Вопросы и задания. 1. В чем заключается специфика текста как культурного и социально-психологического феномена?

1. В чем заключается специфика текста как культурного и социально-психологического феномена?

2. Охарактеризуйте референтность как экстралингвистический параметр текста. Расскажите о специфике отражения реальности в тексте (в сравнении с другими языковыми знаками).

3. Как трактуется в науке понятие «ситуативность» текста? Приведите свои примеры речевых произведений, которые могут иметь несколько интерпретаций в зависимости от конситуации. Например:

Здесь дует! – 1) констатация факта, предупреждение об опасности простудиться (= Здесь дует – не простудись) – обращение человека к своему сослуживцу, слишком легко одетому; 2) пожелание / просьба (= Здесь дует – Хорошо бы / надо закрыть окно) – обращение человека, страдающего от сквозняка, к сослуживцам с предложением закрыть форточку.

4. Раскройте понятие текстовых пресуппозиций. Назовите фамилию ученого, предложившего этот термин-понятие, расскажите о классификациях фоновых знаний, см. доп. к лекции: [21, с. 13–17]. Покажите значимость пресуппозиций для текстологического анализа: какие фоновые знания необходимы для того, чтобы псевдотавтологии типа Женщина есть женщина; На войне как на войне были восприняты как афоризмы (свернутые тексты), а не бессмысленные высказывания?

5. Опишите пресуппозиции, связанные с содержанием 2-й строфы I главы «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.

6. Покажите соотносительность понятий «интертекстуальность» и «интертекст». Прокомментируйте метафорические обозначения интертекстуальности как «разгерметизации» текста (В.Е. Чернявская) и его «энергетического резонанса» (Н.А. Кузьмина), см.: [21, с. 141–155]; [142, с. 104 – 108]; [76, с. 31–44].

7. Познакомьтесь с фрагментом монографии Н.А. Кузьминой «Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка» (с. 78–95), посвященным «глобальной стратегии интертекстуальности». В чем видится специфика этого феномена на фоне многочисленных случаев использования в поэтической практике чужих текстов? В чем состоит отличие стратегий интертекстуальности Александра Кушнера и Дмитрия Пригова при обращении к Пушкинскому Тексту?

8. Дайте определение понятия «прецедентный текст». Расскажите об источниках, сферах использования и функциях прецедентных текстов. Назовите прагматические условия восприятия интертекстуальности, см.: [76, с. 61–64]. Перечислите основные способы существования «текста в тексте», см.: [21, с. 141 –155]; [57, с. 216–236]; [142, с. 104–108]; [76, с. 66–77]. (Ответы на эти вопросы необходимо кратко зафиксировать в тетради.)

9. Расскажите о специфике проявления интертекстуальности в научной речи, см.: [142, с. 106–107]; [21, с. 142]. Объясните, почему Ю.Н. Караулов отказывает в статусе прецедентных текстам специальных работ, которые включаются учеными в тексты их научных произведений? См.: [57, с. 216].

10. Подберите примеры прецедентных текстов из современной массовой культуры.

11. Назовите прецедентные тексты, использованные А. Еременко в его стихотворении «Переделкино». Укажите различные способы выражения интертекстуальности, сгруппируйте их по типам, покажите их текстовые функции.


Гальванопластика лесов.

Размешан воздух на ионы.

И переделкинские склоны

смешны, как внутренность часов.

На даче спят. Гуляет горький

Холодный ветер. Пять часов.

У переезда на пригорке

с усов слетела стая сов.


Поднялся вихорь, степь дрогнула.

Непринужденна и светла,

выходит осень из загула,

и сад встает из-за стола.

Она в полях и огородах

разруху чинит и разбой

и в облаках перед народом

идет-бредет сама собой.

Льет дождь. Цепных не слышно псов

На штаб-квартире патриарха,

где в центре англицкого парка

Стоит Венера. Без трусов.

Рыбачка Соня как-то в мае

Причалив к берегу баркас,

сказала Косте: - Все Вас знают,

А я так вижу в первый раз…

Льет дождь. На темный тес ворот,

На сад, раздерганный и нервный,

на потемневшую фанерку

и надпись «Все ушли на фронт».

На даче сырость и бардак,

И сладкий запах керосина.

Льет дождь. На даче спят два сына,

Допили водку и коньяк.

С кустов слетают кое-как

Криволинейные вороны.

И днем, и ночью, как ученый,

По кругу ходит Пастернак.

Направо – белый лес, как бредень.

Налево – блок могильных плит.

И воет пес соседский, Федин,

И, бедный, на ветвях сидит.

И я там был, мед-пиво пил,

Изображая смерть, не муку.

Но кто-то камень положил

В мою протянутую руку.

Играет ветер, бьется ставень,

а мачта гнется и скрипит.

А по ночам гуляет Сталин,

Но вреден север для меня.


Рекомендуемая литература: [2], [5], [6], [8], [9], [19], [21, с. 11–17; 141–155], [24], [32], [57], [60, с. 53–59], [67], [76, с. 19–31; 61–95], [119, с. 11–13; 146–163], [133, с. 65–79], [142, с. 104–108], [148, с. 19–22], [150], [151], [156], [162].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: