1. Принцип пороговых нагрузок. Не всякие систематические занятия спортом являются тренировкой. Физическая работа, выполняемая во время тренировочных занятий должна достигать или превышать пороговую нагрузку, которая обычно выше привычной повседневной нагрузки и соответствует функциональным возможностям организма на данный момент. Одна и та же нагрузка для одного, менее подготовленного спортсмена, может быть надпороговой (тренирующей), а для другого, более подготовленного – подпороговой (т.е. неэффективной). Поэтому необходимо соблюдать следующий принцип:
2. Индивидуальный подход. Для соблюдения этого принципа при выборе нагрузки необходимо учитывать физиологические возможности каждого занимающегося. Также при построении тренировочного процесса необходимо учитывать индивидуальные биологические ритмы и ведущее полушарие (правое или левое), возрастные и половые особенности занимающихся.
3. Постепенность наращивания нагрузки. Этот принцип связан с принципом пороговых нагрузок. Параллельно росту функциональных возможностей организма должны расти и пороговые нагрузки, но рост тренировочных нагрузок не должен опережать рост физиологических возможностей спортсмена, чтобы не вызвать перенапряжения организма.
|
|
4. Систематичность тренировочных занятий. Частота занятий может быть различной и зависит от целей и видов тренировки. Одинакового эффекта можно добиться короткими, но интенсивными ежедневными тренировками и продолжительными, но менее интенсивными, проводимыми 3 раза в неделю. Но при этом для наращивания тренировочного эффекта занятия должны быть систематическими и проводится не реже 3 раз в неделю. Это связано с тем, что максимальная длительность фазы суперкомпенсации восстановительного периода, на которую должна приходится каждая последующая тренировка не превышает 48 часов.
4. Специфичность. Систематическое выполнение одного и того же упражнения вызывает в организме специфические изменения, которые обеспечивают более совершенное выполнение данного упражнения. Соблюдение этого принципа позволяет за счет совершенствования техники достигать высоких спортивных результатов и высокой экономичности выполнения упражнений.
5. Периодизация тренировочного процесса. В тренировочном процессе выделяют следующие периоды: подготовительный, соревновательный и переходный.
Подготовительный период направлен на совершенствование техники и рост тренированности. В этом периоде постепенно наращиваются объем и интенсивность нагрузки. Объем – это общее количество выполняемой работы, интенсивность – качественная характеристика, это количество работы за единицу времени.
Основная задача соревновательного периода – это поддержание достигнутой спортивной формы. В этом периоде объем нагрузки снижается, интенсивность продолжает расти. Пик спортивной формы должен приходится на главные соревнования.
В переходном периоде снижаются, и объем, и интенсивность нагрузки, снижается уровень работоспособности.