченных предприятием по регрессным искам; доку­ментов о наличии дебиторской задолженности с истекшим соком давности и д. Заседаниями комиссии руководит председатель. Решение комиссии принима­ется большинством голосов членов комиссии, принимавших участие в комиссии. При разделении голосов голос председателя является решающим. На заседании комис­сии секретарем ведется протокол, который подписывается председателем и секре­тарем комиссии. Протокол заседания комиссии в течение 3 дней передается дирек­тору (ген. директору) на утверждение. На председателя комиссии возлагается кон­троль за выполнением принятых комиссией решений, разработанных ею мероприя­тий по установлению выявленных нарушений во внутрихозяйственной деятельности предприятия и предотвращению непроизводственных расходов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности на основании решений комис­сии должно производится с обязательным соблюдением норм трудового законода­тельства.

ТЕМА: Деятельность юридической службы по организации договорной работы на предприятии

Вопросы:

1) Значение договорной работы на предприятии. Порядок ее ведения. Стадии. Роль юри­дической службы в организации договорной работы на предприятии. Анализ и обобще­ние практики организации договорной работы на предприятии и подготовка предло­жений по выявленным недостаткам.

2) Правовая работа по заключению, изменению, замене и расторжении договоров. Реги­страция договоров.

3) Организация работы юридической службы по заключению договоров поставки. Спе­цифика работы.

4) Договор поставки в пределах СНГ.

5) Организация работы юридической службы по заключению договора купли-продажи и бартерного обмена.

1.

При осуществлении своей хоз. деятельности предприятие вступает в отношения с другими предприятиями, учреждениями, организациями. Основой этих отношений является много­численные и разнообразные хоздоговора, заключаемые между предприятием и его контр­агентами.

Договор - это соглашение двух или нескольких субъектов предпринимательской дея­тельности об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей в процессе осуществления такой деятельности.

Договоры являются основной правовой формой отношений по передаче товаров, выпол­нении работ и оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности. Участие в ра­боте по подготовке, заключению и контролю за исполнением хоз. договоров субъектами хо­зяйствования. Визирования проектов договоров является одной из функций юридической службы.

В целях правового обеспечения выполнения договорных обязательств юридическая служба должна:

• Обеспечивать законность документов правового характера по вопросам договор­ной работы.

• Организовывать совместно с другими структурными подразделениями договор­ную и претензионную работу

• Участвуют в заключение хоздоговоров.

• Принимает участие в обеспечении правовыми средствами контроля за исполнени­ем хоздоговоров.

• Анализировать практику договоно-претензионной работы.

Степень участия юридической службы в договорной работе определяется приказом (ин­струкцией) о порядке ведения этой работы, которые должны быть изданы на предпри­ятии. В этом приказе должны быть предусмотрены:

• Общие принципы организации договорной работы

• Структурные подразделения, ответственные за оформление, регистрацию и учет договоров. Предприятия, с которыми проекты договоров должны быть согласова­ны.

• Очередность и сроки согласования

• Структурные подразделения, которые должны принимать меры по регулированию разногласий по проектам договоров.

• Службы, оформляющие протоколы разногласия.

• Порядок согласования протоколов разногласий.

• Порядок приема и отправки корреспонденции, относящейся к договорной работе.

• Порядок и способы учета, хранения и регистрации договоров, претензий и всех документов, имеющих к ним отношение.

• Система контроля за исполнением договорных обязательств предприятием и его контрагентами.

• Формы участия юридической службы в работе по заключению, рассмотрению преддоговорных споров и контроля за состоянием договорной дисциплины на предприятиях.

• Поручение руководителям структурных подразделений о разработке и утвержде­нии должностных инструкций, регламентирующих обязанности работника, занимающихся и договорной работой.

Проект приказа (инструкции) по вопросам договорной работы юридическая служба должна готовить самостоятельно или совместно с заинтересованными структурными подраз­делениями Фомы работы юридической службы по заключению договора и контролю за их исполнением зависит от размера предприятия, количество заключаемых договоров и других обстоятельств. На объединениях и крупных предприятиях возможно возложения договорной работы на соответствующие структурные подразделения, отвечающие за их исполнение. Эти структурные подразделения могут привлекать к разработке проектов договоров все другие подразделения предприятия, деятельность которых связана с соответствующими договора­ми. В этом случае функции юридической службы сводятся к методическом у руководству договорной работой, проверке договоров на соответствие их закону, визированию договоров и контроля за их исполнением.

На небольших предприятиях, где заключается незначительное количество договоров всю договорную работу, как правило, выполняет юридическая служба. В этом случае юридиче­ский отдел заключает все виды договоров, хранит их у себя и контролирует их выполнение. Контроль осуществляется с помощью картотеки по информации соответствующих отделов и с помощью компьютера.

Перед началом договорной компании юр.отделу необходимо проанализировать практику заключения хоздоговоров за прошедший год. Пи этом следует выяснить, отвечают ли усло­вия договоров законным интересам, как предприятия, так и его контрагентов, какие в связи с этим условия следует изменить или уточнить, а также имеется ли необходимость в установ­лении других условий, в частности дополнительных имущественных санкций.

Необходимо также проанализировать данные о суммах штрафов, выплаченных предпри­ятием за нарушение сроков исполнения договоров, за сверхнормативный простой вагонов и другие нарушения договорных обязательств. Материалы анализа следует учитывать при под­готовке документов на следующий год, их заключении и исполнении.

Для надлежащей организации работы по заключению хоз. договор необходимо изучение:

- Знание общих положений ГП о порядке заключения хоз. договоров

- Нормы, регулирующие тот или иной вид договора

- Нормативные акты, регулирующие вопросы приема продукции и товаров по каче­ству и количеству, приемки объектов капитального строительства, правовые во­просы возврата тары и организации расчетов при осуществлении хоз. деятельности

Юридический отдел совместно с другими подразделениями предприятия должен разра­ботать формы правовых документов (договоров, акт приемки продукции и т.д.), исполь­зуемых на предприятиях в работе по заключению и исполнению договоров, а также предъявлению претензий. При подготовке таких форм следует руководствоваться норма­тивными актами, типовыми, примерными договорами, методическими указаниями (реко­мендациями) вышестоящих органов и органов юстиции. При разработке текста указан­ных документов следует руководствоваться требованиями, предъявленными действую­щим законодательством к содержанию и Фоме договора, претензии, исковых заявлений и других унифицируемых на предприятии документов.

Разработанные формы (бланки) и образцы документов должны своевременно уточняться при изменении законодательства, условиям договора и в других необходимых случаях. Если инициатором заключения договора является данное предприятие, то юридический отдел в обязательном порядке визирует этот договор. При визировании юридическая служба должна удостовериться в наличии виз руководителей этого структурного подраз­деления, с которыми данный проект договора д.б. согласован, а также проверить соблю­дение сроков оформления проекта договора. При визировании проекта юридическая служба должна проверить его соответствие требованиям законодательства, а также отра­жения в нем всех существенных условий, необходимых для обеспечения выполнения обязательств по договору, полноту и четкость изложений текста договора, не допускаю­щего различного толкования, а также своевременность оформления проекта договора. При отсутствии замечаний проект визируется и передается в установленном порядке на подпись руководителю предприятия. Если какой-либо пункт проекта договора не соот­ветствует действующему законодательству юридический отдел вносит предложение о его изменении. Эти замечания и предложения юридической службы обязательны для струк­турных подразделений, подготовивших проект договора и в проект должны быть внесены соответствующие изменения.

2.

Исполнение договоров необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельности пред­приятий, своевременной обеспеченности цехов, участков необходимым сырьем, материала­ми, комплектующими изделиями и недопущении срыва выполнения своих обязательств пе­ред другими предприятиями.

Порядок ведения учета выполнения договорных обязательств необходимо закрепить в соответствующем правовом документе.

Юридическая служба, совместно с другими подразделениями предприятия необходимо принимать участие в организации работы по обеспечению надлежащего учета и контро­ля за исполнением договорных обязательств на предприятии, организовать учет испол­нения обязательств по всему кругу покупателей, полному ассортименту продукции и со­кам поставки. Форма такого учета осуществляется путем ведения журнала (картотеки) отделом сбыта, снабжения или другими службами, выполняющими функции по исполне­нию договора. В журнале должны предусматриваться разделы, в которых указываются, например, такие основные данные как реквизиты покупателя, номера и даты договоров объем продукции, подлежащей поставке, сроки поставки, наименование отгруженной продукции и дата отгрузки и другие необходимые сведения. Учет исполнения обяза­тельств контрагентами по договорам желательно группировать по поставщикам, о вы­полнении собственных обязательств по видам продукции. Контроль за исполнением др. договоров м.б. организован применительно к указанной форме.

Если объем договорной работы не значителен, непосредственный контроль за ис­полнением хоз. договоров на предприятии осуществляется юридическим отделом. Для осуществления такого контроля необходимо проверить соблюдение договорной дисци­плины, в структурном подразделении получать от них в установленном порядке соответ­ственные данные о выполнении или нарушении договорных обязательств.

Информация о ходе выполнения договоров должна систематически передаваться в юридический отдел, который по предъявленным данным должен принимать соответст­вующие меры. В случае нарушения контрагентом договорных обязательств юридический отдел должен обеспечить своевременное предъявление претензий к этим контрагентам, если по спору предусмотрен претензионный порядок. В этих случаях юридический отдел самостоятельно предъявляет претензии или оказывает помощь структурному подразде­лению по выполнению должной работы. Претензии, подготавливаемые подразделениями предприятия, а также ответы на претензии, предъявляемые данному предприятию, долж­ны передаваться юридической службе для визирования.

Юридической службе необходимо следить за соблюдением структурными подразде­лениями порядка, установленного действующим законодательством и приказом предпри­ятия.

Необходимо так же контролировать выполнение собственных обязательств предпри­ятий по выполнению заключенных договоров с контрагентами. Если юридическая служ­ба обнаружит недостатки в деятельности предприятия, в результате которых не выпол­няются обязанности по договору, она немедленно должна доложить об этом руководителю соответствующего подразделения, а пи необходимости - руководителю предприятия. При поступлении копии искового заявления от контрагента юридическая служба совме­стно с заинтересованными структурными подразделениями подготавливает мотивиро­ванный отзыв для направления его в хозяйственный суд.

Порядок заключения хозяйственных

Юридическая служба должна проконтролировать соблюдение порядка заключения договора. Процесс заключения договора складывается из действий сторон, направленных на достижение соглашения между ними и состоит из 2 обязательных стадий:

• предложение заключения договора (оферта)

• Принятие предложения (акцепт)

Соответственно первая сторона называется оферта, а другая - акцептом.

Согласно ч.2 ст.402 ГК РБ договор заключается посредством направления оферты(предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложе­ния) другой стороной. ЮС должна проконтролировать, чтобы проект договора содержал все необходимые реквизиты и все существенные условия договора. В законодательстве не содержится перечень существенных условий договора. При подготовке проекта следу­ет иметь в виду, что существенными являются условия:

• О предмете.

• Названные в законодательстве существенные.

• Названные в законодательстве, как необходимые и обязательные для данного вида договора.

• Вытекающие из сущности данного вида договора.

• Относительно которых по заявлению одной из стон д.б. достигнуто соглаше­ние.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (ст.405 ГК РБ). Сторона, получившая проект договора (оферту) должна направить другое извещение об акцепте, либо отказаться от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (прото­кол разногласий к проекту договора).

Договор считается заключенным, когда акцептант принял оферту. Акцептантом счи­тается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

В случаях, когда для стороны, к которой направлена оферта заключение договора обязательно (гос. контракт, договор поставки для государственных нужд). Эта сторона должна направить другой стоне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, прото­кол разногласий в течении 30 дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от другой стороны, для которой заключение договора обязательно извещение об его акцепте на иных условиях, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора на рассмотрение суда в течении 30 дней со дня получения тако­го извещения либо истечение срока для акцепта.

Рассматривая замечания контракта, изложенные им в протоколе разногласий, юриди­ческая служба должна:

• Обращать внимание на своевременность его составления.

• Законность и мотивированность предложенных замечаний.

• Возражения на них со стороны структурных подразделений предприятия, за­интересованных в заключении договора.

В случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту и ей в течении 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора. Эта сторона обязана в течении 30 дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторо­ну о получении протокола в ее редакции либо отклонении протокола разногласий.

Поскольку ведением работы по заключению договоров занимается и другие структурные подразделения предприятия, юридическая служба должна проводить с работниками этих подразделений занятия по разъяснению и применению действующего законодательства, ре­гулирующего вопросы заключения и исполнения договоров, информировать работников подразделений о новом законодательстве и ведомственных нормативных актов, относящим­ся к их практической деятельности.

3.

Гражданское законодательство предусматривает 2 способа изменения и расторжения договоров:

• По соглашению сторон.

• В одностороннем порядке.

По общему правилу изменение и расторжение договора возможно только по соглаше­нию сторон, что является последовательной реализацией принципа свободы договора.

В соответствии с п.2 ст.392 ГК РБ, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, его условия д.б. приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством. В этом случае происходит изменение договора по соглашению сторон, но во исполнение акта зако­нодательства, который имеет приоритет над договором.

Если сами стороны не внесли изменение в договор и не одна из них не обращалась с со­ответственными требованиями в суд, то взамен противоречащему законодательству условии договора сторонами должна применятся соответствующая норма законодательства с момента вступления ее в силу, если эта норма не является диспозитивной.

Изменение и расторжение договора в одностороннем порядке производится без согла­сия контрагента (иначе будет иметь место соглашение сторон). При таком способе существу­ет 2 формы изменения и расторжения договора:

• Односторонний отказ от исполнения договора (обращения в суд не требуется).

• Изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны (требуется обращение в суд).

В соответствии с п. З ст.420 ГК РБ односторонний отказ от исполнения договора полно­стью или частично допускается только в случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

Правомерность одностороннего отказа одной из сторон м.б. предметом оценки суда при рассмотрении иных штрафных санкций и возмещении убытков за неисполнение.

Для одностороннего отказа достаточно уведомления об этом дугой стороны. Ее согласие на изменение, расторжения договора, а также обращения с соответствующими требованиями в хоз. суд.

Изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны возможно по следующим основаниям:

1. существенное нарушение договора другой стороной;

2. существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при за­ключении договора;

3. иные случаи, предусмотренные ГК, иными актами законодательства или дого­вора.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для дугой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились на столько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, может служить основанием для его изменения или расторжения, если иное не пре­дусмотрено договором или не вытекает из его существа. Возможность изменения и растор­жения договора в этом случае полностью зависит от воли сторон, которые могут включить в него условия, исключающие пересмотр всех положений договора или его расторжения при любом изменении обстоятельств, каким бы оно существенным не было.

Вопрос о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоя­тельствами или его расторжение решается по соглашению сторон. Если стороны не достигли такого соглашения применяются правила п.2ст.421 ГК РБ:

Договор м.б. расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п.4ст.421 ГК РБ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

• в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изме­нения обстоятельств не произойдет.

• измененные обстоятельства вызваны причинами, которые заинтересован­ная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась, по харак­теру договора и условиям гражданского оборота;

• исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствие договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значи­тельной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

• Из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

4.

Вскоре после распада СССР выяснилось, что в силу сложившихся на прежнем едином про­странстве интеграции большинство возникших суверенных государств не в состоянии обес­печить нормальное развитие своих экономик. Стало очевидно, что без восстановления ос­новных, ранее сложившихся, хозяйственных связей не обойтись. Лучшим подтверждением этому является тот факт, что уже в марте 1992г. Между государствами СНГ заключено со­глашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ.

Основным нормативным актом, регулирующим договор поставки в пределах СНГ явля­ется соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ, подписанное в Киеве 20 марта 1992г.

В соответствии с соглашением поставка товаров, как правило, производится путем за­ключения между поставщиком и покупателем прямых договоров, а также с помощью по­среднических фирм других организаций, обеспечивающих поставку товаров и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между поставщиком и покупателем.

Стороны вправе заключать договора поставки через систему товарных рынков, товарных бирж, ярмарок, аукционов и других рыночных структур.

Иначе идет процесс формирования хоз. связей по поставкам товаров для гос. нужд в раз­резе их вида, территории и поставщиков и до 1 мая года, предшествующего поставке, предъ­являют их регулируемым органам других государств Содружества по согласованной форме и номенклатуре в части взаимных поставок.

Государства-члены Содружества должны поставить в известность о прикреплении по­ставщиков к покупателям. Органы, регулирующие поставки, должны согласовать объемы товаров и до 1 июля подписать соответствующие документы, которые являются неотъемле­мой частью соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве.

Органы, регулирующие поставки государств - членов Содружества, до 1 августа доводят до регулирующих органов объемы поставок товаров по междугородним соглашениям с указа­нием квот для каждого государства-потребителя.

Органы, регулирующие поставки государств-членов Содружества по месту нахождения покупателя в срок до 1 сентября доводят лимиты потребителям с выдачей извещений о прикреплении покупателя к предприятию-поставщику. Эти извещения и служат основанием для заключения договора поставки покупателю с предприятием-поставщиком.

Закон РБ от 24,11,1995 №2588-12 «О поставках товаров для госнужд»:

1. При необоснованном уклонении поставщика-монополиста от заключения гос.контракта на поставку товаров для госнужд поставщик платит гос.заказчику штраф в размере стоимости товаров, определенной в проекте контракта (ч.2 ст. 113) - м.б. изменен.

2. При невыполнении условий гос.контракта по объему, сроку поставки или оплаты товаров для госнужд виновный выплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных товаров (ч.1 ст. 123) - м.б. изменен.

3. За поставку товаров, не соответствующих стандартам, техническим условиям, об­разцам (эталонам) или иным обязательным требованиям к качеству, оговоренным в гос. контракте и договоре поставки, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере 20% стоимости некачественного товара. За период, в течении которого ко­личество некачественного товара покупателю не восполняется, взыскивается неус­тойка в размере 50% стоимости некачественного товара.(ч. З ст. 123) - м.б. изменен.

Постановление Кабинета Министров РБ от 8,07Л996г, №444 «Об утверждении Положения О поставках товаров РБ» (с изменениями и допол­нениями):

1. За недопоставку или недоставку товара согласно условиям договора поставщик упла­чивает покупателю неустойку (штраф) в размере 10% стоимости непоставленного или недопоставленного товара, (п.91 Положения) - не м.б. изменен.

2. При поставке товара не в ассортименте поставщик уплачивает неустойку (штраф) в размере 10 % стоимости непоставленного товара в ассортименте, (п.92 Положения) - не м.б. изменен.

3. Если поставленный товар не соответствует по качеству стандартам, другой норматив­но-технической документации, образцам (эталонам) или иным условиям договора, а также если поставлен некомплектный товар, поставщик уплачивает покупателю неус­тойку (штраф) в размере 25 % стоимости некачественного либо неукомплектованного товара. (п.99 Положения) - не м.б. изменен.

Тема: Организация правовой работы ЮС по соблюдению законодательства о порядке приемки товара по количеству и качеству

Вопросы:

1) Организация правовой работы по приемке продукции от органов транспорта.

2) Договор перевозки груза железнодорожным транспортом.

Документация, сопровождающая товар:

1) Товарно-транспортная накладная № 1 - является документацией строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складской оперативности и бухгалтерского учета. Грузоотправителям запрещается предъ­являть, перевозчикам принимать перевозки, а грузополучателям - принимать грузы на оформ­ленные ТНН.

ТНН подлежит применению, если всеми ЮЛ не зависимо от форм собственности и ИП РБ. ТЕШ выписывается в 4 экземпляра грузоотправителем. Первый, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписью и печатями грузоотправителя, с подписью водителя вручаются водителю.

Первый экземпляр предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателей груза;

Второй экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;

Третий экземпляр служит основанием для расчета;

Четвертый экземпляр прилагается к путевому и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработка.

Грузополучатель при необходимости может выписывать дополнительные ТНН. По грузам нетоварного характера, на которые не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера и взвешивания ТНН выписывается в 3 экземплярах.

2) Товарная накладная (ТН - 2) - является документом страховой отчетности и ис­пользуется для отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, если перемещение осущест­вляется без участия автомобильных транспортных средств. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также склад­ского и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.

ТН выписывается отправителем в 2 экземплярах. Первый экземпляр, заверенный подписью и печатью отправителя и подписью доверенного должностного лица получателя вручается указанному лицу и предназначается для оприходования полученного товара, а второй экземпляр ос­тается у отправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.

Хозяйственная операция с товаром Документы, подтверждающие хозяйственную операцию Товаросопроводительные документы Нормативные документы
Транспортировка автомобильным транспортом o ТТН – 1 или CMR o ТТН – 1 или CMR; o Документы, подтверждающие качество перевозимого товара (дополнительные грузосопроводительные документы согласно ст. 56 Закона “ Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках”) Закон “ Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках” от 21.07.2001 №50-3 (ст. 63,65). Правило автомобильных перевозках грузов (п. 361), утвержденные постановлением Министерства транспорта РБ от 01.07.2002 №20
Железнодорожным транспортом o Квитанция о приеме груза; o Железнодорожная накладная. o Железнодорожная накладная; o Документы, подтверждающие качество товара Устав железнодорожного транспорта общего пользования (п.30), утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 №1196
Воздушным транспортом o Грузовая накладная o Грузовая накладная Воздушный кодекс РБ от 11.011999 №240-3 (ст.105).
Водным транспортом o Коносамент o Коносамент o Документы, подтверждающие качество товара. Кодекс внутреннего водного транспорта РБ от 24.06.2002 №118-3 (ст. 69)

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

• Несоответствия между наименованной массой или количеством мест груза в перевозочном документе

• Порчи и повреждения груза или багажа

• Обнаружения груза или багажа без перевозочных документов или перевозимых документов без груза и багажа

• Возвращения железной дороге похищенного груза или багажа

• Не передачи железной дорогой не железнодорожный подъездной путь груза в течение 24ч. После раскредитования перевозочных документов в товарной конторе (кассе). В этом случае коммерческий акт составляется только по требованию, грузополучателя.

ЖД станция обязана составить коммерческий акт, если она сама обнаружила вышеперечис­ленные выше обстоятельства или когда на наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал грузополучатель (получатель) до получения груза или багажа.

Коммерческий акт м.б. составлен как на станции назначения, так и в пути следования.

Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы устанавливается правилами перевозки грузов.

Коммерческие акты на станциях назначения составляются при выгрузке груза в пунктах об­щего пользования - в день выгрузки, а в соответствующих случаях - в день выдачи груза получа­телю при выгрузке на подъездных путях и складах не общего пользования - в день выгрузки гру­за, при этом поверка груза должна производится в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки.

При невозможности оформить акт в эти сроки он составляется не позднее следующих суток.

Коммерческие акты составляются в 3 экземплярах только на бланках установленной фор­мы. На, все вопросы, помещенные в графах бланка акта, должны даваться в соответствующих от­ветах.

Коммерческий акт подписывается начальником станции или его заместителем, заведующим грузовым двором, смотрителем, а также грузополучателем, если он участвует в проверке груза

При необходимости к составлению акта могут привлекаться другие работники Ж.д., а также эксперты.

В случае отказа начальник станции в составлении коммерческого акта или оформлении его с нарушением правил грузополучатель имеет право до вызова груза со станции, при выгрузке в мес­тах не общего пользования - в течение 24ч. с момента проверки груза подать письменное за явление (жалобу об этом начальнику отделения дороги) непосредственно или через начальника станции, отказавшего в составлении коммерческого акта.

Начальник отдела доги должен дать ответ по существу заявленного требования, а по скоропортящимся грузам – в течение суток, а по всем остальным грузам – не позднее 3 дневного срока с момента получения заявления.

Плата за хранение груза за время задержки в связи с состоянием груза с получателя не взыскивается.

Коммерческий акт для предъявления претензии ж.д. в частности в случаях недостачи, утраты, порчи или повреждения груза. В случае утраты акта он м.б. заменен накладной с отметкой на ней ж.д. о составлении коммерческого акта, он м.б. заменен документом, подтверждающим факт обжалования отказа начальником отдела дороги.

ТЕМА: Организация работы юридической службы поведению претензионной работы на предприятии.

ВОПРОСЫ:

1.Претензионный порядок разрешения хозяйственных споров. Обязательные случаи разрешения хозяйственных споров с соблюдением претензионного порядка.

2. Формы организации претензионной работы на предприятии. Учет претензионной работы на предприятии.

3.Порядок предъявления претензий к органам транспорта.

1.

Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения хозяйственных споров является одним из правовых средств, направленных на эффективное урегулирование хозяйственных отношений. Этот порядок способствует скорейшему восстановлению нарушенных прав сторон, предотвраще­нию дополнительных расходов, связанных с рассмотрением дела в хозяйственном суде.

Претензией является требование одного участника хозяйственных правоотношений, заяв­ленное другому, которое возникло вследствие невыполнения иди ненадлежащего исполнения хо­зяйственных договоров или иных обязательств. Установление претензионного порядка обусловле­но стремлением, освободить хозяйственные суды от рассмотрения дел, по которым отсутствует спор в связи с признанием другой стороной предъявленных в претензии требований. Претензион­ная работа дает возможность предупреждения хозяйственных споров и устранения причин, их по­рождающих.

Несоблюдение досудебного порядка у регулирования спора в случаях, когда это предусмот­рено законодательными актами, является основанием для возвращения хозяйственным судом ис­кового заявления истца (л. 5 ст. 126 ХПК). По ныне действующему законодательству соблюдение предварительного внесудебного (претензионного) урегулирования спора обязательно не по всем спорам, а лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами.

К случаям обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора отно­сятся:

• требования об изменении или расторжении договора. В соответствии со ст. 422 ГК, требо­вание, об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить, или расторгнуть договор, либо непо­лучении ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо до­говором, а при его отсутствии в тридцатидневный срок. Если заинтересованной стороной требова­ние об изменении или расторжении договора другой стороне не предъявлялось либо если иск в хозяйственный суд предъявлен до истечения срока на получение ответа на претензии, исковое за­явление возвращается стороне',

• требования к перевозчику, вытекающие из перевозки груза. Согласно ст. 751 УЖ до предъявления к перевозчику иска» вытекающего из перевозки груза обязательно предъявление к нему претензии в порядке, установленном законодательством. Порядок предъявления претензии к перевозчику, в зависимости от вида перевозки, определен соответствующими уставами, дейст­вующими на территории Республики Беларусь. При этом следует иметь в виду, что установленный транспортными уставами и кодексами порядок предъявления претензий обязателен для всех субъ­ектов хозяйствования при возникновении споров, вытекающих из внутренних перевозок 1.

• требования, вытекающие из договоров международной перевозки грузов. Порядок заявле­ния и рассмотрения таких претензий регулируется международными договорами и соглашениями Республики Беларусь;

• требования о признании недействительным ненормативного акта государственного органа и возмещении ущерба, причиненного изданием такого акта. Соблюдение досудебного порядка предъявления требований по данной категории дел предусмотрено Положением о порядке возме­щения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями го­сударственных органов и их должностных лиц, утвержденным постановлением Верховного Сове­та Республики, Беларусь

2.

Претензионная работа на предприятии состоит из:

1. предъявления претензий контрагентам хозяйственных отношений;

2. рассмотрения претензий, поступающих на данное предприятие.

Претензионная работа охватывает подготовку, оформление претензий (составление текста, комплектование приложений), а также рассмотрение полученных предприятием претензий и дачу

ответов на них, учет претензии и контроль за их движением и исполнением.

Ведение претензионной работы возложено на юридическую службу Типовым положением о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь. Однако формы этой ра­боты на предприятии могут быть различными в зависимости от конкретных условий, сложивших­ся на предприятии. На практике на одних предприятиях ведение претензионной работы возлагает­ся на юридическую службу полностью, на других — юридическая служба организует и руководит претензионной работой, которую осуществляют другие структурные подразделения.

Для правильной организации претензионной работы на предприятии руководитель должен издать приказ о порядке ведения претензионной работы, в котором должны быть определены функции, права и обязанности структурных подразделений. При этом следует исходить из уста­новленного законодательством порядка предъявления претензий и урегулирования разногласий по спорам, из объема претензионной работы по предъявлению и рассмотрению претензий, а также из штатной численности соответствующего подразделения, конкретных условий работы данного предприятия.

Если в соответствии с приказом о распределении функциональных обязанностей ведение Претензионной работы возложено на юридическую службу, то она должна вести учет исполнения своих обязательств контрагентами. Структурные подразделения должны предоставлять ей по ее требованию справки и материалы, необходимые как для предъявления претензий, так и для дачи ответов на них.

Юридическая служба совместно с другими подразделениями должна выработать соответст­вующие стандарты и инструкции данного предприятия, & которых регулируются вопросы претен­зионной работы. В этих стандартах должно быть указано, какие именно отделы (службы) занима­ются претензионной работой.

В случае если претензионной работой занимаются структурные подразделения, то юридическая служба осуществляет методическое руководство этой работой.

Контроль за своевременным предъявлением претензий, за качеством претензионных заявле­ний, а также визирует эти претензии и ответы на них. При визировании поступивших на согласо­вание в юридический отдел претензий и ответов на них необходимо принимать меры, направлен­ные на обеспечение юридической обоснованности этих документов.

При ведении претензионной работы структурными подразделениями они, как правило, вы­полняют следующие функции:

1. подготовка материалов для предъявления претензий,

2. рассмотрение поступивших претензий от контрагентов и подготовка ответов на них

3.осуществление учета и регистрации претензий,

4. подготовка и передача юридической службе материалов для предъявления исков в суд в случае отказа в удовлетворении претензии или неполучении ответа на претензию в установленный

срок.

На практике претензионная работа распределяется между структурными подразделениями

следующим образом:

1. по требованиям, вытекающим при перевозке грузов претензии, предъявляются диспетчер­ским (транспортным отделом;

2. по требованиям, вытекающим из расчетов за продукцию и выполненные работы, бухгалте­рией;

3. по требованиям об изменении или расторжении договора тем структурным подразделени­ем, с деятельностью которого связан заключенный договор

4. претензии по требованиям о признании недействительным ненормативного акта обычно готовит юридическая служба

В зависимости от объема работы на крупных предприятиях может быть образовано специ­альное подразделение по претензионной работе,

Если в соответствии с приказом о распределении функциональных обязанностей ведение претензионной работы возложено на юридическую службу, то в обязанности структурных подраз­делении в этом случае входит осуществление непосредственного контроля за исполнением обяза­тельств и оформление первичных документов по нарушениям. Структурные подразделения долж­ны предоставлять юридической службе по ее требованию «правки и материалы, необходимые, как для предъявления претензий, так и для ответа на них.

При наличии сообщений структурного подразделения о нарушении обязательств контраген­том, работники юридической службы проверяют:

1.наличие оснований для предъявления претензии,

2.достаточность представленных материалов, правильность расчета по имущественным тре­бованиям,

3.соблюдение срока исковой давности.

В случае недостаточности оснований для предъявления претензии юридическая служба со­ставляет письменное заключение, возвращает материал структурному подразделению. Если име­ются основания для предъявления претензии, юридическая служба составляет проект претензии,

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕТЕНЗИИ И ОТВЕТА НА ПРЕТЕНЗИЮ

Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем или замести­телем руководителя предприятия.

В претензии указываются:

1) наименование предприятия, организации или учреждении, предъявившего претензию; предприятия, организации учреждения, к которым предъявляется претензия, дата предъявления и номер претензии;

2) обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии;

3) доказательства, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства; ссылка на со­ответствующие нормативные акты;

4) требования заявителя;

5) сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке, платежные и

почтовые реквизиты заявителя претензии;

6) перечень прилагаемых к претензии документов.

Если в претензии заявлены денежные требования, то в ней должны быть указаны требуемые суммы и дан обоснованный расчет. Претензия должна быть обоснованной, со ссылкой на соответ­ствующие документы, подтверждающие указанные обстоятельства, и на нормативный акт, преду­сматривающий право заявителя на предъявляемое требование. В претензии указывается перечень прилагаемых документов, а также иные сведения, необходимые для урегулирования спора,

Претензию, подготавливаемую на предприятии, как и материалы к ней, следует состав­лять в количестве экземпляров, необходимом для передачи ее другой стороне, оставлению в деле и передачи в хозяйственный суд.

К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заяви­телем требования или надлежащие заверенные копии, либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны. Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вру­чается под расписку.

Важным участком претензионной работы является рассмотрение претензий, поступивших от контрагента.

При рассмотрении претензии, поступившей на предприятие, юридическая служба должна:

1.проверить законность предъявленного требования

2. ее юридическую обоснованность: не истек ли установленный срок исковой давности по данной категории дел,

3.правильна ли ссылка заявителя претензии на нормативные акты, договор и другие доку­менты правового характера. Проверку фактических обстоятельств, изложенных в претензии, сле­дует проводить совместно с тем подразделением предприятия, деятельность которого вызвало претензию. При этом проверяется наличие необходимых доказательств, правильность расчета взыскиваемой суммы и т.д.

Если к претензии не приложены документы, необходимые для ее разрешения они запраши­ваются у заявителя претензии с указанием срока предоставления. При неполучении затребованных документов претензия рассматривается на основании имеющихся документов. В необходимых случаях при рассмотрении претензии предприятие может производить выверку расчетов, экспер­тизу и другие действия, обеспечивающие урегулирование спора в претензионном порядке.

После, проверки составляется ответ на претензию. Он должен быть дан в письменной форме, подписан руководителем или его заместителем. Предприятие, организация, учреждение, полу­чившие претензию, в случае обоснованности претензии обязаны удовлетворить требования заяви­теля и в письменной форме уведомить его о результатах рассмотрения.

В ответе на претензию должны быть указаны:

1) наименование предприятия, учреждения, организации, дающих ответ на претензию и предприятия, учреждения, организации, которым направляется ответ; дата и номер ответа; дата и номер претензии, на которую дается ответ;

2) при полном или частичном удовлетворении претензии— признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок,

3) способ удовлетворения иных требований, если претензия не подлежит денежной оценке;

4) при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии мотивы и основания отка­за со ссылкой на соответствующие нормативные акты и документы, обосновывающие отказ;

5) перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, а также других доказательств. Вместе с ответом заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были

приложены к претензии, а также приложены документы, обосновывающие отказ, если этих доку­ментов нет у заявителя претензии.

При полном или частичном удовлетворении претензии юридическая служба должна:

-подготовить и внести руководству предприятия предложения об ответственности конкрет­ных лиц и структурных подразделений, допустивших нарушение хозяйственных обязательств пе­ред контрагентом предприятия

Должностные лица предприятия, виновные в ненадлежащем исполнении своих обязанно­стей, должны нести ответственность в дисциплинарном порядке, Если же этим действиям причи­нен ущерб предприятию, они должны, помимо дисциплинарной ответственности, привлекаться к материальной ответственности.

Предприятия, учреждения, организации должны незамедлительно принимать меры к устра­нению выявленных при рассмотрении претензий недостатков в их деятельности, о фактах хищения имущества или злоупотреблениях служебным положением сообщать органам расследования.

Юридическая служба должна вести учет претензий, направляемых контрагентам и посту­пающих на данное предприятие. Учет должен вестись по форме, утвержденной руководителем. Наиболее приемлемой является журнальная форма ведения учета, хотя допустим учет на специальных карточках, алфавитных книжках и т.д. В настоящее время наиболее эффективным является учет претензионной работы на компьютере.

Юридическая служба должна сделать вывод, работа каких структурных подразделений вызывает наибольшее количество нареканий со стороны контрагентов, какие предприятия учреж­дения, организации наиболее часто допускают нарушение обязательств, в отношении актов каких органов наиболее часто возникают вопросы признания их недействительными. По результатам анализа и обобщения следует сделать выводы об улучшении работы отдельных структурных подразделений, о нецелесообразности продолжения хозяйственных связей с организациями, нарушающими договорные обязательства.

Осуществляя контроль и методическое руководство претензионной работой, проводимой другими структурными подразделениями предприятия, юридическая служба должна проводить с работниками этих подразделений занятия по изучению нормативных актов, касающихся предъяв­ления и рассмотрения претензий.

ТЕМА: Организация исковой работы на предприятии.

ВОПРОСЫ:

1. Организация работы юридической службы на предприятии исковой работы на пред­приятии.

2. Порядок предъявления исков в суд. Сроки. Оформление. Регистрация исков. Порядок уплаты пошлины.

3. Организация работы юридической службы в стадии рассмотрения дел в суде, обжа­лования решения в суде, исполнения решений суда.

1.

Исковая работа направлена на защиту законных интересов и прав предприятия в случае на­рушения их контрагентами или органами государственного управления. Исковая работа состоит из:

1.предъявления исков к контрагенту,

2.составления отзыва на иск, предъявленный данной организации,

3.участия в рассмотрении спора в суде,

4.обжалования решений суда,

5.контроля за исполнением решений.

Как правило у исковая работа осу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: