Одним из основных показателей функционирования средств механизации является эксплуатационная производительность, в которой учитываются как организационные перерывы в работе машин, так и технология выполнения работ.
Часовая эксплуатационная производительность комплекта машин определяется:
, (1.19)
где ПТ - часовая техническая производительность комплекта машин, ед.прод/ч;
КВ.Ч - коэффициент использования комплекта машин по времени за 1ч или коэффициент сменности,
Квч = (t чистой работы в смену / t смены)
Сменная эксплуатационная производительность комплекта машин:
, (1.20)
где tсм - время работы комплекта машин за смену;
Кв.см - коэффициент использования комплекта машин по времени за смену.
Годовая эксплуатационная производительность комплекта машин:
, (1.21)
где КВ.Г - коэффициент использования комплекта машин по времени за год.
Коэффициенты КВ.Ч, КВ.СМ, КВ.Г могут быть определены на стадии проектирования методами теории массового обслуживания или имитационного моделирования.
|
|
Выделяют: планово-расчётную и фактическую эксплуатационную производительность.
Планово-расчётная эксплуатационная производительность является основной при выборе машин, разработке ППР, схем механизации.
Эксплуатационная среднечасовая производительность:
, (1.22)
где Кпер - коэффициент перехода от часовой к среднечасовой производительности, учитывающей влияние организационных и метеорологических причин.
, (1.23)
где tпр - продолжительность простоя машины.
При работе погрузочно-транспортных комплектов машин (экскаватор - автосамосвалы, бетоносмесительная установка - бетоновозы, кран – панелевозы и др.) в продолжительности простоя машин должно учитываться время простоя ведущей машины (канала обслуживания – экскаватора, бетоносмесительной установки, крана) в связи со сменой обслуживаемой машины (требования – автосамосвала, бетоновоза, панелевоза).
Кроме того, должно учитываться время простоя в связи с отсутствием обслуживаемой машины (транспортных средств) из-за вероятностного характера их функционирования.
Так, часовая эксплуатационная производительность погрузочно - транспортного комплекта машин может быть определена по формуле:
, (1.24)
где G - количество продукции, перевозимой транспортным средством
за один рейс, ед. прод.;
μ -интенсивность обслуживания (погрузки) требований (транспортных средств), 1/ч;
ро - вероятность простоя канала обслуживания;
Кисп - коэффициент использования канала обслуживания (погрузочного средства).
Для оценки уровня механизации и автоматизации в строительстве используют различные показатели и коэффициенты. Рассмотрим некоторые из них (таблица 1.3).
|
|
Таблица 1.3- Характеристики уровня механизации и автоматизации строительно-монтажных процессов
Строительно-монтажный процесс | Приведённые затраты на выполнение процесса S, руб/ед..прод | Экономия приведённых затрат ΔS, руб/ед . прод. | Коэффициент комплексной механизации Км, % | Коэффициент комплексной механизации и автоматизации Кма, % |
Ручной | 65-65=0 | |||
Частично механизированный | 65-25=40 | 40/50∙100=80 | - | |
Комплексно-механизированный | 65-15=50 | 50/50∙100=100 | - | |
Частично механизированный и автоматизированный | 65-20=45 | - | 45∙100/60=75 | |
Комплексно-механизированный и частично автоматизированный | 65-10=55 | - | 55∙100/60=92 | |
Комплексно-механизированный и автоматизированный | 65-5=60 | - | 60∙100/60=100 |