Тема 2. Основные разделы и понятия классической риторики

Для классической риторики основными структурными и содержательными разделами являются инвенция, диспозиция, элокуция, элоквенция, мемория и акция.

Инвенция (от лат. Іnvention – изобретение, выдумка) – это этап подготовки к речи, на котором разрабатывается замысел, идея, формируются гипотезы будущей речи. На этом этапе необходимые знания собираются и систематизируются, среди всей массы материала отбираются самые необходимые, они станут предметом будущего сообщения. Основным заданием инвенции является удачно выбрать предмет и объем высказывания. А также намерение настолько правильно раскрыть предмет речи, что достичь исполнения поставленной цели.

Диспозиция (от лат. dispositio – размещаю, располагаю) – второй этап построения речи и раздел риторики, в котором формируются основные понятия про предмет выступления, а также определяется последовательность и структура подачи и использования основных понятий в высказывании. Хорошая диспозиция – это правильная последовательность положений, которые не противоречат друг другу, а одно гармонически переходит в другое и логически, и эмоционально переходит к выводам и заключению. Диспозиция предполагает выбор логических операций способствующих гармонизации композиции речи, так снимается также возможная непоследовательность и противоречия в высказывании.

Элокуция (лат. eloguor – высказываюсь, излагаю) – третий раздел классической риторики, где используются законы языка для материального выражения речи. Элокуция является составляющей не только классической, но и современной риторики (учение о тропах, стилях и фигурах).

Подготовительные этапы – инвенция и диспозиция, материализуются языковыми средствами в элокуции. В результате замысел, воплощенный в языке, приобретает новые содержательные, эмоциональные, оценочные, волевые оттенки основного содержания речи. Если первый и второй этапы прошли успешно и правильно, то языковой материал легко ложится на подготовленную структуру. Возможно, при необходимости использование разнообразных фигур речи. Такие выходы за пределы логического построения (смещение логики – паралогика) могут сделать речь эффектной и чрезвычайно убедительной.

Элокуция даёт возможность использовать все потенциальные силы языкового воздействия, которое интерпретирует логические и мыслительные конструкции. На этапе элокуции используются функциональные стили языка. Этот раздел риторики открывает простор для языкового творчества.

Элоквенция – подраздел элокуции, предметом рассмотрения в этом разделе являются фигуры слова (тропы) и фигуры мысли (риторические фигуры). В классической риторике со времён Горгия за топами закреплена функция украшательства. Это сослужило плохую службу риторике в ХІХ столетии, когда её в результате злоупотреблением украшательством критиковали за перегруженность тропами и бессодержательность.

В современном мире риторики тропы и фигуры как элементы паралогики способны эффективнее и творчески преподнести слушателю информацию, показать оригинальности видения и восприятия мира, сделать свою речь запоминающейся. Тропы присутствуют во множестве стилей и типах текстов, обогащают живой язык, многие их них утрачивают украшательские функции, обогащают научные, художественные, публицистические стили. Например, ушко иглы, искристый мрамор, вороненая сталь.

Подобные стилистические фигуры возникают в результате сложных языковых и мыслительных процессов, раз возникнув, они могут сохраняться в языке веками. Потому тропы и фигуральные выражения являются оригинальными и универсальными единицами общения, несущими определённую смысловую и оценочную нагрузку. Не следует считать фигуры речи и мысли пустым украшательством, но способом отражения мира.

Мемория (лат. memoria – память, воспоминание) – раздел риторики, состоящий из системы правил и приёмов, помогающих запомнить основные части высказывания. Оратор не должен забывать слова и путаться в фактах, а также в образных фигурах. А значит, память необходимо тренировать: развивать оперативную память, научится быстро вспоминать необходимую информацию.

Акция (лат. actio – действие, разрешение) – раздел классической риторики, назначение которого в подготовке оратора к выступлению. Чаще всего дурную службу оратору сослужит нервозность и волнение, так тщательно подготовленная речь рискует провалиться, если оратор психологически не готов. Большое значение имеет самоконтроль и умение импровизировать, ориентироваться на аудиторию и соответственно что-то изменять.

Акция требует от оратора выглядеть в соответствии с ситуацией, чтобы произвести нужное впечатление на аудиторию. Желательны хорошая дикция, выразительная и умеренная мимика, умение держать паузу. После самого выступления оратору необходим хороший отдых, релаксация. То есть требуется снять то величайшее эмоциональное, физическое, психологическое напряжение, которое сопровождает оратора во время произнесения речи.

Риторика в классическом её понимании реализуется в таких основных понятиях, как логос, этос, пафос, топос.

Логос реализуется через две группы понятий – «слово, язык, речь» и «мысль и разум». Их единство является необходимым условием для существования речевой деятельности.

Логос считается одной из основных категорий классической риторики и понимается как мастерство соединять воедино мысль и слово. То есть слова, расположенные линейно и имеющие определённый смысл, должны выражать мысль и идти от этой мысли и содержания к следующей.

Создатель такой концепции логоса Аристотель, разделял два направления:

  1. силлогизм (выводы, идущие от общего к частному);
  2. энтимему (сокращенный, неразвернутый силлогизм, где ход рассуждений скрыт, а дан только результат).

В современной риторике логичность является одним из основных требований к высказыванию и тексту.

Этос с древнегреческого переводится как «обычай», «привычка», «характер», «нрав». Этос контролирует наличие моральных принципов у оратора, которые должны также отражаться в речи. Риторический идеал не мыслим без этической установки.

Как одна из категорий классической риторики этос определял морально-этическое поведение оратора. Известный своей безнравственностью человек вряд ли сможет убедить и привлечь на свою сторону общество. Без наличия моральных ограничений для самого говорящего любая речь превращается в обман, теряет свою первичную истинность. Аристотель подчеркивал, что «истина и справедливость по своей природе сильнее, чем их противоположности». Аудитория всегда создаёт образ говорящего, оценивая его моральные качества, так или иначе проступающие в речи.

В дальнейшем в российской риторике Феофан Прокопович разработал содержательную сторону этоса. Он выделил такие качества, как мудрость, справедливость, храбрость, чувство такта. Каждое такое качество этоса понималось им как комплекс черт, правил поведения, присущих оратору. Кроме того, эти черты оратор постоянно в себе культивирует, совершенствует и умножает.

Пренебрежение этосом в риторике ведёт к упадку этого искусства. Так, кризис риторики в советские времена, продлившийся более 70 лет, как раз и был связан с пренебрежением моральными и этическими нормами.

Риторику как технологию речи можно обратить и во зло, можно манипулировать разумом и чувствами слушателей, однако рано или поздно это обернётся во вред самому оратору. И моральность ценилась в риторике во все века. Риторическая наука и практика ратовала за высокие мысли и чистые помыслы.

В античной риторике категория этоса трактовалась очень широко. Следуя Аристотелю, каждый вид речей (судебная, совещательная, похвальная) обладал своим этосом. В судебной речи определяющей была справедливость и несправедливость, в совещательной – польза или вред, а в похвальной – хвала или хула.

Про характер этоса церковной риторики можно судить, вспомнив слова христианского проповедника Василия Великого: «… будь добрым с другом, не злопамятным к спесивым, человеколюбивым к смиренным, утешай злосчастных, посещай больных, совсем ни к кому не относись с презрением, здоровайся с приятностью, отвечай со светлым лицом, не заставляй других говорить про себя, скрывай сколько возможно свои преимущества, а в грехах себя не вини».

Пафос переводится с древнегреческого как «чувство», «страсть» – это интеллектуальный, волевой и эмоциональный настрой говорящего, который проявляется в процессе коммуникации и в его результате – готовой речи.

Пафос разрабатывается в эстетике и, случается, диктует стиль жизни. Настоящее искусство красноречия создаётся пафосом, он определяет степень мастерства произносимой речи. Удачно взятый пафос в речи находит отклик в сердцах слушателей. Каждый человек чувствует искренность и силу заразительности такого пафоса и принимает его вместе с содержанием речи.

Определённые идеи могут настолько завладеть разумом и душой человека, что становятся определяющими в его жизни и творчестве. И поэтому проблема пафоса заключается в разделении пафоса и оратора: личности, жизненной программы и пафоса произносимой речи. Вопрос в том, насколько автор текста может проявлять свои собственные чувства и верования в речи. Как можно соотносить свой пафос и пафос речи, чтобы автор речи не выглядел смешным или неискренним. Техники риторики предусмотрели целую серию специальных приёмов, чтобы правильно определить речевое поведение.

Итак, имеются три основные категории классической риторики: логос, этос, пафос. Эти три важных для науки критерия, которые используются во многих других дисциплинах. Так в риторике до сегодняшнего дня действуют критерии истинности (логос), искренности (этос), соответствия языкового поведения (пафос).

Топос – это слово происходит из греческого и переводится как «место». Топики – это уже понятие, принадлежащее риторике, оно обозначает общие места в речи. К ним относят наиболее типичные для общества ситуации и правила речевого общения в этих ситуациях, например, топика работы, топика семьи. В современной практике такие заготовки называют «рыба». В античную эпоху очень популярна была логография – наука, разрабатывающая образцы речей для определённых тем и ситуаций.

Оригинальность и топос в речи должны находиться в гармонии, только так возможно создание удачного, оригинального и содержательного текста.

Необходимо уметь ориентироваться не только в знакомых, но и в новых для человека речевых ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: