В системе науки уголовного права

1. Для того чтобы юридическая наука успешно способствовала решению задач, стоящих перед органами юстиции, оказывала реальную помощь в борьбе с преступностью, необходимо не только исследовать отдельные вопросы этой науки, имеющие частный характер. Принципиальное значение имеет разрешение общих проблем права и его отраслей, так как именно на их основе могут быть правильно разрешены конкретные вопросы судебной и прокурорской практики.

Глубокая разработка общих проблем и принципов права содействует осуществлению правосудия в строгом соответствии с законом. Она обеспечивает устойчивость в судебной и прокурорской практике, единообразие и стабильность в применении закона. К числу таких общих проблем уголовного права относится и проблема квалификации преступлений.

В науке уголовного права она разрабатывалась почти исключительно по отношению к отдельным видам преступлений. Вопросы квалификации хищений, преступлений против личности, должностных, хозяйственных, воинских преступлений и др. с большой полнотой рассматриваются в курсах и учебниках по Особенной части уголовного права, монографиях и журнальных статьях. Однако проблема квалификации в целом выходит за рамки этих исследований. Существуют общие положения и принципы квалификации, имеющие значение применительно к любому виду преступлений, определяющие основания и порядок выбора статьи уголовного закона, подлежащей применению по конкретному делу, независимо от его категории.

Отсутствие достаточного числа обобщенных исследований но вопросам квалификации преступлений до сего времени отрицательно сказывается на судебной и прокурорской практике. Оно приводит к разнобою в квалификации сходных по своей юридической конструкции преступлений, а подчас и к неправильному применению законов. Разобщенность и противоречивость советов и рекомендаций о квалификации, содержащихся в различных комментариях и учебниках, трудность их усвоения, когда они выступают в виде разрозненных положений, также не способствуют правильному и единообразному применению уголовного законодательства.

Следует отметить, что немногочисленность в уголовно-правовой литературе общих исследований по вопросам квалификации воспринимается некоторыми практическими работниками как доказательство того, что вообще якобы нет и не может быть каких-либо общих правил применения уголовного закона, что поскольку "каждое дело конкретно", то и закон всякий раз может применяться иным образом. Подобная точка зрения, с которой еще приходится встречаться, ведет к субъективизму, нигилистическому отношению к теории и закону. Разработка общих проблем квалификации имеет поэтому не только юридическое, но и социально-политическое значение.

2. Общая теория квалификации преступлений, как отмечалось выше, может рассматриваться в рамках проблемы применения правовых норм. Так, в курсе теории государства и права "выбор и анализ норм права (установление юридической основы дела)" анализируется в разделе "Правоприменительная деятельность".

Этот подход не может вызвать принципиальных возражений. Разумеется, проблемы применения закона входят в предмет общей теории государства и права. Возникает, однако, другой вопрос: является ли проблематика, связанная с квалификацией преступлений, также частью предмета уголовного права, и если да, то какого именно раздела этой науки?

Очевидно, на этот вопрос следует дать положительный ответ: трактовка той или иной проблемы в теории государства и права не исключает ее более глубокого изучения в специальной дисциплине.

Практически в учебных программах, а также в учебниках по уголовному праву этот вопрос так и решается: в них рассматриваются некоторые общие вопросы квалификации преступлений (главным образом понятие квалификации и предъявляемые к ней требования). Правда, этот материал большей частью фигурирует не в Общей, а в Особенной части (как правило, во Введении).

С учебно-методической точки зрения такое его расположение представляется как будто обоснованным.

Тем не менее с принципиальных позиций такое решение не может считаться удовлетворительным. Достаточно сказать, что Введение или Заключение к Особенной части не представляет собою органического элемента системы науки, равно как и системы уголовного законодательства.

То обстоятельство, что анализ различных видов преступлений приводит к выделению некоторых общих вопросов, свидетельствует как раз о другом — о том, что возникла потребность расширения проблематики Общей части науки уголовного права. Ведь Общая часть исторически сложилась именно в результате ряда подобных обобщений, происходивших по мере развития и законодательства, и научной теории. В настоящее время Общая часть содержит принципы и основные положения, применяемые по всем правовым нормам или значительной части их, составляющих содержание Особенной части уголовного права.

Общая теория квалификации преступлений по своему содержанию несомненно является проблемой Общей части уголовно-правовой теории, и она должна излагаться и изучаться в ее рамках.

__________

1 В учебнике ИГПРАН "Российское уголовное право. Особенная часть" (М., Юрист,.1997.) имеется глава II "Научные основы квалификации преступлений" (с. 16-26).


Об этом свидетельствует, в частности, опыт преподавания на ряде юридических факультетов спецкурса по научным основам квалификации преступлений. Программа по этому спецкурсу, который читался на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова профессором Куриновым Б.А., предусматривала следующие темы: Понятие квалификации преступлений; Значение правильной квалификации; Методологические основы и основные приемы квалификации преступлений; Уголовный закон — юридическая основа квалификации преступлений; Квалификация и состав преступления; Квалификация неоконченной преступной деятельности; Квалификация преступлений, совершенных в соучастии; Вопросы квалификации при совершении лицом нескольких преступных деяний; Коллизия общих и специальных норм Особенной части УК и квалификация преступлений; Квалификация преступлений, осуществляемая на отдельных стадиях уголовного процесса.

Нетрудно видеть, что в программе предусматривалось изучение лишь общих вопросов квалификации преступлений. И это правильно, так как квалификация отдельных категорий преступлений должна рассматриваться в рамках Особенной части науки уголовного права.

3. В связи с этим возникает следующий вопрос — о месте общей теории квалификации преступлений в системе Общей части науки уголовного права (и в системе учебника).

Если исходить только из теоретических соображений, то таким местом, как представляется, должен быть раздел "Уголовный закон". Общая теория квалификации преступлений есть часть этого раздела, ибо в ней изучаются проблемы конструкции закона, правил его применения, затрагиваются вопросы толкования и уяснения его смысла и др. Общая теория квалификации совсем не касается вопросов наказания. Проблемы учения о преступлении, строго говоря, также лежат за ее рамками, ибо теория квалификации уже исходит из тех конструкций составов преступлений, стадий преступной деятельности и форм соучастия в преступлении, которые подробно рассматриваются в учении о преступлении.


Против изложения общей теории квалификации преступлений в разделе "Уголовный закон" есть только одно возражение — учебно-методического характера. Дело в том, что трудно изучать общие проблемы квалификации преступления, если студент не знаком с учением о преступлении, не знает, что такое состав преступления, каковы его элементы и признаки, не знает и других институтов Общей части.

Это возражение правильно, но оно основано не на ошибочном мнении о научной принадлежности рассматриваемой проблемы, а, скорее, на неправильном расположении в учебной программе и в учебнике самого раздела "Уголовный закон", который помещен перед разделами о преступлении и о наказании. Традиционное изложение курса уголовного права таково, что социально-правовые явления, к которым относятся преступление и наказание, рассматриваются главным образом как содержание соответствующих норм уголовного закона, выводятся из них, вместо того чтобы более отчетливо показать вторичный и производный характер правовых норм по сравнению с социальной действительностью. В результате студент изучает преимущественно юридическиепонятия о преступлении, наказании и других социально-правовых явлениях.

В результате дальнейшего развития социологического метода исследования в науке уголовного права возможна перестройка учебной программы. Эта перестройка могла бы заключаться в том, чтобы после изучения преступления и наказания как социальных явлений студент перешел бы к изучению уголовного закона — формы их отражения и закрепления в системе правовых норм и институтов.

Разделами, посвященными квалификации преступлений и применению наказаний, в этом случае завершалось бы изучение, курса Общей части уголовного права.

Разумеется, дело не в механическом перенесении упомянутых разделов с одного места в другое, а в изменении их содержания, с тем чтобы правовая норма (уголовный закон) последовательно рассматривалась в качестве вторичного, надстроечного явления.

4. Сейчас еще преждевременно говорить об отражении общей теории квалификации в нормах уголовного законодательства.


Известно, что уголовное законодательство развивается в конкретных исторических условиях под влиянием ряда факторов, среди которых научная теория играет не последнюю роль. Достаточно напомнить, что ряд теоретических положений, сформулированных в работах советских криминалистов конца 40-х годов — середины 50-х годов, нашел прямое отражение в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года. Затем эта взаимосвязь теории и практики проявилась и при подготовке Уголовного кодекса РФ 1996 года. Поэтому не исключено, что при дальнейшем развитии общей теории квалификации преступлений некоторые ее положения могут стать правовыми нормами, записанными в Общей части уголовного законодательства.

Если исходить из потребностей практики, то законодательное оформление должны были получить в первую очередь правила квалификации преступлений при конкуренции норм и по совокупности; некоторые правила квалификации повторных и продолжаемых преступлений; правила переквалификации содеянного при изменении фактических обстоятельств дела.

Некоторые из них уже вошли в УК 1996 года, другие закреплены не в нормах закона, а в руководящих указаниях пленумов Верховного Суда РФ. Это представляется естественным и оправданным путем внедрения научных положений в практику деятельности следственных, прокурорских и судебных органов.

Процесс этот, несомненно, будет продолжаться. Для того чтобы общие правила квалификации преступлений стали нормами закона, они должны быть сформулированы особенно точно, лаконично, отчетливо, а перед этим многократно проверены на практике. Однако, прежде всего, должны быть развиты исходные теоретические предпосылки, на которых основывались бы такие будущие положения уголовного и процессуального законодательства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: