Расчет производственной мощности цеха

Федеральное агентство морского и речного флота

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра экономики и менеджмента

Курсовая работа

По дисциплине: «Планирование на предприятии»

тема: «Планирование производственной программы»

Выполнил: ….

Шифр: Э-10-1***

Проверила: Лыкова Е.С.

Нижний Новгород

Г.

Содержание

1.Планирование продаж………………………………………………………….3

2.Расчет производственной мощности цеха…………………………………...10

3. Список литературы …………………………………………………………....19

Планирование продаж

Характеристика плана продаж товаров и услуг
Система рыночных отношений предусматривает тесную взаимосвязь между процессами производства, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных экономических ресурсов. Положенный в основу планирования современного производства принцип заключается в необходимости полного удовлетворения всех потребностей покупателей. План производства и реализации продукции является исходным и определяющим разделом Плана технико-экономического развития предприятия. Его разработке должны предшествовать маркетинговые исследования по определению бизнес-портфеля предприятия.
Основными разделами Плана производства и реализации продукции являются:

план производства продукции, работ, услуг;
план продаж (реализации продукции, работ, услуг);
план развития производственных мощностей.

Исходными данными для расчетов служат:

объемы продаж в номенклатуре и ассортименте;
производственные мощности предприятия;
цены, действующие в плановом периоде;
остатки незавершенного производства на начала периода;
остатки готовой продукции на складах на начало периода.

Основные показатели плана:

объем продаж;
номенклатура и ассортимент выпуска продукции;
объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении;
объем валовой продукции с учетом изменения объемов незавершенного производства.

Каждое предприятие планирует производство товаров и услуг только в таких количествах и в такое время, которые соответствуют запросам потребителей. Спрос определяет объемы и сроки продажи продукции и таким образом задает все свои плановые показатели предприятиям – производителям. Разработка плана продажи (реализации, сбыта продукции) является завершающим этапом составления производственной программы предприятия. В то же время план продажи служит основой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на производство и реализацию товаров. (приложение 1) В любом плане продаж, как правило, указывается количество продукции каждого вида, а также работ и услуг, которые будут реализованы в предстоящий период хозяйственной деятельности фирмы. При равномерных поставках объем продаж на плановый срок можно определить по формуле:
Ппр= Вс * Тпер
где, Ппр – планируемый объем продаж продукции, руб.; Вс – среднесуточный выпуск (продажа) товаров, руб.; Тпер – планируемый период продаж (месяц, квартал, год,) дней.
При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонным колебаниям, план продаж обычно составляется на каждый месяц.
В годовой план сбыта продукции предприятия включаются следующие виды товаров и работ:
- объем реализации продукции на внутреннем рынке;
- размер полуфабрикатов и комплектующих изделий собственного производства;
- величина экспортных поставок товаров;
- нормативы запасов готовой продукции;
- количество работ и услуг производственного назначения и т.п.
Показатель объема реализации продукции связывает каждое предприятие со всеми своими потребителями на соответствующих рынках сбыта. Реализованной считается проданная готовая (товарная) продукция. Ее показатель объединяет не только объем производимой в плановом году новой продукции, но и остатки нереализованной в прошлом (отчетном) году готовой продукции.
В общем виде годовой объем реализации рассчитывается по формуле:
РП = НП +? ГП,
где РП – планируемый годовой объем реализации; НП – объем новой продукции;? ГП – остатки готовой продукции.
Совокупный объем продажи продукции в планируемом году определяется по всем видам и срокам поставок продукции, а также условиям ее оплаты и отгрузки, согласованным с потребителями. При планировании годового объема продаж, производители должны предусматривать при заключении хозяйственных договоров, пригодные для себя условия оплаты товаров и услуг:
- по факту отгрузки (на дату поставок);
- в кредит (на установленный срок);
- авансом (предварительная оплата),
А также учитывать скидки с цен, уровень инфляции, потери на стадии обращения продукции, безнадежные долги клиентов и т.д.
План продаж является основным стратегическим и оперативным документом для всех предприятий. Его создание и выполнение считается важным делом для большинства компаний. Несмотря на внешнюю простоту, этот план имеет исключительное значение в текущей деятельности компании, так как именно в нем излагаются конечные задачи плановикам-экономистам на предстоящий год. С помощью плана продаж фирмы осуществляют переход от общего планирования к политике заключения адресных сделок-планов, предусматривающих производство и доставку продукции в текущем (плановом) году.
План продаж дает фирмам возможность перейти от показателя общего прироста дохода к показателю чистого прироста выпуска продукции, а от него затем к доходу – главному показателю эффективности конечной деятельности.
Планы продажи и производства продукции тесно взаимосвязаны. В условиях рынка план сбыта, составленный на основе портфеля заказов потребителей, оказывает прямое воздействие и на планирование объемов производства товаров и услуг. Рассмотрим более подробно алгоритм составления плана сбыта
В ходе разработки плана продажи на первом этапе на основе плановых показателей производства устанавливаются объемы потребности в ресурсах, а также основные их поставщики. Сравнение наличных и требуемых ресурсов позволяет плановикам и менеджерам убедиться в том, что движение материальных потоков в должных объемах может быть действительно обеспечено в течение рассматриваемого периода. При нехватке тех или иных ресурсов следует согласовать план производства и продажи продукции с учетом финансово-экономических и материально-технических приоритетов. Второй этап разработки плана продаж предусматривает составление программы движения потоков по всей распределительной логистической сети: от производственных подразделений предприятия до торговых центров конечной продажи или даже до отдельных потребителей продукции. Эта стадия сопряжена с планированием потребности в складских помещениях и транспортных средствах. Здесь снова возникает необходимость учета объема ресурсов с точки зрения анализа внешних и внутренних возможностей предоставления услуг в данном плановом периоде. При дефиците транспорта и складских помещений, которые должны быть использованы в процессе сбыта продукции, разработчикам плана продаж следует пересматривать уже сверстанные программы товародвижения. При этом также не исключается необходимость внесения изменений или корректировки ранее составленного плана производства и реализации продукции. На заключительной стадии разработки плана продаж составляется программа массовых перемещений товаров, оптимизируется схема размещения складских помещений и транспортных потоков, создаются календарные планы-графики подготовки товаров к отгрузке и выполнения поставок продукции потребителям.
Правильное планирование продажи продукции на каждом предприятии обеспечивает комплексное решение следующих производственно – хозяйственных и финансово – экономических задач:

своевременное выполнение производственных заказов с учетом степени их срочности;
рациональное использование наличных материальных и трудовых ресурсов;
сокращение материальных запасов и улучшение их оборачиваемости;
оптимальное распределение перевозок по различным видам и типам транспортных средств;
повышение качества выполнения работ и обслуживания потребителей.

В процессе выполнения основных стадий разработки плана продажи или сбыта продукции весьма важным является планирование товародвижения, в частности обоснование оптимальных каналов или схем движения товаров от производителя к потребителю.
В современном маркетинге под планированием товародвижения понимается систематическое принятие планово – управленческих решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.
Канал товародвижения включает все организации или всех людей, связанных с передвижением и обменом товаров и услуг и рассматриваемых как участники сбыта или посредники между производителями и потребителями продукции.
Канал товародвижения может быть простым и сложным. Он может основываться на устном согласии между малым предприятием и местным розничным магазином, или требовать детальных письменных контрактов между группой производителей, оптовиков и розничных торговых центров. Многим фирмам, заинтересованным в широком сбыте, нужны независимые розничные магазины, которые реализуют их продукцию и тем самым улучшают финансовые показатели. Другие фирмы желают сами контактировать со своими потребителями и не используют независимые каналы сбыта. Во многих случаях, выбор канала товародвижения является наиболее важным стратегическим решением фирм – производителей товаров и услуг.
В современных условиях существуют два основных канала товародвижения или способа реализации готовой продукции: прямые связи и свободный рынок.
В первом случае предприятия работают на заранее известный рынок. Выпуск продукции осуществляется на основе прямых связей – заказов с потребителями, заключенными договорами – контрактами и имеющимися предварительными соглашениями, в которых заранее оговорены основные требования к продукции, показатели ее качества, объемы и сроки поставки.
Во втором случае предприятие выпускает продукцию на свободный рынок без заранее определенных требований покупателей. При этом оно само определяет основные задачи плана продажи продукции на соответствующих рынках. В большинстве случаев каждое предприятие при разработке плана продажи продукции ориентируется одновременно как на предварительные заказы, так и на свободный рынок при известных ограничениях объёмов спроса и предложения на те или иные товары и услуги. Важнейшей характеристикой эффективности выбранного канала товародвижения могут служить издержки сбыта, которые колеблются от видов продукции и условий поставки в пределах от 2 до 20% общего объема продажи товаров. При планировании сбыта продукции необходимо учитывать признаки дорогостоящей системы товародвижения и обеспечивать снижение издержек и повышение ее эффективности. При этом необходимо соблюдать высокие стандарты товародвижения, касающиеся уровня обслуживания всех потребителей продукции и совершенствования применяемых форм ее продвижения.
При планировании продаж того или иного товара или услуги, в процессе выбора и обоснования канала товародвижения необходимо учитывать механизм взаимодействия следующих основных факторов:

потребители: их характеристики, количество, концентрация, размер средней покупки, ожидаемые потребности, уровень доходов, возможность получения кредита;
компании: их цели, контроль, сбыт, прибыль, ресурсы, специализация, эффективность, методы продвижения;
товар: стоимость, качество, объем, сохранность, конкурентоспособность, оригинальность, надежность;
конкуренция: число конкурентов, концентрация производства, ассортимент продукции, тактика продаж, взаимоотношения в системе сбыта;
каналы товародвижения: виды и количество, выполняемые функции, традиции, доступность, территориальные ограничения, существующие законы и т.д.

По сути в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

Так, стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е.

определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника раз­личных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. И это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием Это -основа основ планирования В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и тп вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется

генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации. Принципы и техника планирования

Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.

Полнота планирования – при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

Точность планирования – при составлении планов ис­пользуются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов

Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.

Непрерывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур,

которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных -моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.

Один из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании, – это бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.

Другой прием техники планирования – это анализ окупаемости. При помощи

аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и

соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.

В 60-е гг. широко применялась такая техника планирования, как оперативное исследование Речь идет об использовании научной техники управления для анализа проблемы и оценки возможных решений Сюда входят теория очередей, игр, имитационное моделирование Применение той или иной моде­ли в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время Это самый ценный актив организации. Названные модели, хотя и носят количественный характер, успешно применяются для решения качественных вопросов планирования. Существует и другая техника планирования, однако следует иметь в виду, что все методы планирования имеют одну общую цель – помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. Именно поэтому организации и разрабатывают долгосрочный план, в котором делаются попытки определить элементы решения альтернатив.

С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема

неопределенности в организации Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать Поэтому следует помнить, что неопределенность – это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

Виды и формы планирования.

В зависимости от продолжительности планового периода планы делятся на: долгосрочные (стратегические); среднесрочные (текущие); краткосрочные (оперативные).

Долгосрочный план (10-15 лет). В нем формулируются задачи, связанные с временем и ресурсами, а также общая стратегия поставленных целей. Долгосрочные планы включают укрупненных показатели деятельности предприятия, которые разрабатываются на основе ранее проведенных исследований и составление прогнозов развития предприятия. Этот вид планов еще можно назвать перспективным планированием.

Среднесрочный план – это собственно детализированный стратегический план, в котором сочетаются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год.

Краткосрочный план посвящен решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием приемов и методов.

Если долгосрочные и среднесрочные планы во многом носят рекомендательный характер, то оперативный план является руководством к действиям, раскрывая долго-и среднесрочные планы по каждой позиции.

Среди большого количества видов планирования необходимо выделить инвестиционный – план капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей. Бизнес-план – программа деятельности предприятия, план конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.

Современные туристические фирмы, в основном, занимаются текущим и оперативным планированием. Но для того, чтобы успешно работать на рынке длительное время, необходимо стратегическое планирование, которое включает в себя разработку долгосрочных планов развития фирмы на основе проведенного комплексного анализа, научное прогнозирование рыночной ситуации и перспектив развития отрасли в различных туристических регионах.

Планирование деятельности туристического предприятия осуществляется с помощью различных методов. Рассмотрим основные из них.

Ресурсный метод планирования (по возможностям), в котором учитываются рыночные условия хозяйствования и наличие ресурсов. Этот метод может применяться за монопольного положения предприятия или за слабой конкуренции.

Целевой метод (по необходимости) предполагает планирование, исходным моментом которого становятся потребности рынка, спрос на туристический продукт (услуги).

Метод экстраполяции (экстраполяция – поступательное движение) – планирование при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и надежда на то, что развитие в будущем будет происходить с сохранением показателей, темпов и пропорций, достигнутых на момент разработки плана

Интерполяцийный метод принципиально противоположный метода экстраполяции. По интерполяцийным методом планирования предприятие устанавливает цели для достижения ее в будущем и на этом основании определяет продолжительность планового периода и промежуточные плановые показатели. Интерполяцийный метод предусматривает обратное движение – от установленной цели и соответствующего конечного значения плановых показателей к вычисления промежуточных их величин.

По такому классификационному признаку, как способу расчета плановых показателей, используют опытно-статистический метод, который предполагает использование статистических данных за предыдущие годы. Более обоснованный факторный метод планирования, согласно которым плановые значения показателей определяют на основе расчетов влияния важнейших факторов, которые обусловливают изменения этих показателей. Наиболее точный нормативный метод планирования, суть которого заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменений в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом периоде.

В деятельности туристических предприятий существует много способов планирования, но основными из них, которые касаются работы конкретного предприятия в рыночных условиях, есть способы планирования: сверху вниз, снизу вверх, смешанный и целевой.

Каждая фирма выбирает такой способ планирования, который наиболее точно отвечает ее потребностям и специфике работы. Кроме того, выбор способа планирования основном определяется традиционными подходами к управлению, которые сложились в конкретной фирме, городе, регионе. Начиная создавать свою фирму, любой предприниматель должен выбрать наиболее приемлемый способ управления собственной фирмой, поскольку частая смена стиля управления вносит разлад в управленческую систему.

Планирование сверху вниз. При этой форме планирования руководитель фирмы совместно со своими заместителями разрабатывает стратегию развития фирмы на запланированный период и определяет основные пути ее достижения. Затем основные показатели развития фирмы на запланированный период передаются в плановый или экономический отдел для разработки планов и после утверждения руководством фирмы доводятся до сведения всех подразделений, которые изыскивают способы их выполнения.

Этот вид планирования чаще всего применяется в Украине и других странах СНГ, поскольку такое планирование основано на командно-административном стиле управления, который привычный большинству наших новых предпринимателей.

Недостатком такого подхода к планированию является то, что руководство фирмы не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев. К тому же, недостатки планирования или текущей работы фиксируются именно низовыми звеньями, которые далеко не всегда имеют возможность донести эту информацию до руководства.

Планирование снизу вверх. Этот вид планирования предполагает большую самостоятельность и ответственность всех подразделений фирмы и каждого сотрудника. Наиболее действенной эта система является для акционерных обществ закрытого типа. При таком способе планирования каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде. Руководитель подразделения самостоятельно или с работниками на основе представленных предложений формирует программу (план) работы своего подразделения в плановом году и передает эту информацию в плановый отдел, где собственно и происходит процесс планирования и координирования работы всех подразделений. Затем план возвращается в подразделения, где рассматривается и одобряется, а при необходимости и корректируется с учетом замечаний и передается на утверждение руководителю предприятия.

Эта форма планирование базируется на философии тех фирм, которые пропагандирует творческий подход в управлении предприятием работниками всех уровней. Доверие к исполнителям стимулирует их работу и придает ей значимости в глазах их. Но и этот способ планирования имеет недостатки. Прежде всего – это невозможность “снизу” определить и оценить глобальность задач, которые стоят перед предприятием.

Смешанный способ планирования применяется в работе многих иностранных частных фирм. Суть его заключается в том, что руководство фирмы разрабатывает основные показатели деятельности в плановом периоде и передает их в в соответствующие подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в плановый отдел, где она сводится в единый черновой план, который после рассмотрения и доработка в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается.

Целевой способ планирования используют, в основном, средние и крупные туристические фирмы, которые работают в условиях жесткой конкурентной борьбы. На первом этапе на основе результатов маркетинговых исследований и разработанных на их основе прогнозов руководство предприятия формирует задачи подразделениям по объему предоставления услуг и прибыли, то есть ставит определенную цель. На втором этапе руководители подразделений вместе со своими подчиненными разрабатывают меры по выполнению задач и достижению цели и передают их на рассмотрение администрации. Этот способ планирования позволяет объединить лучшие черты трех первых способов планирования как при составлении годовых, так и при разработке стратегических планов.

1.Расчет показателей плана производственно- экономического развития предприятия.

Расчет производственной мощности цеха.

Расчет эффективного фонда времени работы оборудования.

Эффективный фонд времени работы оборудования определяется исходя из двухсменного режима работы.

Таблица 1.1.

Показатель Год
Календарный фонд, дней  
Количество выходных дней в году, дней  
Количество праздничных дней в году, дней  
Продолжительность смены, час  
Время, необходимое на КР и ППР, час  
*Сокращение рабочего времени в предпраздничные дни, час  
Эффективный фонд времени работы оборудования, час  

*В предпраздничные дни сокращение времени работы на 2 часа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: