1. Раскройте содержание категорий цельности и связности как центральных текстовых категорий. Каковы взаимоотношения этих категорий? На каком основании некоторые зарубежные исследователи не разделяют цельность и связность, объединяя их в понятие «когезия»?
2. Каким образом квалифицируются речевые произведения, в которых отсутствует связность и / или цельность? Проанализируйте с этой точки зрения следующие фрагменты:
1. Каждый год Веймар становится местом встречи любителей музыки. Утром Рената едет к Балтийскому морю. Вы не хотите еще пива? До следующей встречи.
2. Ночь, улица, фонарь, аптека…(А. Блок)
3. Я пошел в кино. Кино на Остоженке. Остоженка – одна из самых старых улиц Москвы. Москва – сердце нашей родины.
3. Прочитайте фрагмент работы Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарина. Как проявляется двунаправленность связности текста?
Известно, что связность характеризуется двунаправленностью: интенциональность (обусловленность авторским замыслом, единством концептуального содержания текста) – основа интрасвязности, т.е. ее внутренней смысловой связи; синтагматичность (линейность компонентов текста) – причина экстрасвязности, проявляющейся во внешне выраженном сочетании букв, звуков, слов, грамматических форм, предложений и т.п. Эти два проявления связности взаимообусловлены, но не жестко: можно говорить об их относительной независимости – в одних текстах прежде всего улавливается экстрасвязность благодаря их особой ритмической организации, звуковым повторам, лексическому повтору, грамматическому согласованию словоформ и т.д., в других – интрасвязность как совокупность внутренних смысловых связей всех компонентов текста, соотнесенных с глобальным содержанием, концептом текста.
4. Проанализируйте связность текста стихотворения В. Брюсова «Кинжал» по схеме (см. прил. 3).
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...