Направленность школы (Анри Файоль)–разработка общих проблем и принципов орг-ии в целом. В 20 годы было сформулировано понятие орг-ые струк фирмы, как сист взаимосвязи имеющие определенную иерархию. Орг-я рассм-ась, как замкнутая сист, улучшение функций кот. обеспечивается за счет внутрифирменной рационализации деят-ти без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что орг-ей можно управлять систтизировано для достижения целей.
В теории Ф 2 части. Первая-понимание функций упр-я, вторая-понимание его принципов. У Ф ф-я определяет сферу деят-ти, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это. Ф выделяет пять функций администрации: план-е, орг-я, распределение, координирование и контроль. Он заложил основы структурно-функционального подхода. У Тейлора одна ф-я (план-е) — одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля 5 функций и целая сист функц-ых служб, кот составляют мозговой штаб компании(линейно-штабной струк).
|
|
Файоль выд. 14 принципов упр-я: разделение труда, равновесие м-у полномочиями и ответственностью, дисциплина, единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю, единство направления движения всех подразделений орг-ии, главенство общих интересов над личными, достойное вознаграждение как условие верности работников, равновесие м-у централизацией и децентрализацией, иерархичность орг-ии., сист во всем., справедливость., стабильность персонала и недопустимость текучки кадров, инициативность и выполнении плана, корпоративный дух — ощущение себя членом команды.
Ф-ии — обяз элементы управленческого процесса. Выпадение одного ведет к нарушению технологии упр-я. Принципы- субъективный опыт руководителя, могут заменяться, дополняться или существенно трансформироваться в зависимости от конкретной ситуации. Разумеется, не все принципы одинаково важны, чего не скажешь о ф-ях. Есть более важные и менее важные принципы. К приоритетным Файоль относил два принципа — единство командования и единство руководства.
Г. Эмерсон. Его труд – «12 принципов производительности». Он попытался сформировать универсальные принципы эффективности орг-ии и упр-я. Его основной тезис заключался в том, что можно создать идеальную структуру упр-я, в основе кот. заложены – создание и достижение идеалов. 12 нормативных принципах эффективности: точно поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, полный и постоянный учет, диспетчеризации, нормы и расписание, нормализация условий, нормирование операций, стандартные инструкции, вознагр-ие за произведенный труд.