| Критерий | Параметры | Шкала оценки | |
| Да | Нет | ||
| Сформированность профессиональной компетентности | |||
| Мотивационно-ценностный компонент | Имеет теоретические представления о постулатах современного педагогического мировоззрения. | ||
| Владеет соответствующей терминологией: способы освоения учебного материала, включенность детей в учебный процесс, успешность детей в обучении. | |||
| Действует на основе постулатов современного педагогического мировоззрения. | |||
| Осознал исходную проблему практики образования. | |||
| Методический компонент | Имеет концептуальные представления о структурировании содержания учебных предметов, освоил концепцию, знает методики организации деятельности учащихся на занятии. | ||
| Освоил соответствующую терминологию. | |||
| Освоил способы структурирования содержания учебных предметов для работы в выбранной технологии. | |||
| Владеет способами проектирования дидактического материала для работы по разным методикам на своем предмете. | |||
| Владеет методикой проектирования запуска различных форм взаимодействия учащихся (пары, группы, пары сменного состава). | |||
| Освоил механизм составления и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся. | |||
| Организационно-управленческий компонент | Имеет концептуальные и программные представления о собственной деятельности, вариантах запуска, контроле и учете на учебных занятиях. | ||
| Владеет соответствующей терминологией: табло учета, планирование, контроль, учет. | |||
| Умеет осуществить запуск инновационных учебных занятий. | |||
| Умеет проектировать различные варианты расписания и маршрутов освоения учебного материала в группах. | |||
| Владеет способами проектирования собственной деятельности на предстоящий период. | |||
| Умеет осуществлять планирование, контроль и учет на учебных занятиях. | |||
| Исследовательско-рефлексивный компонент | Имеет программные представления о проведении эмпирических исследований. | ||
| Владеет терминологическим аппаратом: исследование, теоретическое и эмпирическое исследование, объект, предмет, гипотеза исследования, методы исследования. | |||
| Умеет организовать рефлексию собственной деятельности. | |||
| Владеет способами организации рефлексии других (индивидуальных и групповых субъектов). | |||
| Умение проводить эмпирические исследования (в рамках исследовательско-рефлексивного компонента) | Умеет анализировать свою деятельность, выделять проблемы и трудности, оформлять противоречия. | ||
| Умеет выделять объект и предмет исследования, строить гипотезу. | |||
| Умеет создать проект исследовательской деятельности. | |||
| Умеет работать с информацией (с каталогами, источниками). | |||
| Умеет оформлять результаты и продукты исследований. | |||
| Коммуникативный компонент | Умеет оформить свои мысли в устный текст (точно, компактно, без искажений). | ||
| Умеет оформить свои мысли в письменный текст. | |||
| Умеет слушать, вникать в суть сказанного и поставить вопрос к услышанному. | |||
| Умеет самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием). | |||
| Умеет организовать качественную коммуникацию. | |||
| Освоение компонентов содержания общего образования | |||
| Универсальные способы мыследействования[14] | Имеет теоретические представления об универсальных способах мыследействования. | ||
| Владеет терминологическим аппаратом: анализ; обобщение; целеполагание; рефлексия; проектирование деятельности. | |||
| Умеет осуществлять: - анализ; - обобщение; - целеполагание; - рефлексию; - проектирование деятельности. | |||
| Навыки коллективного труда | Умеет выполнять совместную с другими деятельность; Умеет распределять обязанности в коллективном труде; Умеет делегировать полномочия; Умеет использовать продукты труда другого; Умеет оформлять продукты своего труда в удобные для использования другими формы (тексты, таблицы, диаграммы); Умеет делать содержательную сборку продуктов коллективного труда. | ||
| Освоение основ методологии, теории и практики технологии в которой предстоит работать (работает) | |||
| Освоение основ методологии | Имеет концептуальные представления об инновационной деятельности, учебных занятиях и владеет соответствующим терминологическим аппаратом (см. ниже). | ||
| Освоил методологию перехода на инновационную технологию обучения. Освоил основные методологические схемы. | |||
| Освоение основ теории | Освоил основные понятия современной дидактики. Обучение. Структуры общения. Формы организации процесса обучения. Способы обучения. Принципы обучения. | ||
| Освоение технологии | Освоил технологию составления маршрутов и траекторий освоения учебного материала | ||
| Освоил особенности организации учебных занятий. | |||
| Освоил надпредметное содержание образования на учебных занятия. | |||
| Освоил и применяет различные методики парной работы (методика Ривина, обратная методика Ривина, методика. взаимопередачи тем, методика взаимообмена заданиями, методика взаимопроверки индивидуальных заданий, методика доводящей карточки, методика взаимотренажа) | |||
| Способность осуществлять инновационную педагогическую деятельность | |||
| Является объемлющим и системным критерием по отношению ко всем остальным. Включает полностью все их совокупности, взаимосвязанные между собой (см. табл. выше). |
Таким образом, для определения критериев профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность нами изучены основные теоретические подходы к данной проблеме: интегральные характеристики личности (Л.М. Митина), критерии педагогического творчества (Г.М. Каджаспирова), критерии диагностики профессиональной компетентности учителя (А.К. Маркова), критериально-ориентированная диагностика учителя индивидуально-ориентированной системы обучения (А.А. Ярулов), квалификационные характеристики учителя развивающего обучения (А.Б. Воронцов).
В результате проведенного теоретического анализа и обобщения эмпирических данных с учетом особенностей инновационной деятельности в образовании (В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) нами выделены следующие основные критерии профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью: сформированность профессиональной компетентности, которая представлена субкомпетентностями - мотивационно-ценностной, коммуникативной, организационно-управленческой, методической, исследовательско-рефлексивной; овладение основами теории и практики инновационной технологии, в которой предстоит работать; способность осуществлять инновационную педагогическую деятельность. Разработаны параметры профессионального становления педагога в инновационном комплексе. Параметры по каждому критерию характеризуют совершенствование представлений (концептуальных, теоретических, программных), коммуникативных средств и действий педагога.
На основании данных критериев и параметров появляется возможность провести мониторинговые исследования в данной области.






