Тема 3. Речевое поведение человека

Вопросы для обсуждения.

1. Эффективность речи и личность говорящего.

2. Образ говорящего (оратора) как система свойств личности.

3. Обаяние и его проявление в речи. Речевой артистизм.

4. Уверенность говорящего и «право на речь». Стресс и его влияние на речевое поведение.

5. Основной закон неориторики – закон гармонизирующего диалога.

6. Взаимосвязь основных законов неориторики.

7. Этика речевого поведения и коммуникативной стратегии.

Термины.

Ассертивность, аудиторный шок, интроверсия, экстраверсия, лабильность, мобилизация (психологическая), стиль общения, открытость (оратора), речь (внешняя и внутренняя), слушание (активное и пассивное), суггестивность, эмпатия, этос.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. – М., 2005.

4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. – М., 2007.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2003.

6. Петров О.В. Риторика: Учебник. – М., 2007.

7. Риторика: Учебное пособие. – М., 2007.

Вопросы для самоконтроля.

1. Как говорящий может влиять на гармонию речевого события? Может ли он активно создавать эту гармонию? Как? (Назовите черты личности и речевого поведения, которые особенно важны для этого).

2. Почему в ситуациях публичной речи говорящий нередко испытывает стресс? В чем проявляется это состояние?

3. Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, чтобы «возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?

4. Почему волнение полезно для успеха речи, а страх вреден?

5. Как проявляется этика речевого поведения (в частности, ораторского) в соблюдении говорящим риторических требований искренности, дружелюбия, объективности, заинтересованности?

6. Как составить «портрет» вашего будущего слушателя (адресата)?

7. Почему второй закон неориторики назван законом продвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?

8. О чем гласит третий закон неориторики? Какими средствами достигается его выполнение?

9. Назовите и сформулируйте четвертый закон неориторики?

10. Каковы основные значения термина «культура речи»?

11. Какие семь вопросов-символов создают риторическую модель речевого акта?

12. Что такое автоматизм механизмов речи?

13. Каковы основные признаки литературного языка?

14. Что такое «разговорность речи»?

15. Как устанавливается зрительный контакт с аудиторией?

16. Как поддерживается голосовой контакт с аудиторией?

17. Как можно развить способность к эффективной ораторской коммуникативности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: