В целях последовательного выполнения учетных работ на предприятии определяется их объем и характер. На основании этого формируется штат учетных работников.
Организация и ведение учетных работ в организациях в настоящее время невозможны без постоянного глубокого изучения законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность организаций по различным направлениям. Поэтому учетные работники должны обладать соответствующим уровнем знаний не только по бухгалтерскому учету, но и налогообложению, финансам, ценообразованию и т.д., так как от этого зависит состояние расчетов организации по обязательствам перед государством.
Формирование учетного аппарата и организация его работы определяется спецификой функционирования организации. Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" предусматривает, что организация учетной работы может быть определена путем формирования самостоятельного структурного подразделения под руководством главного бухгалтера.
|
|
Ведение учетных работ может передаваться на договорных условиях специализированной организации. Для выполнения учетных работ могут использоваться услуги специалистов по бухгалтерскому учету, являющихся индивидуальными предпринимателями (современное направление - аутсорсинг).
Организация работы штатного персонала бухгалтерской службы может осуществляться двумя вариантами:
1) централизованно, т.е. весь цикл учетных работ осуществляется в бухгалтерии организации;
2) децентрализованно, т.е. определенная часть учетных работ осуществляется в структурных подразделениях организации. При этом в бухгалтерию предприятия (главную бухгалтерию) поступает отчетность, на основании которой составляется сводный баланс и сводная отчетность в целом по предприятию. При такой форме организации БУ основные функции учета и контроля осуществляют бухгалтерии структурных подразделений.
Возглавляет бухгалтерскую службу в организациях главный бухгалтер.
На небольших предприятиях с численности бухгалтерского аппарата до 10 человек структуру бухгалтерии можно представить следующим образом
На средних и крупных предприятиях в составе бухгалтерии создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы). Возглавляются они старшими бухгалтерами.
Это:
- материальная группа, ведущая учет поступления и расходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
- группа учета расчетов с персоналом по оплате труда;
- группа по учету производства и т.п.
Правовое положение, административная и функциональная подчиненность бухгалтерии регламентируется Положением и бухгалтерии, которое разрабатывается главным бухгалтером, согласуется всеми главными специалистами (службами) предприятия и утверждается руководителем предприятия.
|
|
Методологические основы организации бухгалтерского учета определяются Законом "О бухгалтерском учете и отчетности" и нормативно-правовыми актами. Общее методологическое руководство и управление системой бухгалтерского учета в республике осуществляет Министерство финансов, на которое возложена разработка национальных стандартов, нормативных актов и методологических указаний по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.