Эв-я управ-ой мысли. Школа чел-х отнош (Э.Мэйо, Ч.Бернард)

Школа чел-х отнош. присущи принципы развития и использ-я орг-ей способностей работников, удов­лет-ия их потребностей, использ-ия механизмов самоорг-ии и внутр-го контроля за их повед-ем и деят-ю, стимул-ия процессов групп-й динамики, демократ-ии упр-ия, гуманизации труда. В рез-те реал-ии этих принц-в в группе форм-ся коллективизм. Обращение к чел-му фактору-это револ-ый переворот в теории орг-ии и управ-я. «Человеческий фактор»- это личность, группу, коллектив, об-во, включенные в управленче­скую систему, конкретнее-это внутр мир людей, потреб-и, интересы, установки, переживания. Чел-й фактор опред конкур-сть и эф-ть орг-ии.

Мэйо изучал влияние условий и орг-ии труда, з/п, межлич-х отнош-й и стиля рук-ва на повыш-ие произв-ти труда на пром-м предпр-ии, сделал вывод особая роль-челов. фактор. Эксп-ты Мэйо, получ назв-е «хоторнские». Он обнаруж., что четко разраб-ые раб. операции и хорошая з/п не всегда вели к повыш-ю производ-ти труда. Мотивы поступков людей-не экон-ие силы, а разные потреб-ти, кот. м быть частично удов-ны деньгами. Маслоу выд 5 гр потребностей – физ-ие; соц защищ-ть, принадлежность, уваж-е и само­уваж-е, самореал-ия. Также красота, эстет наслаж-ие. Мэйо призывал активиз-ать харакерные для каждого чел-а дух-ые стимулы, самый сильный-стрем-е чел-а к пост. связи с коллегами. Смысл взглядов школы: чел-к - «социальное животное», кот м/б свободно и счастливо только в группе; чел-к облад большими спос-ми, кот. очень слабо исп-ся в «машинной модели» орг-и; труд чел-а можнт принисить ему не меньше удовлет-я, чем игра, если он интересен и сод-лен; роль эконом-х форм стимул-ия труда ограничена, они не явл ед-ми и универс-и; производственная орг-я — это сфера не только приложения трудовой деят-ти, но и удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества; для повышения эффективности деят-ти орг-ии необх отказаться от принципов упр-я, ос­нованных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда, поскольку они противоестественны и противоречат природе человека; проблема установления соци­альной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деят-ти государства и общества, но и произ­водственной орг-ии. Данные взгляды послужили основанием для создания новой модели орг-ии, согласно кот. нормальное функционирование орг-ии зависит от удовлетворения потребностей ра­ботников и максимально полного использования их потенциала, благоприятного соц-псих-го климата в орг-ии.

Ч. Бернард изучал целенаправленные орг-ии:элементами орг-ии являются и люди, и тех­ника, и сосредоточение на одном не ведет к оптимизации. Суть его идей: кооперация – действенный способ преодоления физиологических и биологических ограничений, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям,– успех орг-ии зависит от удовлетворенности ее членов; орг-ии мб формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной); власть – это информационная связь (команда) – так как персонал решает, выполнять или не выполнять распоряжения. Вклад школы в управленческую мысль: применение приемов упр-я межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности; применение наук о человеческом поведении в упр-ии и формировании орг-ии таким образом чтобы каждый работник был использован в соответствии с его потенциалом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: