Риторика в России

В Россию риторика пришла с переводами западноевропейских сочинений, сделанных в 17 веке. Прежде всего следует упомянуть трактат по риторике немецкого филолога Филиппа Меланхтона, попавший в Россию уже в 1620 году. Хотя сам термин «риторика» упоминается уже в 1073 г. в переводе греческой рукописи «Об образех». Эта византийская риторика Георгия Херабоска эпохи средневековья сыграла немалую роль в становлении древнерусской словесности.

Ещё до открытия академии и университетов в России центрами древнерусской книжности были монастыри. Там и создавались первые дошедшие до нашего времени риторики.

Первым ареалом названа северо-восточная и центральная Россия, куда входят Москва, Ростов Великий, Вологда с Кирилло-Белозерским монастырём. Именно здесь и была написана знаменитая «Риторика» Макария.

Вторым центром книжности и образования назван Новгород с прилегающими к нему монастырями. Это северо-западный ареал, в котором в конце 17 века увидела свет «Риторика» Усачёва.

Третий ареал – северный – был создан старообрядцами и знаменит тем, что именно здесь была переведена с латинского «Риторика» Ф. Прокоповича.

В четвёртом ареале, расположенном на юго-западе (Киев, Чернигов), все риторические сочинения выходили на латинском и польском языках.

Риторика митрополита Макария, преподававшего эту науку в Вологодской епархии, написана в форме диалога: учитель спрашивает – ученик отвечает.

В первой части книги («О изобретении дел») рассказывается о родах речей, об аргументации и композиции речи, куда входят пять разделов: «изобретение дела», «чиновное различие», «соединение слов…», «память», «гласомерное и вежливое слово».

Описываются 4 вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи). Во второй части учебника («О украшении слова») повествуется о риторических фигурах и тропах, излагается учение о поэтических вольностях, описывается три рода глаголения: «смиренный», который обслуживал разговорную, обиходную речь; «высокий», представляющий собой речь образную; «мерный», предназначенный для письменной и деловой речи.

Популярной была и «Риторика» М.И. Усачёва, вышедшая в 1699 г. В ней даются наставления в изобретении мыслей, в приёмах их расположения, в воздействии речью на страсти, рассказываются секреты исполнительского искусства оратора. Дополняют книгу теории прозаических жанров, учение о тропах и фигурах речи, учение о слоге. Смиренный слог имеет цель «научити», средний – «усладити», высокий – «возбудити».

В 1706 г. увидела свет риторика Ф. Прокоповича – «De arte rhetorica libri». Учебник этот сделан на основе курса лекций, прочитанных Ф. Прокоповичем на латинском языке слушателям Киево-Могилянской академии.

В книге рассказывается о происхождении риторики и видах речей (церковное, судебное, эпидейктическое красноречие). Излагается и традиционное учение о трёх стилях. Основными требованиями к речи объявляются содержательность, простота и ясность. А значит, предпочтение отдаётся не образности и звуковым эффектам речи, а её содержательности.

Современники Ф. Прокоповича считали его выразителем идей Ренессанса и Реформации в России. Он был крупнейшим деятелем культуры петровской эпохи (оратор, публицист, драматург, поэт, теоретик литературы).

Сам он произносил речи похвальные (поздравительные), траурные, проповеднические. Его «Слово на погребение Петра» известно как высокий образец ораторского искусства.

В Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях, где изучались греческий, церковнославянский, русский, еврейский, немецкий, французский языки и другие науки, поэтика и риторика почитались одними из главных изучавшихся тогда дисциплин. И поэтому перед слушателями открывалась возможность научиться писать стихи, слагать и произносить разного рода речи. Киевская академия считалась лучшим учебным заведением и была признана многими европейскими странами.

С начала 18 века появляются практические пособия и руководства по искусству красноречия, в которых подробно освещаются вопросы письменной этики в различных видах коммуникации (деловая, эпистолярная литература и др. источники).

В эту эпоху утверждались национальные основы русского языка в условиях засилья церковнославянского – в церкви и литературе, немецкого и латинского – в науке.

Во всех стилях и жанрах существовали свои стандартные формы, на которые ориентировалась образованная часть общества: дворянство, придворная знать, представители духовенства, учёные и писатели.

Речь идёт не только о памятниках деловой письменности или эпистолиях, сопровождавшихся строгой этикетностью речи. На протяжении всего 18 века издавались письмовники, кабинетные и купеческие секретари, в которых утверждались нормы языка и литературы того времени.

К утверждению национально-исторических традиций русской культуры стремился и М.В. Ломоносов. В 1743 г. он пишет своё первое исследование по риторике («Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочинённое), которое поначалу было отвергнуто академической средой по причине того, что было написано не на латыни, и издано лишь в 1747 г. Уже в 18 веке книга выдержала 7 изданий, а в 19 веке переиздавалась дважды: в 1805 и 1810 годах.

Риторическое учение М. Ломоносова состоит из трёх частей, в первой из которых рассказывается о риторике и её связи с прозой и поэзией.

Вторая часть представляет собой ораторию, где собраны наставления к сочинению прозаических произведений (исторические трактаты, лечебные книги, проповедь и др. издания).

В третьей книге раскрываются секреты того, как научиться сочинять стихи, гимны, оды, комедии, сатиры.

Учёным выделены три основные части подготовки письменной речи: об изобретении, о расположении и об украшении. Как известно, разделы эти традиционны и совпадают с тремя риторическими действиями классического учения: inventio, dispositio (compositio), elocutio.

Приложение составляет хрестоматия с лучшими образцами античной, европейской и отечественной литературы. М. Ломоносов указывает на важность следующих ораторских качеств: природные дарования, знание науки о красноречии, подражание хорошим авторам, самостоятельные упражнения в сочинении, общая эрудиция, осведомлённость в области других наук.

Следующим заметным трудом по риторике стала книга Амвросия Серебренникова, которая представляла собой теоретическое пособие по русской ораторской речи. Особое внимание автор уделяет родам речей, среди которых выделяются особые жанры: речи похвальные, поносительные, жалобные, обличительные, повинные, оправдательные, просительные, поздравительные с браком, днём рождения, чином, победою, вступлением, благодарительные, надгробные и другие. Подробно описывается судебное красноречие.

Известен Амвросий и как оратор, а одной из лучших его речей признаётся «Последнее целование». Это надгробное слово, произнесённое им в Яссах 13 октября 1791 г. и посвящённое князю Г.А. Потёмкину-Таврическому.

К концу 18 века кафедры красноречия были открыты во всех университетах, риторика преподавалась в школах и церковных училищах. В дворянских семьях обязательным считалось обучение детей иностранным языкам и риторике. Потребность в риторических исследованиях возрастала. Поощрялись и переводы с западноевропейских языков.

Риторика делилась на общую и частную, в первой рассматривались общие риторические законы, а во второй – особенности устных и письменных типов речи.

Широко известны были труды по риторике доктора философии и свободных искусств Н.Ф. Кошанского. Это «Общая риторика», изданная в Санкт-Петербурге в 1829 г., и «Частная риторика», вышедшая там же в 1832 году.

«Общая риторика» Н.Ф. Кошанского включает в себя три традиционных раздела – «Изобретение», «Расположение», «Выражение мыслей». Потому и риторика определяется им как наука изобретать, располагать и выражать мысли.

Следует заметить, что нами дан далеко не полный перечень риторик 19 века. В это время риторическое учение является основным направлением в филологических исследованиях.

Во 2 половине 19 века Россия прославилась судебными ораторами, которые своими талантами затмили западноевропейскую ораторскую школу. И стало это возможным лишь после судебной реформы 1864 года, когда появились условия для развития судебного красноречия.

Огромное количество и поразительное многообразие шедевров во всех областях культуры, искусства и гуманитарной науки было создано в 19 веке.

К таким образцам принадлежат и судебные речи П.А. Александрова, С.А. Андреевского, М.Г. Казаринова, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича, А.И. Урусова.

В их речах обнаруживается, с одной стороны, умение пользоваться традиционными правилами классической аристотелевской риторики, а с другой, стремление к индивидуальному творчеству, к оригинальному воплощению мыслей и чувств, обличительных, скорбных, ликующих, призывающих.

Так, если отличительными особенностями ораторского стиля С.А. Андреевского являются частная афористичность, тенденция к оценке собственной речи, развёрнутые сравнения, переходящие в картину, воображаемые монологи, вопросно-ответное построение речи, то для Ф.Н. Плевако характерно частое использование риторического вопроса, приёма контраста, синонимии, анафоры, различного рода повторов и опять риторического вопроса.

Его речи произносились в связи с самыми жгучими событиями того времени: Дело Азбукиной, Дело Бертенева, Дело клуба червонных валетов, Дело игуменьи Митрофании и др. Большинство из его подзащитных были оправданы благодаря его умению говорить и убеждать.

Как свидетельствуют источники, в частности, дневники и письма писателей, на судебные заседания любили ходить М.Е. Салтыков-Щедрин и Ф.М. Достоевский, которые с особым вниманием слушали защитительные речи, а затем детально анализировали их, раскрывая риторические приёмы известных адвокатов того времени. Так, Ф.М. Достоевский не раз восхищался выступлениями Спасовича

Образцовый судебный монолог представляет собой соединение устной ораторской речи и повествующего монолога, тяготеющего к формам книжности. Он отвечает всем требованиям образцовой ораторской речи: ясности, точности, живости, стремительности, блистательности, простоте, правдивости.

Эти речи по образности, убеждающему и эстетическому воздействию на слушателей могут быть сопоставимы лишь образцами классической художественной литературы всё того же «золотого» века.

Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. Риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и сущности риторики как науки.

Широкую известность на Руси получили «Слова» известного византийского ритора Иоанна Златоуста (347–407 гг.), которые входили в состав сборников «Златоструй», «Златоуст» и служили образцами для подражания. В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор, риторика, ветия, ветийство, хитростное глаголание. Это говорит о том, что уже в то время правилам построения речи уделялось серьезное внимание. На Руси в то время были распространены два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение – к которому относились назидательные речи (например, «Поучения» Владимира Мономаха). По всем правилам риторической науки построено «Слово о законе о благодати» митрополита Илариона, которое не уступает трудам византийских ораторов.

До принятия христианства на Руси не было книжного учения, так его необходимость отрицало язычество. Вместе с принятием христианской веры Русь заимствовала и византийскую систему образования. Так же, как и в Византии, на Руси в рамках «учения книжного» был известен тривиум (диалектика, грамматика и риторика), причем риторика рассматривалась как высшая наука. Ученики усваивали правила речевого поведения, которым надо было следовать в соответствии с нормами христианской этики. Изречения о житейской мудрости содержались в сборнике «Пчела», почти половина из них относятся к правилам практической риторики.

В XVII веке при монастырях появились первые московские школы «повышенного» типа: Лучшие ученики таких школ поощрялись: им давалось право произнести речь перед патриархом. Открывались и светские школы, обучение в которых сводилось к изучению классических языков (греческого и латинского), риторики, грамматики и некоторых других наук.

В 1620 году на Руси появляется первый учебник риторики, в основу которого положен перевод труда немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560). Переводчик, предположительно вологодский митрополит Макарий, дает обоснование риторике: обучение «добрословию» является одним из путей к достижению правильной и полезной жизни. С развитием просвещения появилось множество учебников риторики на латинском или церковнославянском языках.

Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.). Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744 г. М.В. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное». Издание встретило отпор академиков, предлагавших сделать перевод на латинский язык. Автор не только не сделал этого, но и подготовил в 1748 г. новую работу – «Краткое руководство к красноречию». М.В. Ломоносов дал определение красноречия и оратора: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить. Кто в сей науке искусен, тот называется ритор».

М.В. Ломоносов, рассматривая проблему подготовки оратора, говорит, что для красноречия необходимы дарования душевные (острый ум и память) и телесные (хорошие физические качества), а также знание теории, в частности, элементов и структуры публичной речи, знание «нравов человеческих», упражнения в подражании авторам. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов.

По проекту М.В. Ломоносова в 1755 г. создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.

В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809 г.), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей. Н.Ф. Кошанский, чья «Риторика» выдержала одиннадцать изданий, считал, что обучение риторике решает не только практические, но и глубокие развивающие задачи: через обучение изобретению речи развиваются все способности ума, а изящное выражение мыслей воспитывает любовь к благородному и прекрасному. Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, размышление и упражнения. Не менее популярна в XIX веке была и «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», написанная А.Ф. Мерзляковым. В книге содержатся наставления о сочинении писем, речей, ведении разговоров, рассуждений, составлении истинных или вымышленных историй, учебных книг. В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Автор считал, что «основания красноречия суть страсти», и рассматривал значение композиционных элементов речи для возбуждения страстей (например, введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить».

Большое значение для развития риторики в России имела судебная реформа 1864 года. В результате реформы судебный процесс стал открытым, гласным, состязательным, учреждена адвокатура, и, как следствие, появилось заметное число талантливых судебных ораторов. Среди них прокурор и судья Анатолий Фёдорович Кони, адвокаты Федор Никифорович Плевако, Пётр Акимович Александров, Сергей Аркадьевич Андреевский, Николай Платонович Карабчевский, Александр Иванович Урусов и многие другие. Их речи отличались глубиной содержания и изысканностью формы, отточенностью слога. Многие из них (А. Кони, П. Сергеич и др.) не только занимались практикой судебного красноречия, но и внесли вклад в развитие теории риторики.

Во второй половине XIX века многие общественные и политические деятели критикуют официальное красноречие и риторику. После революции 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой; она практически не преподаётся в учебных заведениях. Интерес к риторике в нашей стране возрождается лишь в 90-е годы XX века, что связано с изменением социально-политических и экономических условий жизни общества, новым отношением к человеку как индивидуальности, неповторимой личности и развитием наук, которые занимаются исследованием речи с разных позиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: