Задание С9 № 1184

Среди критериев, по ко­то­рым оце­ни­ва­ет­ся вы­пол­не­ние за­да­ния С9, кри­те­рий К1 яв­ля­ет­ся определяющим. Если уча­щий­ся в прин­ци­пе не рас­крыл (или рас­крыл неверно) смысл высказывания, то есть не обо­зна­чил по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (выдвинутую тему), и эксперт вы­ста­вил по кри­те­рию К1 0 баллов, то ответ даль­ше не проверяется. По осталь­ным кри­те­ри­ям (К2, К3) вы­став­ля­ет­ся 0 баллов.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­ния Баллы
К1 Раскрытие смыс­ла высказывания  
  Смысл вы­ска­зы­ва­ния раскрыт. ИЛИ Со­дер­жа­ние от­ве­та даёт пред­став­ле­ние о его понимании.  
  Смысл вы­ска­зы­ва­ния не раскрыт, со­дер­жа­ние от­ве­та не даёт пред­став­ле­ния о его понимании.  
К2 Характер и уро­вень тео­ре­ти­че­ской аргументации  
  На­ли­чие оши­боч­ных с точки зре­ния на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния по­ло­же­ний ведёт к сни­же­нию оцен­ки по этому кри­те­рию на 1 балл.  
  Избранная тема рас­кры­ва­ет­ся с опо­рой на со­от­вет­ству­ю­щие понятия, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния и выводы.  
  Приводятся от­дель­ные от­но­ся­щи­е­ся к теме, но не свя­зан­ные между собой и дру­ги­ми ком­по­нен­та­ми ар­гу­мен­та­ции по­ня­тия или положения.  
  Аргументация на тео­ре­ти­че­ском уров­не от­сут­ству­ет (смысл клю­че­вых по­ня­тий не объяснён; тео­ре­ти­че­ские положения, вы­во­ды отсутствуют). ИЛИ Ис­поль­зу­ют­ся понятия, по­ло­же­ния и выводы, не свя­зан­ные не­по­сред­ствен­но с рас­кры­ва­е­мой темой.  
К3 Качество фак­ти­че­ской аргументации  
  Факты и при­ме­ры по­черп­ну­ты из раз­лич­ных источников: ис­поль­зу­ют­ся со­об­ще­ния СМИ, ма­те­ри­а­лы учеб­ных пред­ме­тов (истории, литературы, географии), факты лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта и соб­ствен­ные на­блю­де­ния (приведено не менее двух при­ме­ров из раз­ных источников).  
  Фактическая ар­гу­мен­та­ция дана с опо­рой толь­ко на лич­ный со­ци­аль­ный опыт и жи­тей­ские представления. ИЛИ Приведён(-ы) пример(-ы) из ис­точ­ни­ка од­но­го типа.  
  Фактическая ар­гу­мен­та­ция отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не со­от­вет­ству­ют обос­но­вы­ва­е­мо­му тезису.  
  Максимальный балл  

Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

С9.1 Фи­ло­со­фия: «Ра­зум­ный че­ло­век при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к миру; не­ра­зум­ный — упор­но пы­та­ет­ся при­спо­со­бить мир к себе. По­это­му про­гресс за­ви­сит от не­ра­зум­ных людей» (Б. Шоу).

С9.2 Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Лич­но­стью не ро­дят­ся, лич­но­стью ста­но­вят­ся» (А. Н. Леон­тьев).

С9.3 Эко­но­ми­ка: «Цен­траль­ный банк — это банк, при по­мо­щи ко­то­ро­го го­су­дар­ство вме­ши­ва­ет­ся в дела част­ных бан­ков и ко­то­рый, в от­ли­чие от них, сам может пе­ча­тать нуж­ные ему день­ги» (К. Гел­перт, К. Пат).

С9.4 Со­цио­ло­гия: «Семья более свя­щен­на, чем го­су­дар­ство» (Пий XI).

С9.5 По­ли­то­ло­гия: «Дес­по­тизм не может су­ще­ство­вать в стра­не до тех пор, пока не уни­что­же­на сво­бо­да прес­сы, по­доб­но тому, как ночь не может на­дви­нуть­ся, пока Солн­це не зашло» (Ч. Кол­тон).

С9.6 Пра­во­ве­де­ние: «Не­спра­вед­ли­вые за­ко­ны не со­зда­ют право» (Ци­це­рон).(Ф. Хайек).


Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным пла­ном.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает пред­ва­ри­тель­ные, общие све­де­ния о той про­бле­ме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме во­прос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский пе­ри­од, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за тек­ста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый ана­лиз вы­ска­зы­ва­ния. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ма­те­ри­а­ла, уме­ние ло­гич­но, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски пра­виль­но, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - по­ло­же­ния, ко­то­рое вы бу­де­те до­ка­зы­вать. Потом при­ве­ди­те ар­гу­мен­ты, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из тек­ста.

3. За­клю­че­ние: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние ска­зан­но­го, за­вер­ше­ние тек­ста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое глав­ное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть ко­рот­кой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим из­ло­же­ни­ем. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к про­бле­ме. Оно долж­но быть из­ло­же­но кор­рект­но, без чрез­мер­ных эмо­ци­о­наль­ных оце­нок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

№ п/п Номер Тип Ваш ответ Правильный ответ
    B1 Не решено  
    B2 Не решено  
    B3 Не решено  
    B4 Не решено  
    B5 Не решено  
    B6 Не решено  
    B7 Не решено  
    B8 Не решено  
    B9 Не решено  
    B10 Не решено  
    B11 Не решено  
    B12 Не решено  
    B13 Не решено  
    B14 Не решено  
    B15 Не решено  
    B16 Не решено  
    B17 Не решено  
    B18 Не решено  
    B19 Не решено  
    B20 Не решено  
    B21 Не решено  
    B22 Не решено труд
    B23 Не решено  
    B24 Не решено  
    B25 Не решено  
    B26 Не решено  
    B27 Не решено  

Задание 1 № 5417 тип B1 (решено не­вер­но или не решено)

Для тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства ха­рак­тер­но

1) дли­тель­ное су­ще­ство­ва­ние об­щи­ны

2) ши­ро­кое уча­стие на­ро­да в об­ще­ствен­ной жизни

3) за­ня­тие ос­нов­ной массы на­се­ле­ния в сфере услуг

4) при­зна­ние в ка­че­стве глав­ной цен­но­сти прав и сво­бод лич­но­сти

По­яс­не­ние.

Тра­ди­ци­он­ное об­ще­ство — это самый пер­вый вид об­ще­ства, ко­то­рые сло­жи­лась в че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции. В со­вре­мен­ном мире оно ха­рак­тер­но для Стран Во­сто­ка.

Оно ха­рак­те­ри­зу­ет­ся жёсткой со­слов­ной иерар­хи­ей, су­ще­ство­ва­ни­ем устой­чи­вых со­ци­аль­ных общ­но­стей (осо­бен­но в стра­нах Во­сто­ка), осо­бым спо­со­бом ре­гу­ля­ции жизни об­ще­ства, ос­но­ван­ном на тра­ди­ци­ях, обы­ча­ях.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Задание 2 № 3407 тип B2 (решено не­вер­но или не решено)

В связи с под­пи­са­ни­ем Бо­лон­ской кон­вен­ции выс­шая школа Рос­сии пе­ре­ш­ла на двух­уров­не­вую си­сте­му об­ра­зо­ва­ния: ба­ка­лаври­ат и ма­ги­стра­ту­ру. Какую тен­ден­цию в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет дан­ный факт?

1) ком­пью­те­ри­за­цию

2) гу­ма­ни­та­ри­за­цию

3) ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­цию

4) гу­ма­ни­за­цию

По­яс­не­ние.

Ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция об­ра­зо­ва­ния — со­зда­ние еди­ной си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния для раз­ных стран, ин­те­гра­ция об­ра­зо­ва­тель­ных си­стем.

Гу­ма­ни­за­ция — вни­ма­ние школы, пе­да­го­га к лич­но­сти уча­ще­го­ся, его ин­те­ре­сам, за­про­сам, ин­ди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям.

Гу­ма­ни­та­ри­за­ция — по­вы­ше­ние роли об­ще­ствен­ных дис­ци­плин, таких как эко­но­ми­че­ская тео­рия, со­цио­ло­гия, по­ли­то­ло­гия, ос­но­вы пра­во­вых зна­ний в об­ра­зо­ва­тель­ном про­цес­се.

Ком­пью­те­ри­за­ция — ис­поль­зо­ва­ние новых со­вре­мен­ных тех­но­ло­гий обу­че­ния, те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей гло­баль­но­го мас­шта­ба.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Задание 3 № 3745 тип B3 (решено не­вер­но или не решено)

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мас­со­вой куль­ту­ре?

А. По­лу­че­ние ком­мер­че­ской вы­го­ды яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ной чер­той мас­со­вой куль­ту­ры.

Б. Раз­ви­тие мас­со­вой куль­ту­ры от­ра­жа­ет тен­ден­цию куль­тур­ной ин­те­гра­ции.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

Мас­со­вая куль­ту­ра — по­ня­тие, ис­поль­зу­е­мое для ха­рак­те­ри­сти­ки со­вре­мен­но­го куль­тур­но­го про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния, без раз­ли­чия клас­сов, наций, уров­ня ма­те­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния.

Ее осо­бен­но­сти:

− об­ще­до­ступ­ность;

− за­ни­ма­тель­ность;

− се­рий­ность, ти­ра­жи­ру­е­мость;

− ком­мер­че­ский ха­рак­тер;

− пас­сив­ность вос­при­я­тия;

Куль­тур­ная ин­те­гра­ция — про­цесс сбли­же­ния, ис­че­за­ния раз­ли­чий ре­зуль­та­том ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся со­сто­я­ние внут­рен­ней це­лост­но­сти и со­гла­со­ван­но­сти между ее эле­мен­та­ми.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 3

Задание 4 № 4101 тип B4 (решено не­вер­но или не решено)

Учёные изу­ча­ют со­ци­аль­ную струк­ту­ру со­вре­мен­но­го об­ще­ства. Какие ме­то­ды, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти, могут ими при­ме­нять­ся?

1) мо­де­ли­ро­ва­ние про­цес­сов со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ской не­устой­чи­во­сти

2) вы­дви­же­ние и про­вер­ка ги­по­тез о на­прав­ле­ни­ях со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки по смяг­че­нию не­ра­вен­ства до­хо­дов

3) сбор ста­ти­сти­че­ских дан­ных путём ан­ке­ти­ро­ва­ния

4) раз­ра­бот­ка и ре­а­ли­за­ция ком­плек­са мер го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих семей

5) опи­са­ние слу­ча­ев со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции на­се­ле­ния

6) оцен­ка фак­тов со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния об­ще­ства с по­зи­ций иде­а­лов ра­вен­ства и спра­вед­ли­во­сти

По­яс­не­ние.

Нау́чный ме́тод — со­во­куп­ность ос­нов­ных спо­со­бов по­лу­че­ния новых зна­ний и ме­то­дов ре­ше­ния задач в рам­ках любой науки.

Метод вклю­ча­ет в себя спо­со­бы ис­сле­до­ва­ния фе­но­ме­нов, си­сте­ма­ти­за­цию, кор­рек­ти­ров­ку новых и по­лу­чен­ных ранее зна­ний. Умо­за­клю­че­ния и вы­во­ды де­ла­ют­ся с по­мо­щью пра­вил и прин­ци­пов рас­суж­де­ния на ос­но­ве эм­пи­ри­че­ских (на­блю­да­е­мых и из­ме­ря­е­мых) дан­ных об объ­ек­те. Базой по­лу­че­ния дан­ных яв­ля­ют­ся на­блю­де­ния и экс­пе­ри­мен­ты. Для объ­яс­не­ния на­блю­да­е­мых фак­тов вы­дви­га­ют­ся ги­по­те­зы и стро­ят­ся тео­рии, на ос­но­ва­нии ко­то­рых фор­му­ли­ру­ют­ся вы­во­ды и пред­по­ло­же­ния. По­лу­чен­ные про­гно­зы про­ве­ря­ют­ся экс­пе­ри­мен­том или сбо­ром новых фак­тов.


Пра­виль­ный ответ: 125

Задание 5 № 1115 тип B5 (решено не­вер­но или не решено)

Эко­но­ми­че­ская наука изу­ча­ет

1) по­след­ствия воз­дей­ствия об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства на при­ро­ду

2) тер­ри­то­ри­аль­ное раз­ме­ще­ние при­род­ных ре­сур­сов

3) спо­со­бы и ре­зуль­та­ты хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти об­ще­ства

4) мно­го­об­раз­ные по­треб­но­сти че­ло­ве­ка и спо­со­бы их удо­вле­тво­ре­ния

По­яс­не­ние.

Эко­но­ми­че­ская наука — наука о хо­зяй­стве, управ­ле­нии, от­но­ше­ни­ях между лю­дь­ми, а также лю­дь­ми и окру­жа­ю­щей сре­дой, воз­ни­ка­ю­щи­ми в про­цес­се про­из­вод­ства, рас­пре­де­ле­ния, об­ме­на, по­треб­ле­ния про­дук­та, благ, услуг.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Гость 08.06.2012 18:58:

Ответ 4 тоже пра­виль­ный, так как по­треб­но­сти че­ло­ве­ка воз­ни­ка­ют в как в ре­зуль­та­те про­цес­са. Ос­нов­ная за­да­ча эко­но­ми­ки - удо­вле­тво­ре­ние без­гра­нич­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка в усло­вии огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов. На­при­мер те же самые мар­ке­то­ло­ги изу­ча­ют вкусы и по­треб­но­сти по­тре­би­те­лей. Если бы эко­но­ми­ка не изу­ча­ла по­треб­но­сти че­ло­ве­ка, то и про­из­во­дить было бы не для кого, а такая эко­но­ми­ка те­ря­ет смысл и вся­кую рен­та­бель­ность. Ис­правь­те по­жа­луй­ста.

Гость 24.10.2012 21:56:

Во- пер­вых, если под эко­но­ми­че­ской на­у­кой по­ни­ма­ет­ся а эко­но­ми­че­ская тео­рия, то пра­виль­ный ответ (с на­тяж­кой) -4, а если го­во­рить о при­клад­ной эко­но­ми­че­ской науке, то ответ 3. Из­ви­ни­те, но мно­гие во­про­сы про­сто "Ко­ря­вые" и от­ве­ты к ним - тоже. Если детям при­дет­ся на них от­ве­чать- я им на за­ви­дую

Анастасия Смир­но­ва (Санкт-Петербург):

В том-то и дело, что 4-й ответ пра­ви­лен «с на­тяж­кой». Часто в ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию при­хо­дит­ся от­ме­чать «самый под­хо­дя­щий» ва­ри­ант.

Задание 6 № 3858 тип B6 (решено не­вер­но или не решено)

Го­су­дар­ство вы­пол­ня­ет ряд функ­ций в эко­но­ми­че­ской жизни об­ще­ства. Что яв­ля­ет­ся при­ме­ром сти­му­ли­ро­ва­ния пред­при­ни­ма­тель­ской ак­тив­но­сти субъ­ек­тов эко­но­ми­ки?

1) вы­пла­та пен­сий и по­со­бий раз­лич­ным ка­те­го­ри­ям граж­дан

2) про­ве­де­ние ан­ти­ин­фля­ци­он­ной по­ли­ти­ки

3) вы­да­ча ли­цен­зий фи­нан­со­вым ор­га­ни­за­ци­ям

4) со­зда­ние от­кры­тых эко­но­ми­че­ских зон

По­яс­не­ние.

Вы­пла­та пен­сий и по­со­бий раз­лич­ным ка­те­го­ри­ям граж­дан — при­мер со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства.

Про­ве­де­ние ан­ти­ин­фля­ци­он­ной по­ли­ти­ки кос­вен­но спо­соб­ству­ет пред­при­ни­ма­тель­ской ак­тив­но­сти, од­на­ко не­по­сред­ствен­ное сти­му­ли­ро­ва­ние пред­при­ни­ма­тель­ской ак­тив­но­сти про­яв­ля­ет­ся в со­зда­нии от­кры­тых эко­но­ми­че­ских зон. От­кры­тые эко­но­ми­че­ские зоны − тер­ри­то­рии го­су­дар­ства с осо­бым юри­ди­че­ским ста­ту­сом по от­но­ше­нию к осталь­ным тер­ри­то­ри­ям, про­яв­ля­ю­щим­ся в со­зда­нии льгот­ных эко­но­ми­че­ских усло­вий, сни­же­нии на­ло­гов, что при­вле­ка­ет ин­ве­сто­ров.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 4.

Задание 7 № 304 тип B7 (решено не­вер­но или не решено)

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке жилья: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние SI (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на пред­ло­же­ния то­ва­ра).

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть вы­зва­но пре­жде всего

1) воз­рос­ши­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к за­строй­щи­кам

2) ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

3) ро­стом из­дер­жек про­из­вод­ства но­во­го жилья

4) суб­си­ди­ро­ва­ни­ем стро­и­те­лей

По­яс­не­ние.

По гра­фи­ку опре­де­ля­ем, что при той же самой цене объем пред­ло­же­ния то­ва­ра уве­ли­чил­ся, или, что то же самое, при одном и том же объ­е­ме пред­ло­же­ния то­ва­ра про­да­вать его стали по более низ­кой цене.

Не­об­хо­ди­мо знать фак­то­ры пред­ло­же­ния.

1. Це­но­вые 2. Не­це­но­вые: цены на ре­сур­сы, тех­но­ло­гия про­из­вод­ства, на­ло­ги и до­та­ции, цены на дру­гие то­ва­ры, ожи­да­ния из­ме­не­ния цен, число про­дав­цов на рынке

В дан­ном слу­чае ока­зал вли­я­ние фак­тор до­та­ций (суб­си­ди­ро­ва­ние стро­и­те­лей).

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Задание 8 № 3713 тип B8 (решено не­вер­но или не решено)

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об из­ме­ри­те­лях эко­но­ми­че­ско­го роста?

А. К из­ме­ри­те­лям эко­но­ми­че­ско­го роста от­но­сят ВВП, ВНП, на­ци­о­наль­ный доход.

Б. Пра­ви­тель­ство может пла­ни­ро­вать рост ВВП и про­во­дить эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку, обес­пе­чи­ва­ю­щую этот рост.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

Суж­де­ние А верно. ВВП (ва­ло­вый внут­рен­ний про­дукт), ВНП (ва­ло­вый на­ци­о­наль­ный про­дукт), НД (на­ци­о­наль­ный доход) − по­ка­за­те­ли эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти и роста стра­ны. Эко­но­ми­че­ский рост − это уве­ли­че­ние ре­аль­но­го и по­тен­ци­аль­но­го до­хо­да (ВВП) в дли­тель­ный пе­ри­од вре­ме­ни.

Суж­де­ние Б верно. Пла­ни­руя эко­но­ми­че­ский рост пра­ви­тель­ство тем самым пла­ни­ру­ет и рост ВВП, про­во­дя со­от­вет­ству­ю­щую по­ли­ти­ку.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 3.

Задание 9 № 1396 тип B9 (решено не­вер­но или не решено)

Граж­да­не стра­ны Z обыч­но долго ищут ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти, не со­гла­ша­ясь ни на какую дру­гую. Го­су­дар­ствен­ная служ­ба за­ня­то­сти пред­ла­га­ет раз­лич­ные ва­ри­ан­ты пе­ре­обу­че­ния с по­сле­ду­ю­щим тру­до­устрой­ством, од­на­ко эта услу­га мало вос­тре­бо­ва­на. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки без­ра­бо­ти­цы в стра­не Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) се­зон­ная

2) скры­тая

3) фрик­ци­он­ная

4) доб­ро­воль­ная

5) цик­ли­че­ская

6) от­кры­тая

По­яс­не­ние.

Без­ра­бо­ти­ца — со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние, пред­по­ла­га­ю­щее от­сут­ствие ра­бо­ты у людей, со­став­ля­ю­щих эко­но­ми­че­ски ак­тив­ное на­се­ле­ние.

Вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие виды без­ра­бо­ти­цы:

Доб­ро­воль­ная — свя­за­на с не­же­ла­ни­ем людей ра­бо­тать, на­при­мер, в усло­ви­ях по­ни­же­ния за­ра­бот­ной платы. Доб­ро­воль­ная без­ра­бо­ти­ца уси­ли­ва­ет­ся во время эко­но­ми­че­ско­го бума и сни­жа­ет­ся при спаде; её мас­шта­бы и про­дол­жи­тель­ность раз­лич­ны у лиц раз­ных про­фес­сий, уров­ня ква­ли­фи­ка­ции, а также у раз­лич­ных со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ских групп на­се­ле­ния.

Вы­нуж­ден­ная (без­ра­бо­ти­ца ожи­да­ния) — воз­ни­ка­ет, когда ра­бот­ник может и хочет ра­бо­тать при дан­ном уров­не за­ра­бот­ной платы, но не может найти ра­бо­ту. При­чи­ной яв­ля­ет­ся на­ру­ше­ние рав­но­ве­сия на рынке труда из-за не­гиб­ко­сти за­ра­бот­ной платы (вслед­ствие за­ко­нов о ми­ни­му­ме за­ра­бот­ной платы, ра­бо­ты проф­со­ю­зов, под­ня­тие за­ра­бот­ной платы для улуч­ше­ния ка­че­ства труда и т. п.). Когда ре­аль­ная зар­пла­та на­хо­дит­ся выше уров­ня, со­от­вет­ству­ю­ще­го рав­но­ве­сию спро­са и пред­ло­же­ния, пред­ло­же­ние на рынке труда пре­вы­ша­ет спрос на него. Ко­ли­че­ство пре­тен­ден­тов на огра­ни­чен­ное число ра­бо­чих мест уве­ли­чи­ва­ет­ся, а ве­ро­ят­ность ре­аль­но­го тру­до­устрой­ства умень­ша­ет­ся, что по­вы­ша­ет уро­вень без­ра­бо­ти­цы. Раз­но­вид­но­сти вы­нуж­ден­ной без­ра­бо­ти­цы:

цик­ли­че­ская — вы­зы­ва­ет­ся по­вто­ря­ю­щи­ми­ся спа­да­ми про­из­вод­ства в стра­не или ре­ги­о­не. Пред­став­ля­ет собой раз­ни­цу между уров­нем без­ра­бо­ти­цы в те­ку­щий мо­мент эко­но­ми­че­ско­го цикла и есте­ствен­ным уров­нем без­ра­бо­ти­цы. Для раз­ных стран есте­ствен­ным приз­наётся раз­ный уро­вень без­ра­бо­ти­цы.

Се­зон­ная — за­ви­сит от ко­ле­ба­ний в уров­не эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти в те­че­ние года, ха­рак­тер­ных для не­ко­то­рых от­рас­лей эко­но­ми­ки.

тех­но­ло­ги­че­ская — без­ра­бо­ти­ца, свя­зан­ная с ме­ха­ни­за­ци­ей и ав­то­ма­ти­за­ци­ей про­из­вод­ства, в ре­зуль­та­те ко­то­рой часть ра­бо­чей силы ста­но­вит­ся из­лиш­ней либо нуж­да­ет­ся в более вы­со­ком уров­не ква­ли­фи­ка­ции.

За­ре­ги­стри­ро­ван­ная — не­за­ня­тое на­се­ле­ние, за­ни­ма­ю­ще­е­ся по­ис­ком ра­бо­ты и офи­ци­аль­но взя­тое на учёт.

Мар­ги­наль­ная — без­ра­бо­ти­ца слабо защищённых слоёв на­се­ле­ния (молодёжи, жен­щин, ин­ва­ли­дов) и со­ци­аль­ных низов.

Не­устой­чи­вая — вы­зы­ва­ет­ся вре­мен­ны­ми при­чи­на­ми (на­при­мер, при доб­ро­воль­ной смене ра­бот­ни­ка­ми мест ра­бо­ты или уволь­не­нии в се­зон­ных от­рас­лях про­мыш­лен­но­сти).

Струк­тур­ная — обу­слов­ле­на из­ме­не­ни­я­ми в струк­ту­ре спро­са на труд, когда об­ра­зу­ет­ся струк­тур­ное не­сов­па­де­ние между ква­ли­фи­ка­ци­ей без­ра­бот­ных и тре­бо­ва­ни­ем сво­бод­ных ра­бо­чих мест. Струк­тур­ная без­ра­бо­ти­ца обу­слав­ли­ва­ет­ся мас­штаб­ной пе­ре­строй­кой эко­но­ми­ки, из­ме­не­ни­я­ми в струк­ту­ре спро­са на по­тре­би­тель­ские то­ва­ры и в тех­но­ло­гии про­из­вод­ства, лик­ви­да­ци­ей уста­рев­ших от­рас­лей и про­фес­сий, причём су­ще­ству­ет 2 типа струк­тур­ной без­ра­бо­ти­цы: сти­му­ли­ру­ю­щая и де­струк­тив­ная.

Ин­сти­ту­ци­о­наль­ная — без­ра­бо­ти­ца, воз­ни­ка­ю­щая в слу­чае вме­ша­тель­ства го­су­дар­ства или проф­со­ю­зов в уста­нов­ле­ние раз­ме­ров ста­вок за­ра­бот­ной платы, от­лич­ных от тех, ко­то­рые могли бы сфор­ми­ро­вать­ся в есте­ствен­ном ры­ноч­ном хо­зяй­стве.

Фрик­ци­он­ная — время доб­ро­воль­но­го по­ис­ка ра­бот­ни­ком но­во­го места ра­бо­ты, ко­то­рое устра­и­ва­ет его в боль­шей сте­пе­ни, не­же­ли преж­нее ра­бо­чее место.


Пра­виль­ный ответ: 346

Задание 10 № 1491 тип B10 (решено не­вер­но или не решено)

В стра­не Н. про­во­дил­ся опрос среди мо­ло­де­жи. Юно­шам и де­вуш­кам со­цио­ло­ги за­да­ва­ли во­прос: «Какие со­ци­аль­ные цен­но­сти и нормы вы счи­та­е­те наи­бо­лее зна­чи­мы­ми в жизни об­ще­ства?»

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ва­нии ин­фор­ма­ции, при­ве­ден­ной в диа­грам­ме?

1) де­вуш­ки, в боль­шей сте­пе­ни, чем юноши, счи­та­ют пра­во­вые нормы зна­чи­мы­ми в жизни об­ще­ства

2) по мне­нию как юно­шей, так и де­ву­шек, ве­ду­щую роль иг­ра­ют в об­ще­стве нормы мо­ра­ли

3) юноши в ка­че­стве ве­ду­ще­го типа со­ци­аль­ных норм ука­зы­ва­ют право

4) для де­ву­шек мо­раль и кра­со­та равно зна­чи­мы в жизни об­ще­ства

По­яс­не­ние.

Юноши, в боль­ше сте­пе­ни, чем де­вуш­ки, счи­та­ют пра­во­вые нормы зна­чи­мы­ми в жизни об­ще­ства

По мне­нию юно­шей (25) — вто­рое место, де­ву­шек (18) — чет­вер­тое.(нормы мо­ра­ли)

Для де­ву­шек мо­раль (18) и кра­со­та (28) не­рав­но­знач­ны в жизни об­ще­ства

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 3.

Задание 11 № 4999 тип B11 (решено не­вер­но или не решено)

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии че­ло­ве­ка?

А. Со­че­та­ние за­вы­шен­ных по­треб­но­стей с на­ли­чи­ем воз­мож­но­стей на­ру­шать дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство может вы­сту­пать в ка­че­стве ис­точ­ни­ка пре­ступ­но­го по­ве­де­ния.

Б. Кри­те­рии де­ви­ант­но­сти не­ред­ко ме­ня­ют­ся на про­тя­же­нии вре­ме­ни даже в рам­ках одной и той же куль­ту­ры.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

А — верно. Все­доз­во­лен­ность часто при­во­дит к пре­ступ­ле­ни­ям. Б - верно, кри­те­рии де­ви­ант­но­сти ме­ня­ют­ся до­воль­но быст­ро.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 3.

Задание 12 № 4027 тип B12 (решено не­вер­но или не решено)

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие при­ме­не­ние не­фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Учи­те­лю школы была при­сво­е­на выс­шая ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ка­те­го­рия.

2) Од­но­класс­ни­ки по­хва­ли­ли Р. за под­го­тов­ку му­зы­каль­но­го ве­че­ра.

3) В. по­лу­чил первую пре­мию на кон­кур­се мо­ло­дых ис­пол­ни­те­лей.

4) Л. по­лу­чил сте­пень кан­ди­да­та ме­ди­цин­ских наук.

5) Вы­ступ­ле­ние тан­це­валь­ной груп­пы на юби­лее школы со­про­вож­да­лось бур­ны­ми ап­ло­дис­мен­та­ми.

6) Из­вест­ный врач был на­граждён ор­де­ном «За за­слу­ги перед Оте­че­ством».

По­яс­не­ние.

Не­фор­маль­ные по­зи­тив­ные санк­ции — пуб­лич­ное одоб­ре­ние, не ис­хо­дя­щее от офи­ци­аль­ных ор­га­ни­за­ций: ком­пли­мент, улыб­ка, слава, ап­ло­дис­мен­ты и т. д.

Пра­виль­ный ответ: 25

Задание 13 № 5113 тип B13 (решено не­вер­но или не решено)

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к фор­мам го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства?

1) фе­де­ра­ция, уни­тар­ное го­су­дар­ство

2) фе­де­ра­ция, ав­то­ри­тар­ное го­су­дар­ство

3) мо­нар­хия, рес­пуб­ли­ка

4) мо­нар­хия, де­мо­кра­тия

По­яс­не­ние.

Формы го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства (го­су­дар­ствен­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го устрой­ства) − фе­де­ра­ция и уни­тар­ное го­су­дар­ство.

Мо­нар­хия, рес­пуб­ли­ка − формы прав­ле­ния.

Ав­то­ри­тар­ное го­су­дар­ство, де­мо­кра­тия − по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 1.

Задание 14 № 1420 тип B14 (решено не­вер­но или не решено)

Что от­но­сит­ся к функ­ци­ям по­ли­ти­че­ских пар­тий в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве?

1) раз­ра­бот­ка по­ли­ти­че­ских про­грамм

2) при­ня­тие за­ко­нов

3) на­зна­че­ние глав ре­ги­о­нов

4) ве­де­ние внеш­ней по­ли­ти­ки

По­яс­не­ние.

Внут­рен­ние функ­ции ка­са­ют­ся на­бо­ра новых чле­нов, обес­пе­че­ния фи­нан­си­ро­ва­ния пар­тии, на­ла­жи­ва­ния эф­фек­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия между ру­ко­вод­ством и мест­ны­ми от­де­ле­ни­я­ми и т. д.

Внеш­ние функ­ции яв­ля­ют­ся опре­де­ля­ю­щи­ми для пар­тий­ной де­я­тель­но­сти:

—вы­ра­же­ние, от­ста­и­ва­ние и за­щи­та ин­те­ре­сов боль­ших со­ци­аль­ных групп и слоев; о ин­те­гра­ция людей внут­ри со­ци­аль­ных групп на ос­но­ве общих целей, мо­би­ли­за­ция масс для ре­ше­ния важ­ных со­ци­аль­ных задач;

—раз­ра­бот­ка идео­ло­гии, фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ствен­но­го мне­ния,рас­про­стра­не­ние по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры;

—со­зда­ние воз­мож­но­стей для по­ли­ти­че­ской со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти;

—под­го­тов­ка кад­ров для по­ли­ти­че­ских ин­сти­ту­тов, уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии по­ли­ти­че­ской элиты;

—ор­га­ни­за­ция из­би­ра­тель­ных кам­па­ний и уча­стие в них;

—борь­ба за го­су­дар­ствен­ную власть и уча­стие в по­ли­ти­че­ском управ­ле­нии.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Задание 15 № 793 тип B15 (решено не­вер­но или не решено)

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях?

А. Оп­по­зи­ци­он­ные пар­тии в то­та­ли­тар­ном об­ще­стве вы­сту­па­ют в ка­че­стве кон­струк­тив­но­го кри­ти­ка пра­ви­тель­ства и пред­ла­га­ют свои ва­ри­ан­ты по­ли­ти­ки.

Б. По от­но­ше­нию к вла­сти пар­тии де­лят­ся на пар­ла­мент­ские и не­пар­ла­мент­ские.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


По­яс­не­ние.

А — не­вер­но, так как в то­та­ли­тар­ном го­су­дар­стве не может су­ще­ство­вать оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий. Оп­по­зи­ция уни­что­жа­ет­ся и су­ще­ству­ет толь­ко одна пра­вя­щая пар­тия.

Б — не­вер­но, так как по от­но­ше­нии к вла­сти пар­тии де­лят­ся на два типа: пра­вя­щие и оп­по­зи­ци­он­ные.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Задание 16 № 5519 тип B16 (решено не­вер­но или не решено)

В го­су­дар­стве Z власть пе­ре­даётся по на­след­ству. Власть ко­ро­ля огра­ни­че­на за­ко­на­ми стра­ны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят ре­гу­ляр­но, на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве. Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и сво­бод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го об­ще­ства.

Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью.

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уни­тар­ное го­су­дар­ство

2) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

3) кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия

4) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство

5) аб­со­лют­ная мо­нар­хия

6) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка

По­яс­не­ние.

Пе­ре­да­ча вла­сти по на­след­ству ука­зы­ва­ет на на­ли­чие мо­нар­хия, Так как власть огра­ни­че­на за­ко­на­ми, зна­чит мо­нар­хия кон­сти­ту­ци­он­ная. На­ли­чие прав го­во­рит о на­ли­чии де­мо­кра­тии. Так как тер­ри­то­рии не об­ла­да­ют са­мо­сто­я­тель­но­стья, зна­чит это уни­тар­ное го­су­дар­ство

Пра­виль­ный ответ: 134


Пра­виль­ный ответ: 134

Задание 17 № 3869 тип B17 (решено не­вер­но или не решено)

В Рос­сии к под­за­кон­ным актам от­но­сят

1) ко­дек­сы

2) за­ко­ны субъ­ек­тов РФ

3) по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ

4) Кон­сти­ту­цию РФ

По­яс­не­ние.

Под­за­кон­ный акт — пра­во­вой акт ор­га­на го­су­дар­ствен­ной вла­сти, име­ю­щий более низ­кую юри­ди­че­скую силу, чем закон. П.а. при­ни­ма­ют­ся на ос­но­ва­нии и во ис­пол­не­ние за­ко­нов. В РФ на фе­де­раль­ном уров­не к П. а. от­но­сят­ся указы Пре­зи­ден­та РФ, по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния Пра­ви­тель­ства РФ, акты ЦБ РФ, ми­ни­стерств, го­су­дар­ствен­ных ко­ми­те­тов и дру­гих ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, а также по­ста­нов­ле­ния палат Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния, ре­ше­ния судов и ар­бит­раж­ных судов.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 3.

Задание 18 № 757 тип B18 (решено не­вер­но или не решено)

Со­во­куп­ность од­но­по­ряд­ко­вых пра­во­вых норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих целую сферу од­но­род­ных об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, на­зы­ва­ет­ся

1) нор­мой права

2) ин­сти­ту­том права

3) ис­точ­ни­ком права

4) от­рас­лью права


По­яс­не­ние.

Норма права — един­ствен­ный си­стем­ный (и си­стем­но-струк­тур­ный) эле­мент права.

Ин­сти­тут права или пра­во­вой ин­сти­тут — это со­во­куп­ность од­но­по­ряд­ко­вых норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих опре­де­лен­ный вид об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Ис­точ­ник права — спо­соб, с по­мо­щью ко­то­ро­го за­креп­ля­ют­ся (на­хо­дят внеш­нее вы­ра­же­ние) нормы права.

От­расль права — это со­во­куп­ность од­но­по­ряд­ко­вых норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих опре­де­лен­ный род об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Опре­де­ле­ния 2 и 4 от­ли­ча­ют­ся от дан­но­го опре­де­ле­ния всего одним сло­вом: в 2 — вид, в 4 — род.

«Род» — более емкое по­ня­тие, не­же­ли «вид».

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 4.

Задание 19 № 1093 тип B19 (решено не­вер­но или не решено)

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о нор­ма­тив­ных пра­во­вых актах?

А. Раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие типы нор­ма­тив­ных актов: кон­сти­ту­ция и иные за­ко­ны, под­за­кон­ные акты.

Б. За­ко­ны от­ли­ча­ют­ся от под­за­кон­ных нор­ма­тив­ных пра­во­вых актов тем, что при­ни­ма­ют­ся ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

Нор­ма­тив­но-пра­во­вые акты: Кон­сти­ту­ция, Фе­де­раль­ные за­ко­ны, Под­за­кон­ные акты (указы пре­зи­ден­та, по­ста­нов­ле­ния пра­ви­тель­ства, ве­дом­ствен­ные акты.

За­ко­ны при­ни­ма­ют­ся ор­га­на­ми за­ко­но­да­тель­ной вла­сти.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Гость 06.04.2013 19:14:

под­за­кон­ные акты не яв­ля­ют­ся нор­ма­тив­ны­ми, они ниже их по сту­пе­ни

Петр Дмит­ри­е­вич Садовский:

Яв­ля­ют­ся.

Задание 20 № 3277 тип B20 (решено не­вер­но или не решено)

Про­чи­тай­те фраг­мен­ты из пуб­ли­ци­сти­че­ских ма­те­ри­а­лов. Вы­бе­ри­те среди них при­ме­ры, ха­рак­тер­ные для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) «Глава го­су­дар­ства отдал при­каз, чтобы вер­ные ему вой­ска от­кры­ли огонь про­тив оп­по­зи­ции и разо­гна­ли ми­тинг».

2) «Пле­мян­ник пре­зи­ден­та стра­ны был за­дер­жан по­ли­ци­ей за драку в баре и пред­стал перед судом».

3) «Пар­ла­мент стра­ны вы­сту­пил с ини­ци­а­ти­вой от­став­ки пра­ви­тель­ства и про­ве­де­ния до­сроч­ных вы­бо­ров».

4) «Кон­сти­ту­ци­он­ный суд при­нял на экс­пер­ти­зу на со­от­вет­ствие Кон­сти­ту­ции стра­ны новый указ пре­зи­ден­та».

5) «По рас­по­ря­же­нию главы го­су­дар­ства оп­по­зи­ци­он­ные силы и пар­тии были ис­клю­че­ны из пред­вы­бор­ных спис­ков и не смог­ли участ­во­вать в пар­ла­мент­ских вы­бо­рах».


По­яс­не­ние.

Пра­во­вое го­су­дар­ство — го­су­дар­ство, в ко­то­ром гос­под­ству­ет право. Ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти под­чи­не­ны за­ко­нам и су­деб­ным ре­ше­ни­ям, дей­ству­ют толь­ко в рам­ках права. Идея пра­во­во­го го­су­дар­ства про­ти­во­по­лож­ная про­из­во­лу во всех его об­ла­стях: дес­по­тиз­му, ав­то­ри­тар­но­му и то­та­ли­тар­но­му го­су­дар­ству.

В дан­ном слу­ча­ям идеям пра­во­го го­су­дар­ства не со­от­вет­ству­ют при­ме­ры 15.


Пра­виль­ный ответ: 234

Задание 21 № 1571 тип B21 (решено ча­стич­но верно)

До­ку­мен­том, за­креп­ля­ю­щим пра­во­вое по­ло­же­ние лич­но­сти, по­ря­док ор­га­ни­за­ции и ком­пе­тен­цию ор­га­нов вла­сти и управ­ле­ния в цен­тре и на ме­стах, яв­ля­ет­ся

1) Граж­дан­ский ко­декс РФ

2) Закон о граж­дан­стве РФ

3) Кон­сти­ту­ция РФ

4) Закон о мест­ном са­мо­управ­ле­нии РФ

По­яс­не­ние.

Kон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции — ос­нов­ной закон Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт, об­ла­да­ю­щий выс­шей юри­ди­че­ской силой, за­креп­ля­ю­щий ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя, го­су­дар­ствен­ное устрой­ство, об­ра­зо­ва­ние пред­ста­ви­тель­ных, ис­пол­ни­тель­ных, су­деб­ных ор­га­нов вла­сти и си­сте­му мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Задание 22 № 3836 тип B22 (решено не­вер­но или не решено)

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ВИД ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ЦЕЛЬ
Уче­ние При­об­ре­те­ние зна­ний
... До­сти­же­ние прак­ти­че­ски по­лез­но­го ре­зуль­та­та, со­зда­ние про­дук­тов по­треб­ле­ния

По­яс­не­ние.

Труд — до­сти­же­ние прак­ти­че­ски по­лез­но­го ре­зуль­та­та, со­зда­ние про­дук­тов по­треб­ле­ния.

Пра­виль­ный ответ: труд

Задание 23 № 3582 тип B23 (решено не­вер­но или не решено)

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) струк­ту­ра де­я­тель­но­сти 2) мотив де­я­тель­но­сти 3) ре­зуль­тат де­я­тель­но­сти
4) сред­ства де­я­тель­но­сти 5) цель де­я­тель­но­сти  

По­яс­не­ние.

Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти:

1. Цель - осо­знан­ный опыт пред­вос­хи­ща­е­мо­го ре­зуль­та­та, на до­сти­же­ние ко­то­ро­го на­прав­ле­на де­я­тель­ность.

2. Сред­ства- при­е­мы, спо­со­бы, при­спо­соб­ле­ния для осу­ществ­ле­ния де­я­тель­но­сти.

3. Дей­ствия - кон­крет­ные шаги для до­сти­же­ния цели.

Ответ: 1

Задание 24 № 4096 тип B24 (решено не­вер­но или не решено)

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «этнос».

1) пер­вич­ная груп­па 2) ис­то­ри­че­ская па­мять 3) мо­нар­хия
4) тер­ри­то­рия 5) на­род­ность 6) язык

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

По­яс­не­ние.

Этнос — ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся на опр. тер­ри­то­рии стой­кая об­щи­на людей, к-рые имеют от­но­си­тель­но ста­биль­ные общие черты и осо­бен­но­сти куль­ту­ры и языка, а также осо­зна­ют свое внутр. един­ство и от­ли­чие от др. со­об­ществ.


Пра­виль­ный ответ: 13

Задание 25 № 1355 тип B25 (решено не­вер­но или не решено)

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­ступ­ка­ми и их ви­да­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­СТУП­КИ   ВИДЫ ПРО­СТУП­КОВ
А) пе­ре­ход до­ро­ги в не­по­ло­жен­ном месте Б) порча чу­жо­го иму­ще­ства В) про­гул ра­бо­ты Г) на­ру­ше­ние до­го­во­ра мены Д) на­ру­ше­ние пра­вил по­жар­ной без­опас­но­сти   1) граж­дан­ский 2) ад­ми­ни­стра­тив­ный 3) дис­ци­пли­нар­ный

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

По­яс­не­ние.

Ад­ми­ни­стра­тив­ный про­сту­пок — про­ти­во­прав­ное, ви­нов­ное (умыш­лен­ное или не­осто­рож­ное) дей­ствие либо без­дей­ствие долж­ност­но­го лица, по­ся­га­ю­щее на лич­ность, права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на, здо­ро­вье и са­ни­тар­но-био­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие на­се­ле­ния, об­ще­ствен­ную нрав­ствен­ность, окру­жа­ю­щую среду, уста­нов­лен­ный по­ря­док осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти, об­ще­ствен­ный по­ря­док и об­ще­ствен­ную без­опас­ность, соб­ствен­ность, за­кон­ные эко­но­ми­че­ские ин­те­ре­сы фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц, об­ще­ство и го­су­дар­ство, за ко­то­рое за­ко­но­да­тель­ством преду­смот­ре­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность.

Дис­ци­пли­нар­ный про­сту­пок — про­ти­во­прав­ное, ви­нов­ное не­ис­пол­не­ние, или не­над­ле­жа­щее ис­пол­не­ние ра­бот­ни­ком воз­ло­жен­ных на него тру­до­вых обя­зан­но­стей, вле­ку­щее за собой при­ме­не­ние дис­ци­пли­нар­но­го или об­ще­ствен­но­го воз­дей­ствия, а также иных мер пра­во­во­го воз­дей­ствия, преду­смот­рен­ных в за­ко­но­да­тель­стве о труде.

Граж­дан­ские — пра­во­на­ру­ше­ния, со­вер­ша­е­мые в сфере иму­ще­ствен­ных и лич­ных не­иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, вы­ра­жа­ю­щи­е­ся в на­не­се­нии ор­га­ни­за­ци­ям или от­дель­ным граж­да­нам иму­ще­ствен­но­го вреда, со­сто­я­ще­го в не­ис­пол­не­нии обя­за­тельств по до­го­во­ру, в рас­про­стра­не­нии све­де­ний, по­ро­ча­щих честь и до­сто­ин­ство граж­да­ни­на.


Пра­виль­ный ответ: 21312

Задание 26 № 4099 тип B26 (решено не­вер­но или не решено)

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

(А) Голод и не­до­еда­ние части на­се­ле­ния Земли без пре­уве­ли­че­ния можно счи­тать гло­баль­ной про­бле­мой со­вре­мен­но­сти. (Б) Воз­рос­шая вза­и­мо­связь и вза­и­мо­за­ви­си­мость на­ро­дов придаёт ряду про­блем об­ще­ства гло­баль­ный ха­рак­тер. (В) Каж­дые трое из пяти детей Юго-Во­сточ­ной Азии стра­да­ют от не­до­еда­ния, а к югу от Са­ха­ры это участь 30% детей. (Г) Уси­лия от­дель­ных стран пока не­до­ста­точ­но эф­фек­тив­ны и не дают нуж­но­го ре­зуль­та­та. (Д) К со­жа­ле­нию, су­ще­ству­ю­щие бла­го­тво­ри­тель­ные фонды и про­грам­мы яв­ля­ют­ся ма­ло­эф­фек­тив­ны­ми.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A Б В Г Д
         

По­яс­не­ние.

Факт — (от лат слова factum сде­лан­ное, свер­шив­ше­е­ся). Си­но­ним по­ня­тий ис­ти­на, со­бы­тие, ре­зуль­тат. Нечто кон­крет­ное, еди­нич­ное в от­ли­чие от аб­стракт­но­го и об­ще­го. Фак­ти­че­ские пред­ло­же­ния либо вы­ра­жа­ют чув­ствен­ные дан­ное, либо вклю­ча­ют в себя ре­зуль­таты на­блю­де­ния, кон­крет­ные со­бы­тия и по­ло­же­ния. Зна­ние в форме утвер­жде­ния, до­сто­вер­ность ко­то­рых не­оспо­ри­ма. Со­бы­тия, уже про­изо­шед­шие.

Тео­ре­ти­че­ское утвер­жде­ние — утвер­жде­ние, вы­ве­ден­ное из общей тео­рии, не про­ти­во­ре­ча­щее всем осталь­ным по­ло­же­ни­ям тео­рии. Тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния аб­стракт­ны, ос­но­вы­ва­ют­ся на при­ме­не­нии спе­ци­аль­ной тер­ми­но­ло­гии, де­кла­ри­ро­ва­нии общих на­уч­ных по­ло­же­ний. Может пред­став­лять собой опре­де­ле­ние по­ня­тия, опи­са­ние иде­а­ли­зи­ро­ван­но­го объ­ек­та.

Оце­ноч­ные суж­де­ния со­дер­жать оцен­ку ав­то­ра. У че­ло­ве­ка, по­зна­ю­ще­го со­ци­аль­ные факты, скла­ды­ва­ет­ся опре­де­лен­ное к ним от­но­ше­ние, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в со­гла­сии, по­ри­ца­нии, от­ри­ца­нии, утвер­жде­нии, под­держ­ке, со­мне­нии и т.д. Как пра­ви­ло, в тек­сте оце­ноч­ное суж­де­ние со­дер­жит сле­ду­ю­щие ре­че­вые обо­ро­ты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мне­нию», «с нашей точки зре­ния», «по-ви­ди­мо­му», «счи­та­лось», «пред­став­ля­лось», «как утвер­ждал», «как го­во­рил», «как от­ме­чал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Пред­ло­же­ния, но­ся­щие фак­ти­че­ские ха­рак­те­ры: В

Пред­ло­же­ния но­ся­щие оце­ноч­ный ха­рак­тер: АДГ

Пред­ло­же­ния, но­ся­щие ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний: Б


Пра­виль­ный ответ: 23122

Задание 27 № 100 тип B27 (решено не­вер­но или не решено)

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

Ос­нов­ным сред­ством борь­бы с ________(А) можно на­звать юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность. На­зо­вем ее ос­нов­ные при­зна­ки. Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность воз­ла­га­ет­ся толь­ко за пра­во­на­ру­ше­ние, толь­ко от имени ________(Б) и пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние мер ________(В). Виды юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти клас­си­фи­ци­ру­ют­ся в со­от­вет­ствии с ________(Г) права. Самый су­ро­вый вид от­вет­ствен­но­сти — ________(Д), так как на­сту­па­ет за со­вер­ше­ние ________(Е).

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Спи­сок тер­ми­нов:

1) об­ще­ство 2) пра­во­на­ру­ше­ния 3) уго­лов­ная
4) от­рас­ли 5) го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние 6) го­су­дар­ствен­ное при­нуж­де­ние
7) дис­ци­пли­нар­ная 8) пре­ступ­ле­ния 9) го­су­дар­ство

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

A Б В Г Д Е
           

По­яс­не­ние.

Ис­хо­дя из кон­тек­ста, по­сле­до­ва­тель­ность 296438 яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пра­виль­ным от­ве­том. Кос­вен­ны­ми под­сказ­ка­ми яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.


Пра­виль­ный ответ: 296438


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: