Задание С3 № 1141

Критерии оце­ни­ва­ния выполнения задания Баллы
Приведены три объяснения.  
Приведены два объяснения.  
Приведено одно объяснение.  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

Объ­яс­ни­те, по­че­му гу­ма­ни­сти­че­ско­му иде­а­лу на со­вре­мен­ном этапе пе­ре­стал со­от­вет­ство­вать ан­тро­по­цен­тризм (идея овла­де­ния и гос­под­ства). При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

Мне пред­став­ля­ет­ся, что се­год­ня, когда че­ло­ве­че­ство вплот­ную по­до­шло к эко­ло­ги­че­ской ка­та­стро­фе, когда пре­дель­но ясны все страш­ные по­след­ствия уто­пи­че­ских пре­тен­зий на то­таль­ное управ­ле­ние со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми, судь­ба гу­ма­ни­сти­че­ско­го иде­а­ла свя­за­на с от­ка­зом от идеи овла­де­ния, по­дав­ле­ния и гос­под­ства. Но­во­му по­ни­ма­нию от­но­ше­ний при­ро­ды и че­ло­ве­че­ства со­от­вет­ству­ет не идеал ан­тро­по­цен­триз­ма, а раз­ви­ва­е­мая рядом со­вре­мен­ных мыс­ли­те­лей, в част­но­сти, из­вест­ным нашим учёным Н. Н. Мо­и­се­е­вым идея ко­э­во­лю­ции, сов­мест­ной эво­лю­ции при­ро­ды и че­ло­ве­че­ства, что может быть ис­тол­ко­ва­но как от­но­ше­ние рав­но­прав­ных партнёров, если угод­но, со­бе­сед­ни­ков в не­за­про­грам­ми­ро­ван­ном диа­ло­ге...

Это может и долж­но быть по­ня­то в более ши­ро­ком плане. Сво­бо­да как не­отъ­ем­ле­мая ха­рак­те­ри­сти­ка гу­ма­ни­сти­че­ско­го иде­а­ла мыс­лит­ся не как овла­де­ние и кон­троль, а как уста­нов­ле­ние рав­но­прав­но-партнёрских от­но­ше­ний с тем, что на­хо­дит­ся вне че­ло­ве­ка: с при­род­ны­ми про­цес­са­ми, с дру­гим че­ло­ве­ком; с цен­но­стя­ми иной куль­ту­ры, с со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми, даже с не­ре­флек­си­ру­е­мы­ми и «не­про­зрач­ны­ми» про­цес­са­ми моей соб­ствен­ной пси­хи­ки.

В этом слу­чае сво­бо­да по­ни­ма­ет­ся не как вы­ра­же­ние про­ек­тив­но-кон­струк­тив­но­го от­но­ше­ния к миру, не как со­зда­ние та­ко­го пред­мет­но­го мира, ко­то­рый кон­тро­ли­ру­ет­ся и управ­ля­ет­ся, а как такое от­но­ше­ние, когда я при­ни­маю дру­го­го, а дру­гой при­ни­ма­ет меня. (Важно под­черк­нуть, что при­ня­тие не озна­ча­ет про­сто­го до­воль­ство­ва­ния тем, что есть, а пред­по­ла­га­ет вза­и­мо­дей­ствие и вза­и­мо­из­ме­не­ние.) При этом речь идёт... о сво­бод­ном при­ня­тии, ос­но­ван­ном на по­ни­ма­нии в ре­зуль­та­те ком­му­ни­ка­ции. В этом слу­чае мы имеем дело с осо­бо­го рода де­я­тель­но­стью. Это не де­я­тель­ность по со­зда­нию пред­ме­та, в ко­то­ром че­ло­век пы­та­ет­ся за­пе­чат­леть и вы­ра­зить са­мо­го себя, т. е. та­ко­го пред­ме­та, ко­то­рый как бы при­над­ле­жит субъ­ек­ту. Это вза­им­ная де­я­тель­ность, вза­и­мо­дей­ствие сво­бод­но участ­ву­ю­щих в про­цес­се рав­но­прав­ных партнёров, каж­дый из ко­то­рых счи­та­ет­ся с дру­гим и в ре­зуль­та­те ко­то­рой оба они из­ме­ня­ют­ся.

(В. А. Лек­тор­ский)


Пояснение.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие объ­яс­не­ния:

1) Уста­нов­ка гос­под­ства че­ло­ве­ка над при­ро­дой при­ве­ла к не­об­ра­ти­мым из­ме­не­ни­ям внеш­ней среды.

2) Не­об­ра­ти­мые из­ме­не­ния внеш­ней среды не­га­тив­но воз­дей­ству­ют на здо­ро­вье че­ло­ве­ка, функ­ци­о­ни­ро­ва­ние об­ще­ства.

3) Су­ще­ствен­но со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство ре­сур­сов, ко­то­рые может ис­поль­зо­вать для сво­е­го раз­ви­тия стре­ми­тель­но рас­ту­щее в чис­лен­ном от­но­ше­нии че­ло­ве­че­ство.

4) Уста­нов­ка гос­под­ства рас­про­стра­ни­лась и на от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к себе по­доб­ным, об­ще­ствен­ным ин­те­ре­сам. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие объ­яс­не­ния.

Ваша оцен­ка (баллов): — 0 1 2 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: