Общеобразовательная школа I-III ступеней №2
Симферопольского городского совета Республики Крым
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам.директора по УВР Директор школы
Протокол №_____ от _________А.М.Шарапова __________В.А.Кухнина
«___»_____________2014г. «___»______________2014г. «____»___________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному курсу «Литературное чтение»
(авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, В.Г. Горецкий и др,)
Для 4-«В» класса
На 2014-2015 учебный год
ФГОС «Школа России»
Количество часов в год 102 часов, 3 часа в неделю
Разработчик: Коваленко Е.И.,
учитель начальных классов
г.Симферополь, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
|
|
В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основу двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
|
|
Коммуникативно–речевой принцип нацелен на развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает на четвертом году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Кроме навыка чтения и традиционных программ начальной школы по чтению речевых умений в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребёнка.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В 4 классе продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса на 2014– 2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 класс, ФГОС научный руководитель А.А. Плешаков, авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, В.Г. Горецкий и др, Москва, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, базисного учебного плана, по которому работает школа.
|
|
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Литературное чтение» 4 класс, авторы Климанова, Горецкий. - Москва «Просвещение», 2014;
Рабочая тетрадь «Литературное чтение», 4 класс: авторы Климанова, Горецкий. – Москва, «Просвещение», 2014;
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Н.А.Стефаненко, Е.А.Горелова. – М.: Просвещение, 2013. – 189 с.
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обучения литературному чтению 102 час, 3 часа в неделю.
Цели обучения:
· Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· Развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
· Обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о дружбе, правде и ответственности.
Задачи:
· Формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям,
· Развитие умения соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека,
· формирование навыков доброжелательного сотрудничества;
· формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся,
· овладение осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, умения ориентироваться в книге, использование ее для расширения своих знаний об окружающем мире;
· формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с поставленной задачей, работать с различными видами текстов.
|
|
Предполагаемые результаты реализации программы:
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литературное чтение», являются:
1)формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ,
2) воспитание художественно- эстетического чувства, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литературное чтение» проявляются в:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
3) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
4) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
5)готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно- познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое);
5) умение определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, пересказывать произведение;
6) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
7)развитие художественно- творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
№ п/п | Планирование по разделам | Количество часов | |||
I | Былины. Летописи. Жития | ||||
II | Из русской классической литературы | ||||
III | Поэтическая тетрадь | ||||
IV | Твоя книжная полка: | ||||
· Сказки русских писателей | |||||
· Делу время – потехе час | |||||
· Страна далекого детства | |||||
· Природа и мы | |||||
· Страна фантазия | |||||
V | Зарубежная литература | ||||
Всего: | |||||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | № по теме | Тема урока | Характеристика деятельности | Вид работы | ТСО | Оборудование |
Былины. Летописи. Жития(8 ч) | |||||||
Ознакомление с учебником. Летописи. | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | ИКТ | Толковый словарь | ||||
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Толковый словарь | ||||||
«И вспомнил Олег коня своего» | |||||||
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст. | а/з | Картина В. В. Васнецова «Богатыри» | ||||
Былина «Ильины три поездочки» | |||||||
«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | ИКТ | Толковый словарь Репродукции картин | ||||
«Житие Сергия Радонежского» | |||||||
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;читать выразительно художественный текст;приводить примеры фольклорных произведений;определять тему и главную мысль произведения. | ||||||
Чудесный мир классики(18 ч) | |||||||
Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок). | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | ИКТ а/з | Портрет писателя Иллюстрации к сказкам | ||||
Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок». | Знать творчество П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. | наиз.№1 | |||||
Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- Горбунок». | в/ф | ||||||
А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. | наиз.№2 | ИКТ | Картины с изображением осени, природы | |||
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев. | а/з | Портрет писателя Иллюстрации к сказкам | ||||
Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | наиз.№3 | |||||
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы. | в/ф | |||||
М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». | Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений. | наиз.№4 | ИКТ | Портрет писателя | |||
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | ||||||
Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб». | |||||||
Закрепление изученного. | ИКТ | ||||||
Контрольная работа | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | К/р №1 | |||||
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ИКТ | Портрет писателя Иллюстрации к сказкам | ||||
Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | ||||||
Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев | Портрет писателя | |||||
А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ИКТ | Портрет писателя | ||||
Проверочная работа | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | Пр.р. | |||||
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения. | ИКТ | Портреты писателей | ||||
Поэтическая тетрадь(10 ч) | |||||||
Лирика Ф. И. Тютчева | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. | наиз.№5 | ИКТ | Иллюстрации, картины о природе: «Встреча зимы» «Первый снег» Портреты писателей Словарь синонимов, антонимов, эпитетов | |||
А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка» | Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста | наиз.№6 | ИКТ | ||||
Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства | наиз.№7 | |||||
Картина сельского быта. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка» | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы | ||||||
Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | наиз.№8 | |||||
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник» | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | ИКТ | |||||
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…» | наиз.№9 | ||||||
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | Знать творчество И. А. Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | наиз.№10 | |||||
Контрольная работа | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | К/р №2 | |||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая | ИКТ | Выставка книг | ||||
Литературные сказки(12 ч) | |||||||
Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту | ИКТ | Портрет писателя Иллюстрации к сказкам Толковый словарь | ||||
Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя | ||||||
Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | в/ф | ||||||
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | Знать творчество В. М. Гаршина. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану | Портрет писателя Иллюстрации к сказкам | |||||
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | |||||||
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | Знать творчество П. П. Бажова. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений | ИКТ а/з | Портрет писателя Иллюстрации к сказкам | ||||
Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения | в/ф | |||||
Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | ИКТ | Портрет писателя Иллюстрации к сказкам | ||||
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | ||||||
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | в/ф | |||||
Контрольная работа | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | К/р №3 | |||||
Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | ИКТ | Выставка книг Словарь пословиц и поговорок | ||||
Делу время – потехе час(7 ч) | |||||||
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном | ИКТ | Портрет писателя Иллюстрации к сказкам Словарь пословиц и поговорок | ||||
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||||||
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца | в/ф | ||||||
В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | а/з | Портрет писателя | ||||
Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства | в/ф | |||||
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения | ИКТ | Портрет писателя | ||||
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст | ||||||
Страна детства(6 ч) | |||||||
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | ИКТ | Портрет писателя | ||||
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | в/ф | |||||
К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | ИКТ | Портрет писателя Портрет Э. Грига Выставка книг Иллюстрации к рассказам | ||||
Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | а/з | |||||
М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | ИКТ | Портрет писателя | ||||
Обобщение по разделу «Страна детства» Проверочная работа | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Пр.р. | ИКТ | Выставка книг | |||
Поэтическая тетрадь(5 ч) | |||||||
Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон» | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения | Портреты писателей Словарь синонимов, антонимов, эпитетов Репродукции картин художников | |||||
Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию | наиз.№11 | ИКТ | ||||
Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Наши царства» | |||||||
Контрольная работа | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | К/р №4 | |||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | п/о | ИКТ | ||||
Природа и мы(11 ч) | |||||||
Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | Знать творчество Д. Н. мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | ИКТ | Портрет писателя Иллюстрации к произведению Толковый словарь | ||||
Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||||||
А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | Знать творчество А. И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | ИКТ | Портрет писателя Иллюстрации с изображением животных | ||||
Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | ||||||
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения | Портрет писателя Выставка книг | |||||
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | ИКТ | ||||||
Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | Знать творчество Е. И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ИКТ | Портрет писателя Иллюстрации с изображением животных | ||||
Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | ИКТ | Портрет писателя Иллюстрации с изображением животных Толковый словарь | ||||
Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства | ||||||
Тестовые задания. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | тест | |||||
Обобщение по разделу «Природа и мы» | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе | п/о | ИКТ | Иллюстрации с изображением животных | |||
Поэтическая тетрадь(6 ч) | |||||||
Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства | ИКТ | Портреты писателей Репродукции картин художников Толковый словарь | ||||
Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | наиз.№12 | |||||
Тема природы и Родины в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и Н. М. Рубцова «Сентябрь» | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения | ||||||
Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | наиз.№13 | ИКТ | ||||
Проверочная работа | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | Пр.р. | |||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверка техники чтения молча | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений Проверка навыков чтения молча | Тексты для чтения | |||||
Родина(4 ч) | |||||||
Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного | ИКТ | Портреты писателей Словарь синонимов, антонимов, эпитетов | ||||
Патриотическое звучание, выразительность стихотворений С. Д. Дрожжина «Родине» и А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | наиз.№14 | |||||
Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту | ||||||
Обобщение по разделу «Родина» Проверка техники чтения молча | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать Проверка навыков чтения молча | наиз.№15 | Тексты для чтения | ||||
Страна Фантазия(4 ч) | |||||||
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев | в/ф | Портрет писателя Толковый словарь | ||||
Кир Булычев «Путешествие Алисы» | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | в/ф | Портрет писателя | ||||
Проверка техники чтения вслух. | Проверка сформированности навыка чтения вслух. | Текст для чтения | |||||
Обобщение по разделу «Страна фантазия» Проверка техники чтения вслух. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Проверка сформированности навыка чтения вслух. | ИКТ | Текст для чтения | ||||
Зарубежная литература(11 ч) | |||||||
Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | в/ф | Портрет писателя Толковый словарь | ||||
Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | |||||||
Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | ИКТ | Портрет писателя Выставка книг Иллюстрации к сказке | ||||
Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||||||
Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | в/ф | ||||||
Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | ||||||
Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Портрет писателя Толковый словарь | |||||
Итоговая контрольная работа | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | ||||||
Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Иллюстрации к произведению | |||||
Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете» | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план | ||||||
Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений |