М. Лермонтов

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Когда все под ярмом клонили молча выи,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века, загадочно былые.

Как ненавидел я всей жизни строй,

Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,

Едва раскинулись огнистые знамена,

Я – отзыв вам кричу, я – песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

Как прежде, пробежал по этой стали,

И снова я с людьми, – затем, что я поэт,

Затем, что молнии сверкали.

5. Раскройте содержание текстовой категории членимости. Расскажите об уровнях и единицах членения текста.

6. В чем состоит сущность структурно-смыслового членения текста? Какова связь структурно-смыслового членения текста с семантическим развертыванием его содержания? Перечислите основные признаки (параметры) ССЦ. Расскажите о типах тема-рематических структур ССЦ.

7. Сделайте структурно-семантический анализ предложенных фрагментов, характеризуя их по выделенным в п. 6 параметрам. Определите тема-рематическую структуру каждого фрагмента, средства и способы связи высказываний в нем, выберите соответствующие фразы-зачины из предложенных в конце упражнения, указывая их функции.

(…) Верхняя земля. Так называли тебя казахи. Здравствуй, пустынная громада! Ты лежишь, раскинувшись от Арала до Каспия. Кто знает, какие ветры времени проносились над тобой? Какие побоища кочевников оглашали криками твои просторы? И какая прошлая жизнь скрыта твоими могильщиками, солончаковыми топями Барса-Кельмес (Ч. Айтматов).

(…) Они рождались не в сокровенно тишине писательского кабинета, но в тесной щели окопа, под бревенчатым накатом землянки, в тряской кабине полуторки, в бараке лагеря для военнопленных. На госпитальной койке. И судьбу тех, кто их создал, вернее назвать солдатской, нежели писательской. А солдатская судьба в годину войны – особенно такой, как Великая Отечественная, – нередко кончалась трагически.

(…) Прилетали и улетали самолеты. Радостные возгласы встречающих перемежались озабоченной скороговоркой провожающих. Ревели турбины лайнеров.

(…) От ветрового стекла отскакивает снежная крупа. У обочины дороги изогнутые лиственницы будто вырвались из строя, и мотал, крутил их ветер. Жалобно посвистывает кедровка.

(…) В живописном треугольнике между Минским шоссе, кольцевой автострадой и Проектируемым проездом возникает новый квартал. Здесь уже готовы к отделке первые пять жилых корпусов.

(…) Дай таким пачкунам волю, так они приведут нас к затяжному бумажному голоду. Они вызовут огромные очереди населения за пузырьком чернил, в которые придется писаться с вечера и выкликаться трижды на ночь. Они обломают все бухгалтерские счеты и расплавят телефонные трубки.

А чтобы такого не случилось, нужно всех неисправимых любителей бестолковой писанины поскорее изымать из нашего обращения и списывать в архив.

«Западные ворота столицы»; «Нет, бумагопоклонники просто неисправимы»; «В аэропорту царила обычная сутолока»; «Устюрт, Устюрт…»; «Есть стихи с особой судьбой»; «Машина идет по мосту».

8. Как соотносятся между собой предложение и высказывание? В чем различие верификативных и информативных высказываний? Расскажите о классификации высказываний, предложенной П. Адамецом. Классифицируйте следующие фразы-зачины стихотворений А. Ахматовой, используя классификацию высказываний П. Адамеца:

Я не любви твоей прошу…

О тебе вспоминаю я редко…

Мне голос был. Он звал утешно…

Не с теми я, кто бросил землю…

Есть в близости людей заветная черта…

Один идет прямым путем, / Другой идет по кругу…

Не дышали мы сонными маками…

Ты выдумал меня. Такой на свете нет.

Сразу стало тихо в доме…

Три раза пытать приходила…


9. Докажите, что стихотворение, состоящее из одного предложения (4 строфы!), является текстом. С помощью каких языковых средств устанавливается связь между частями текста (между простыми предложениями в составе сложного, между строфами)?

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листа;

Когда росой обрызганный душистой

Румяным вечером иль утра в час златой

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

М.Ю. Лермонтов

Сделайте письменный анализ коммуникативной организации стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» по схеме (см. прил. 3) и сравните коммуникативную организацию этого стихотворения с коммуникативной организацией другого стихотворения М. Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу...»:


Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но ни тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел.

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Рекомендуемая литература: [9], [21, с. 26-58], [32], [34], [39], [48], [62], [90], [91], [99], [110], [113], [127], [141, с. 451–464], [142, с. 609–611, 376–380], [148].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: