Организации самостоятельно формируют свою учетную политику, которая применяется последовательно от одного учетного периода к другому.
Учетная политика организации представляет собой совокупность способов и методов ведения учета, которые выбирает сама организация.
Порядок выбора и обоснования учетной политики организации установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утверденным постановлением Министерства финансов РБ от 17.04.2002 № 62.
Учетная политика организации разрабатывается руководителем главным бухгалтером, оформляется в виде отдельного документа (положения или приказа) и вводится в действие приказом руководителя организации.
С 2004 года организациям необходимо формировать учетную политику с выделением двух разделов:
1) учетная политика для целей бухгалтерского учета;
2) учетная политика для целей налогового учета.
В связи с этим учетную политику целесообразно оформлять в виде двух документов: документ для бухгалтерского учета и отдельно документ для налогового учета.
Особенности формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета.
Все составляющие учетной политики группируются по трем аспектам:
1) Методический аспект;
2) Технический аспект;
3) Организационный аспект.
Основными составляющими методического аспекта являются:
- критерии разделения имущества на основные средства и предметы;
- способы погашения стоимости основных средств, нематериальных активов и предметов (начисление амортизации);
- учет расходов будущих периодов;
- способ оценки незавершенного производства;
- метод распределения общепроизводственных расходов;
- метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
- метод списания курсовых разниц и расходов, связанных с покупкой иностранной валюты;
- порядок распределения и использования прибыли;
- порядок создания фондов и резервов.
В разделе «Технический аспект» определяется:
- рабочий план счетов;
- формы первичных учетных документов;
- порядок и сроки проведения инвентаризаций;
- формы и сроки составления внутренней отчетности, установленной на предприятии;
- регламентируется движение первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота).
В разделе «Организационный аспект» закрепляется порядок ведения бухгалтерского учета. Здесь отражается:
- форма, по которой организуется БУ (централизованная, децентрализованная);
- описывается организационная структура бухгалтерской службы и разделение функций по ведению учета внутри нее.
Учетная политика устанавливается в начале года и в течение года изменению не подлежит, за исключением следующих случаев:
- реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;
- изменение законодательства (в этом случае изменения в текст учетной политики в течение года моно не вносить, так как изменения законодательства принимаются как аксиома);
- изменения условий деятельности.
Изменения в учетной политике должны раскрываться в бухгалтерской отчетности и оговариваться в пояснительной записке к годовому отчету с указанием возникших вследствие внесения изменения в учетную политику результатов в денежном выражении.