Стратегия маркетинга каждой конкретной фирмы зависит от целей:
- завоевание или удержание сегмента рынка;
- формирование рыночного спроса;
- проводимой товарной политики.
В таблице 3 представлены основные виды маркетинговых стратегий.
В зависимости от завоевания или сохранения сегмента рынка различают:
- стратегию наступления;
- стратегию удержания;
- стратегию отступления.
Стратегия наступления (атакующая, созидательная) предполагает активную позицию фирмы в расширении рыночной доли.
Стратегия удержания (оборонительная, удерживающая) – сохранение фирмой своих позиций на рынке.
Стратегия отступления в основном является вынужденной и предполагает постепенное сворачивание операций и ликвидацию бизнеса.
Маркетологи в рамках стратегии наступления и обороны различают еще девять видов стратегических вариантов (школа бизнеса г. Бордо). По состоянию рыночного спроса формируются следующие виды стратегий:
- конверсионный маркетинг;
- креативный маркетинг;
- стимулирующий маркетинг;
- ремаркетинг;
- синхромаркетинг;
- поддерживающий маркетинг;
- демаркетинг;
- противодействующий маркетинг.
Конверсионный маркетинг предусматривается в случае отрицательного спроса на товар на рынке. Сущность его состоит в превращении негативного спроса в позитивный.
|
|
Креативный маркетинг применяют в том случае, если спрос отсутствует или присутствует потенциально.
Стимулирующий маркетинг используется при необходимости оживления низкого спроса.
Ремаркетинг – меры по восстановлению снижающегося спроса.
Синхромаркетинг (стабилизирующий маркетинг) – стабилизация спроса при его резких колебаниях на рынке.
Поддерживающий маркетинг – поддержание спроса на оптимальном уровне.
Демаркетинг используют в том случае, если спрос превышает предложение. Для снижения используют политику повышения цен, снижение уровня сервиса.
Противодействующий маркетинг – преследует цель ликвидации спроса на товар, иррациональный (вредный) с точки зрения общественной, здравоохранительной, правовой (например, курение, употребление наркотиков).
Осуществление товарной политики характеризуется:
- интенсивным ростом;
- интеграционным ростом;
- диверсификационным ростом.
Стратегия интенсивного роста осуществляется в тех случаях, когда фирма не до конца использовала свои возможности.
Интеграционный рост оправдан в случае прочных позиций фирмы на рынке товаров или услуг, но есть возможности получения дополнительных выгод за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизонтали.
Диверсификационный рост может быть использован в тех случаях, когда отрасль не дает возможности фирме для дальнейшего роста.
|
|
Стратегия интенсивного роста осуществляется по трем направлениям:
- глубокое внедрение на рынок;
- расширение границ рынка;
- совершенствование товара.
Например, многие издательские фирмы используют эту стратегию для расширения своих рынков сбыта. В частности, такой стратегией пользуются и в нашей стране при распространении периодических изданий по компьютерной технике, программному обеспечению.
Интеграционный рост фирмы характеризуется:
- регрессивной интеграцией;
- прогрессивной интеграцией;
- горизонтальной интеграцией.
Регрессивная интеграция – попытки фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков, а прогрессивная интеграция связана с аналогичными действиями системы распределения, горизонтальная интеграция – в отношении предприятий-конкурентов.
Диверсификация имеет три разновидности:
- концентрическая;
- горизонтальная;
- конгломератная.
Концентрическая диверсификация – пополнение своей номенклатуры изделиями, аналогичными с существующими товарами фирмы, но более дешевыми или доступными.
Горизонтальная диверсификация – пополнение своего ассортимента товарами, не связанными с выпускаемыми товарами, но они могут заинтересовать уже существующую клиентуру.
Конгломератная диверсификация – пополнение ассортимента совершенно новыми изделиями.
На отечественном рынке стратегию интенсивного роста используют строительные фирмы, некоторые предприятия пищевой промышленности. Предприятия пищевой и текстильной промышленности, деятельность которой зависит от сельскохозяйственного сырья, используют стратегию интеграционного роста.
Диверсификация, многопрофильность использовалась раньше и используется в настоящее время предприятиями машиностроения.
В таблице 4 представлены виды маркетинговой стратегии.
Таблица 4
Виды маркетинговой стратегии
Цели маркетинга | ||
Завоевание или удержание сегмента рынка | Формирование рыночного спроса | Осуществление товарной политики |
Стратегия наступления Удерживающая стратегия Стратегия отступления | 1. Конверсионный маркетинг 2. Креативный маркетинг 3. Стимулирующий маркетинг 4. Ремаркетинг 5. Синхромаркетинг 6. Поддерживающий маркетинг 7. Демаркетинг 8. Противодействующий маркетинг | 1. Интенсивный рост 1.1.Глубокое внедрение на рынок 1.2.Расширение границ рынка 1.3.Совершенствование товара 2. Интеграционный рост 2.1.Регрессивная интеграция 2.2.Прогрессивная интеграция 2.3.Горизонтальная интеграция 3. Диверсификационный рост 3.1.Концентрическая диверсификация 3.2.Горизонтальная диверсификация 3.3.Конгломератная диверсификация |