Пояснительная записка. Общеобразовательная школа I-III ступеней №2

Общеобразовательная школа I-III ступеней №2

Симферопольского городского совета Республики Крым

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО зам.директора по УВР Директор школы

Протокол №_____ от _________А.М.Шарапова __________В.А.Кухнина

«___»_____________2014г. «___»______________2014г. «____»___________2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному курсу «Литературное чтение»

(авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, В.Г. Горецкий и др,)

Для 4-«В» класса

На 2014-2015 учебный год

ФГОС «Школа России»

Количество часов в год 102 часов, 3 часа в неделю

Разработчик: Коваленко Е.И.,

учитель начальных классов

г.Симферополь, 2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основу двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Коммуникативно–речевой принцип нацелен на развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает на четвертом году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Кроме навыка чтения и традиционных программ начальной школы по чтению речевых умений в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребёнка.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое воображение учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

В 4 классе продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса на 2014– 2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 класс, ФГОС научный руководитель А.А. Плешаков, авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, В.Г. Горецкий и др, Москва, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, базисного учебного плана, по которому работает школа.

Используемый учебно-методический комплект: учебник «Литературное чтение» 4 класс, авторы Климанова, Горецкий. - Москва «Просвещение», 2014;

Рабочая тетрадь «Литературное чтение», 4 класс: авторы Климанова, Горецкий. – Москва, «Просвещение», 2014;

Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Н.А.Стефаненко, Е.А.Горелова. – М.: Просвещение, 2013. – 189 с.

Место предмета в базисном учебном плане:

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обучения литературному чтению 102 час, 3 часа в неделю.

Цели обучения:

· Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

· Развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

· Обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о дружбе, правде и ответственности.

Задачи:

· Формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям,

· Развитие умения соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека,

· формирование навыков доброжелательного сотрудничества;

· формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся,

· овладение осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, умения ориентироваться в книге, использование ее для расширения своих знаний об окружающем мире;

· формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с поставленной задачей, работать с различными видами текстов.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литературное чтение», являются:

1)формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ,

2) воспитание художественно- эстетического чувства, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литературное чтение» проявляются в:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

4) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

5)готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты состоят в следующем:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно- познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое);
5) умение определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, пересказывать произведение;

6) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

7)развитие художественно- творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

№ п/п Планирование по разделам Количество часов
I Былины. Летописи. Жития  
II Из русской классической литературы  
III Поэтическая тетрадь  
IV Твоя книжная полка:  
· Сказки русских писателей  
· Делу время – потехе час  
· Страна далекого детства  
· Природа и мы  
· Страна фантазия  
V Зарубежная литература  
Всего:  
           

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Дата № по теме Тема урока Характеристика деятельности Вид работы ТСО Оборудование
Былины. Летописи. Жития(8 ч)
      Ознакомление с учебником. Летописи. Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.   ИКТ Толковый словарь
      «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»     Толковый словарь
      «И вспомнил Олег коня своего»      
      Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст.   а/з Картина В. В. Васнецова «Богатыри»
      Былина «Ильины три поездочки»    
      «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.   ИКТ Толковый словарь Репродукции картин
      «Житие Сергия Радонежского»    
      Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;читать выразительно художественный текст;приводить примеры фольклорных произведений;определять тему и главную мысль произведения.      
Чудесный мир классики(18 ч)
      Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок). Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.   ИКТ а/з Портрет писателя Иллюстрации к сказкам
      Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок». Знать творчество П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. наиз.№1  
      Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- Горбунок».   в/ф
      А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. наиз.№2 ИКТ Картины с изображением осени, природы
      А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев.   а/з Портрет писателя Иллюстрации к сказкам
      Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка наиз.№3  
      А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы.   в/ф
      М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений. наиз.№4 ИКТ Портрет писателя
      М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе    
      Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб».    
      Закрепление изученного.   ИКТ  
      Контрольная работа Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. К/р №1    
      Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка   ИКТ Портрет писателя Иллюстрации к сказкам
      Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении    
      Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев     Портрет писателя
      А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка   ИКТ Портрет писателя
      Проверочная работа Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Пр.р.    
      Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения.   ИКТ Портреты писателей
Поэтическая тетрадь(10 ч)
      Лирика Ф. И. Тютчева Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. наиз.№5 ИКТ Иллюстрации, картины о природе: «Встреча зимы» «Первый снег» Портреты писателей Словарь синонимов, антонимов, эпитетов
      А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка» Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста наиз.№6 ИКТ
      Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства наиз.№7  
      Картина сельского быта. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка» Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы    
      Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы наиз.№8  
      Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник» Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства   ИКТ
      Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…» наиз.№9  
      Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» Знать творчество И. А. Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений наиз.№10  
      Контрольная работа Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. К/р №2    
      Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая   ИКТ Выставка книг
Литературные сказки(12 ч)
      Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту   ИКТ Портрет писателя Иллюстрации к сказкам Толковый словарь
      Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя    
      Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»   в/ф
      Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» Знать творчество В. М. Гаршина. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану     Портрет писателя Иллюстрации к сказкам
      Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»    
      Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни Знать творчество П. П. Бажова. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений   ИКТ а/з Портрет писателя Иллюстрации к сказкам
      Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения   в/ф
      Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные   ИКТ Портрет писателя Иллюстрации к сказкам
      Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы    
      Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями   в/ф
      Контрольная работа Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. К/р №3    
      Обобщение по разделу: «Литературные сказки» Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему   ИКТ Выставка книг Словарь пословиц и поговорок
Делу время – потехе час(7 ч)
      Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном   ИКТ Портрет писателя Иллюстрации к сказкам Словарь пословиц и поговорок
      Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения    
      Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца   в/ф
      В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)   а/з Портрет писателя
      Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства   в/ф
      Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения   ИКТ Портрет писателя
      Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст      
Страна детства(6 ч)
      Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)   ИКТ Портрет писателя
      Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы   в/ф
      К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту   ИКТ Портрет писателя Портрет Э. Грига Выставка книг Иллюстрации к рассказам
      Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения   а/з
      М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства   ИКТ Портрет писателя
      Обобщение по разделу «Страна детства» Проверочная работа Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений Пр.р. ИКТ Выставка книг
Поэтическая тетрадь(5 ч)
      Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон» Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения     Портреты писателей Словарь синонимов, антонимов, эпитетов Репродукции картин художников
      Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию наиз.№11 ИКТ
      Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Наши царства»    
      Контрольная работа Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. К/р №4    
      Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Уметь читать стихотворные произведения наизусть п/о ИКТ  
Природа и мы(11 ч)
      Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» Знать творчество Д. Н. мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений   ИКТ Портрет писателя Иллюстрации к произведению Толковый словарь
      Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения    
      А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе Знать творчество А. И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями   ИКТ Портрет писателя Иллюстрации с изображением животных
      Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему    
      Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения     Портрет писателя Выставка книг
      Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»   ИКТ
      Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении Знать творчество Е. И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения   ИКТ Портрет писателя Иллюстрации с изображением животных
      Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений   ИКТ Портрет писателя Иллюстрации с изображением животных Толковый словарь
      Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства    
      Тестовые задания. Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. тест    
      Обобщение по разделу «Природа и мы» Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе п/о ИКТ Иллюстрации с изображением животных
Поэтическая тетрадь(6 ч)
      Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства   ИКТ Портреты писателей Репродукции картин художников Толковый словарь
      Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу» Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями наиз.№12  
      Тема природы и Родины в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и Н. М. Рубцова «Сентябрь» Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения    
      Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства наиз.№13 ИКТ
      Проверочная работа Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Пр.р.    
      Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверка техники чтения молча Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений Проверка навыков чтения молча     Тексты для чтения
Родина(4 ч)
      Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь» Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного   ИКТ Портреты писателей Словарь синонимов, антонимов, эпитетов
      Патриотическое звучание, выразительность стихотворений С. Д. Дрожжина «Родине» и А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...» Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений наиз.№14  
      Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту    
      Обобщение по разделу «Родина» Проверка техники чтения молча Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать Проверка навыков чтения молча наиз.№15   Тексты для чтения
Страна Фантазия(4 ч)
      Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев   в/ф Портрет писателя Толковый словарь
      Кир Булычев «Путешествие Алисы» Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения   в/ф Портрет писателя
      Проверка техники чтения вслух. Проверка сформированности навыка чтения вслух.     Текст для чтения
      Обобщение по разделу «Страна фантазия» Проверка техники чтения вслух. Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Проверка сформированности навыка чтения вслух.   ИКТ Текст для чтения
Зарубежная литература(11 ч)
      Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения   в/ф Портрет писателя Толковый словарь
      Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»    
      Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы   ИКТ Портрет писателя Выставка книг Иллюстрации к сказке
      Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения    
      Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»   в/ф
      Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы      
      Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения     Портрет писателя Толковый словарь
      Итоговая контрольная работа Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.    
      Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями     Иллюстрации к произведению
      Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете» Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план    
      Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: