Скифское время (VII - I век до н.э.)

В начале I тысячелетия до н.э. у обитавших на территории Восточной Европы племен начали появляться орудия труда и оружие из железа - материала более легкого, прочного и долговечного, чем камень или медные сплавы.

Распространение железа совпало с начавшимся еще в эпоху бронзы усыханием степей, приведшим к повсеместному переходу скотоводческо-пастушеских племен к кочевому и полукочевому образу жизни. Большая подвижность кочевых племен, постоянные поиски лучших пастбищ приводили к частым военным столкновениям кочевников, заставлявшим племена объединяться в союзы. Одним из таких политических объединений, занявших к VII веку до н.э. господствующее положение в южнорусских степях, стали "ишкуза" или скифы.

В конце VII века до н.э. скифские племена начинают заселять территорию Курского края. Новые пришельцы частью вытеснили, частью ассимилировали местных обитателей и уже в VI веке до н.э. курские земли прочно вошли в состав так называемой "Скифской державы", занимавшей огромную территорию от Дуная до Дона.

По свидетельству Геродота скифский союз состоял из "царских" скифов, скифов-кочевников и скифов-земледельцев. На территории Курской области граница между кочевниками и земледельцами проходила по верхнему течению р.Сейм.

Скифы-кочевники занимали восточные районы, лежащие в междуречье Сейма и Сосны. К сожалению, расположенные на востоке и юге Курской области курганы пока не исследованы археологами, а случайные находки мечей-акинаков, кинжалов и наконечников стрел, происходят из распаханных погребений кочевых скифов, в конце VII - III веков до н.э. обитавших в верховьях рек Сейм, Щигор, Тим, Кшень, Оскол и Олым.

Центр и запад современной Курской области занимали представители земледельческой лесостепной скифоидной культуры. Для защиты от набегов своих воинственных соседей оседлые племена, жившие в бассейнах Сейма и Псла, воздвигали на высоких мысах вдоль берегов рек хорошо укрепленные крепости-городища.

В середине V века до н.э. из Подесенья на территорию Курского края вторгаются племена носителей юхновской археологической культуры. Большая часть местного скифоидного населения, видимо, вынуждена была оставить свои обжитые места. Однако продвинуться дальше юхновцы не смогли, и вплоть до конца скифского времени здесь проходила граница, отмеченная цепочками юхновских (Среднее Посеймье) и скифоидных укрепленных поселений-городищ (Нижнее Посеймье).

Обитавшие на территории Курского края представители скифоидных и юхновских племен были искусными земледельцами и скотоводами. Кости диких животных (медведя, лося, кабанов и др.), чешуя и кости рыб свидетельствуют о занятии оседлого населения охотой и рыболовством. Обитатели городищ и поселков владели также различными ремеслами: резьбой по кости, ткачеством, изготовлением глиняной посуды, обработкой металлов.

В III веке до н.э. из-за Дона на скифские земли начинают совершать набеги племена сарматов. Живший в I веке до н.э. Диодор Сицилийский писал, что сарматы "опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню". В это же время юхновцы покидают западные районы Курского края и снова уходят на Десну, где их культура продолжает существовать до II века н.э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: