Риторика и классическое образование в Западной Европе и в России в XIX веке

Идея гармоничного развития общества, основанного на духовном развитии граждан, господствовавшая в Афинах на протяжении не­скольких столетий, утверждение приоритета человеческого достоинст­ва, унаследованного и продолженного гуманистами Ренессанса, явились благодатным источником для последующих поколений, заложив основу классического гуманитарного образования - базиса культуры Нового времени. В понятии «классицизм» («первоклассный, образцовый») уже в самой этимологии слова заложена ценност­ная ориентация. В классической системе образования главными предметами считались древние языки, в отличие от реализма, где на первый план выдвигались новые языки и естественные науки.

Первоначальная организация классического образования восхо­дит к гуманистам и называется поэтому также гуманистической. Основу его составляли humaniora, занятия, которые, по мысли устроителей первых подобных школ, были направлены на всесторон­нее развитие высших способностей человека - на воспитание ума и воли учащихся, независимо от практической деятельности. Еще по Цицерону, весь долг и назначение мудрости заключается в воспи­тании (in cultu) человека. Слово «гуманизм» применялось в значении «высшее образование», «духовная культура», а также «обязательный для знати образ жизни». Это было риторическое образование, целью которого было придать гармоническую завершенность личности и связать едиными обязательствами всех граждан. В основе завещан­ного античностью и воспринятого потом другими эпохами идеала Homo universale, человека, который знает и умеет все, пробует себя во всем, лежало овладение искусством красноречия, т.е. идеал рито­рический. Риторика есть средство, с помощью которого не только осуществляется поиск истины, но соединяются вместе мудрость и практичность. Целью этого образования было разбудить в человеке человечность, видеть в нем «не поэта, не ремесленника, но чело­века», который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переста­вая быть человеком. Благодаря обучению словесности воспитанники классической школы, какую бы научную специальность они ни избра­ли впоследствии, способны получить запас культуры, обеспечива­ющий их гуманитарную образованность.

Классицизм как форма образования, готовившая к университету, связан с обучением в гимназиях Гимназия строится по образцу древ­неримских школ. Предметами преподавания были artes liberates грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Из них первые три составляли trivium - школу, которую необходимо было пройти каждому человеку. Обучение велось почти всегда на латинском языке. Остальные предметы составляли quadrivium, следующую ступень школьного образования.

Именно в XIX в., когда классическое образование господствует в Европе повсеместно, его идеалы, базирующиеся на риторических принципах, были подвергнуты сомнению. Возникшее и набиравшее все большее число сторонников реальное образование, оправданное духом времени, в перспективе несло угрозу традиционным для гума­низма ценностям, прежде всего самоценности образования и развития личности.

Своеобразная ситуация сложилась в России, где классическое образование не только возрождало гуманистические ценности, но и было необходимым способом вхождения страны в европейскую куль­турную общность. Вся послепетровская культура была проникнута отождествлением понятий «просвещение» и «европеизм».

Первая половина XIX в. - это время расцвета преподавания риторики. Развитие риторической теории в России в XIX в. связано с именами Ф.Л. Малиновского, И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, Н.И. Греча, ВТ Плаксина, А.И. Галича, А.С. Ни­кольского, М.М. Сперанского, Я.В. Толмачева, К.П. Зеленецкого, П.В. Победоносцева и др.. Общая позиция авторов книг по риторике заключается втом, что риторические идеалы служат высшим целям разума и идеалам человечности. Образование XIX в. восприняло и успешно претворяло в жизнь требование: наука нужна как метод, как школа логики и развития мышления. Посредством красноречия не только мысли и знания, но и чувства, склонности и страсти людей, отделенных от нас веками, становятся нашими собственными, совре­менными. И это способствует накоплению нравственного багажа и, несомненно, «образует нравы».

В XIX в. значительных успехов достигает красноречие академиче­ское, оно становится ведущей разновидностью русского ораторского искусства. Профессора Московского и Санкт-Петербургского универ­ситетов Т.Н. Грановский, С.Н. Соловьев, В.О. Ключевский, Д.И. Мен­делеев, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, И. П. Павлов качеством своих лекций сумели создать в своих аудито­риях ту горячую атмосферу научного воодушевления, в которой наиболее эффективно, полно и целостно проходил сложный процесс восприятия и усвоения научных истин. Интересными и поучительными были теория и опыт военного красноречия XIX в. Отдельного рассмо­трения требует достигшее во второй половине XIX в. небывалого расцвета судебное красноречие в лице таких мастеров, какА.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андриевский, А.И. Урусов, В.Д. Спасович, Н.П. Карабчевский.

В XIX в. в пробуждении национального самосознания важная роль принадлежала словесности. Её не могли не коснуться идейные разно­гласия того времени, происходившие между западниками и славяно­филами. Это была борьба двух противоположных умонастроений в среде образованной части российского общества. Благородные цели обучения в классической гимназии зачастую оказывались недостижи­мыми. Недостаток учебных пособий восполнялся переводами с немецкого или наскоро изготовленными компиляциями. Ощутим был недостаток в опытных преподавателях. Среди учителей древних языков было много иностранцев, плохо владевших русским и основ­ной упор делавших на изучение грамматики. При таком положении дела известное увлечение формальной стороной античной риторики было неизбежно. Действительность не оправдывала надежд, возла­гавшихся на перенесенную из Пруссии классическую школу. Первые удары по риторике - «вздорной науке» были нанесены полными риторического пафоса обвинениями В.Г. Белинского В острой поле­мике участвовали виднейшие деятели культуры. К.Д. Ушинский пишет, что древние языки знакомят с миром, вовсе непохожим на тот, в котором ученики гимназий «приуготовляются действовать». Его него­дование вызывало то, что русский человек всего менее знаком со своей родиной. Русский человек при безукоризненном выговоре на иностранных языках в то же время часто плохо говорит на своем, проявляя непростительное невежество во всем, что касается России. Философы искали идеал в идее соборности. А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья И.С и К.С. Аксаковы отстаивали нрав­ственно-православные ценности самобытной русской словесности. В конце XIX в В. В. Розанов делает заключение, что наша школа, где все знают хуже всего русскую литературу и русскую историю, реши­тельно не стоит на уровне той минуты, в которую она существует.

И все же именно классическое образование дало многих крупных деятелей, составивших духовную элиту России прошлого и начала нынешнего веков. В классической гимназии и университете обретали чувство причастности к единству культуры. Классическое образова­ние, настаивали его сторонники, есть не только истинное в своей идее, но и единственно истинное, и потом применимое одинаково во всех странах, во все времена. Как алгебра есть неумирающее сред­ство выяснения всяких количественных отношений, так латинская грамматическая школа есть неумирающее орудие заострения собственно умственных даров человека. Идея истинной образован­ности означала некий высший тип процесса самоусовершенство­вания.

В то время, когда в Европе интерес к риторике ослаб, российская наука убедительного слова переживала кульминацию своего разви­тия. Но первая половина XIX в. была одновременно и тем рубежом, за которым последовало преимущественно критическое отношению к общей риторике, связанное с кризисом этой классической дис­циплины. В своих правах утверждаются языкознание, стилистика, филология. Именно XIX в. считается временем кризиса древней дис­циплины. Он происходит на фоне развития художественной литера­туры, которая стала «властительницей дум», источником новой стили­стики, основным способом изучения словесности, основой школьной хрестоматии. О времени перехода от классицизма к романтизму будет сказано, что эстетика начинается там, где кончается риторика. Ритори­ческие проблемы переходят в ведение языковедческих наук. Однако познание языка ради него самого лишило риторику ее глубинной сути. Факторы, которые способствовали расцвету искусства речи, в то же время привели риторику к упадку. Принято считать, что классическая риторика прекратила свое существование, но, прежде чем исчезнуть, она сделала последнее усилие, по мощности превосходившее все предыдущие, и, словно стремясь предотвратить неминуемую смерть, породила целый ряд идей, непревзойденных по своей проницатель­ности.

Используя и обогащая традиции античности и Возрождения, гума­нитарное образование наиболее полно способствовало приобщению многих поколений к культуре, или, еще точнее, к единству культуры. Возрождение гуманитарной традиции в XIX в. получило название неогуманизма. Эта вторая волна гуманизма была тесно связана с немецкой классической философией, с идеями свободной и гармо­ничной личности. В XIX в. эти благородные цели решало классическое образование и этим внесло свой неоценимый вклад в европейскую культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: