Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если учащийся в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) выставляется 0 баллов.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании. | ||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании. | ||
К2 | Характер и уровень теоретической аргументации | |
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл. | ||
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. | ||
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения. | ||
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой. | ||
К3 | Качество фактической аргументации | |
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников). | ||
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведён(-ы) пример(-ы) из источника одного типа. | ||
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису. | ||
Максимальный балл |
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия: «Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный — упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей» (Б. Шоу).
С9.2 Социальная психология: «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).
С9.3 Экономика: «Центральный банк — это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги» (К. Гелперт, К. Пат).
С9.4 Социология: «Семья более священна, чем государство» (Пий XI).
С9.5 Политология: «Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надвинуться, пока Солнце не зашло» (Ч. Колтон).
С9.6 Правоведение: «Несправедливые законы не создают право» (Цицерон).(Ф. Хайек).
Пояснение.
При написании эссе можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
№ п/п | Номер | Тип | Ваш ответ | Правильный ответ |
B1 | Не решено | |||
B2 | Не решено | |||
B3 | Не решено | |||
B4 | Не решено | |||
B5 | Не решено | |||
B6 | Не решено | |||
B7 | Не решено | |||
B8 | Не решено | |||
B9 | Не решено | |||
B10 | Не решено | |||
B11 | Не решено | |||
B12 | Не решено | |||
B13 | Не решено | |||
B14 | Не решено | |||
B15 | Не решено | |||
B16 | Не решено | |||
B17 | Не решено | |||
B18 | Не решено | |||
B19 | Не решено | |||
B20 | Не решено | |||
B21 | Не решено | |||
B22 | Не решено | труд | ||
B23 | Не решено | |||
B24 | Не решено | |||
B25 | Не решено | |||
B26 | Не решено | |||
B27 | Не решено |
Задание 1 № 5417 тип B1 (решено неверно или не решено)
Для традиционного общества характерно
1) длительное существование общины
2) широкое участие народа в общественной жизни
3) занятие основной массы населения в сфере услуг
4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности
Пояснение.
Традиционное общество — это самый первый вид общества, которые сложилась в человеческой цивилизации. В современном мире оно характерно для Стран Востока.
Оно характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.
Правильный ответ указан под номером 1.
↑ Задание 2 № 3407 тип B2 (решено неверно или не решено)
В связи с подписанием Болонской конвенции высшая школа России перешла на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. Какую тенденцию в развитии образования иллюстрирует данный факт?
1) компьютеризацию
2) гуманитаризацию
3) интернационализацию
4) гуманизацию
Пояснение.
Интернационализация образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
Гуманизация — внимание школы, педагога к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация — повышение роли общественных дисциплин, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний в образовательном процессе.
Компьютеризация — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Правильный ответ указан под номером 3.
↑ Задание 3 № 3745 тип B3 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.
Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Массовая культура — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления, без различия классов, наций, уровня материального благосостояния.
Ее особенности:
− общедоступность;
− занимательность;
− серийность, тиражируемость;
− коммерческий характер;
− пассивность восприятия;
Культурная интеграция — процесс сближения, исчезания различий результатом которого является состояние внутренней целостности и согласованности между ее элементами.
Правильный ответ указан под номером: 3
↑ Задание 4 № 4101 тип B4 (решено неверно или не решено)
Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
3) сбор статистических данных путём анкетирования
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
5) описание случаев социальной дифференциации населения
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
Пояснение.
Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.
Правильный ответ: 125
↑ Задание 5 № 1115 тип B5 (решено неверно или не решено)
Экономическая наука изучает
1) последствия воздействия общественного производства на природу
2) территориальное размещение природных ресурсов
3) способы и результаты хозяйственной деятельности общества
4) многообразные потребности человека и способы их удовлетворения
Пояснение.
Экономическая наука — наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг.
Правильный ответ указан под номером 3.
Гость 08.06.2012 18:58:
Ответ 4 тоже правильный, так как потребности человека возникают в как в результате процесса. Основная задача экономики - удовлетворение безграничных возможностей человека в условии ограниченности ресурсов. Например те же самые маркетологи изучают вкусы и потребности потребителей. Если бы экономика не изучала потребности человека, то и производить было бы не для кого, а такая экономика теряет смысл и всякую рентабельность. Исправьте пожалуйста.
Гость 24.10.2012 21:56:
Во- первых, если под экономической наукой понимается а экономическая теория, то правильный ответ (с натяжкой) -4, а если говорить о прикладной экономической науке, то ответ 3. Извините, но многие вопросы просто "Корявые" и ответы к ним - тоже. Если детям придется на них отвечать- я им на завидую
Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург):
В том-то и дело, что 4-й ответ правилен «с натяжкой». Часто в ЕГЭ по обществознанию приходится отмечать «самый подходящий» вариант.
↑ Задание 6 № 3858 тип B6 (решено неверно или не решено)
Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Что является примером стимулирования предпринимательской активности субъектов экономики?
1) выплата пенсий и пособий различным категориям граждан
2) проведение антиинфляционной политики
3) выдача лицензий финансовым организациям
4) создание открытых экономических зон
Пояснение.
Выплата пенсий и пособий различным категориям граждан — пример социальной деятельности государства.
Проведение антиинфляционной политики косвенно способствует предпринимательской активности, однако непосредственное стимулирование предпринимательской активности проявляется в создании открытых экономических зон. Открытые экономические зоны − территории государства с особым юридическим статусом по отношению к остальным территориям, проявляющимся в создании льготных экономических условий, снижении налогов, что привлекает инвесторов.
Правильный ответ указан под номером: 4.
↑ Задание 7 № 304 тип B7 (решено неверно или не решено)
На рисунке отражена ситуация на рынке жилья: линия предложения S переместилась в новое положение SI (Р — цена товара, Q — величина предложения товара).
Это перемещение может быть вызвано прежде всего
1) возросшими требованиями к застройщикам
2) ростом доходов населения
3) ростом издержек производства нового жилья
4) субсидированием строителей
Пояснение.
По графику определяем, что при той же самой цене объем предложения товара увеличился, или, что то же самое, при одном и том же объеме предложения товара продавать его стали по более низкой цене.
Необходимо знать факторы предложения.
1. Ценовые 2. Неценовые: цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке
В данном случае оказал влияние фактор дотаций (субсидирование строителей).
Правильный ответ указан под номером 4.
↑ Задание 8 № 3713 тип B8 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения об измерителях экономического роста?
А. К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход.
Б. Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Суждение А верно. ВВП (валовый внутренний продукт), ВНП (валовый национальный продукт), НД (национальный доход) − показатели экономической деятельности и роста страны. Экономический рост − это увеличение реального и потенциального дохода (ВВП) в длительный период времени.
Суждение Б верно. Планируя экономический рост правительство тем самым планирует и рост ВВП, проводя соответствующую политику.
Правильный ответ указан под номером: 3.
↑ Задание 9 № 1396 тип B9 (решено неверно или не решено)
Граждане страны Z обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сезонная
2) скрытая
3) фрикционная
4) добровольная
5) циклическая
6) открытая
Пояснение.
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Выделяют следующие виды безработицы:
Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:
циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
Сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.
Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
Правильный ответ: 346
↑ Задание 10 № 1491 тип B10 (решено неверно или не решено)
В стране Н. проводился опрос среди молодежи. Юношам и девушкам социологи задавали вопрос: «Какие социальные ценности и нормы вы считаете наиболее значимыми в жизни общества?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании информации, приведенной в диаграмме?
1) девушки, в большей степени, чем юноши, считают правовые нормы значимыми в жизни общества
2) по мнению как юношей, так и девушек, ведущую роль играют в обществе нормы морали
3) юноши в качестве ведущего типа социальных норм указывают право
4) для девушек мораль и красота равно значимы в жизни общества
Пояснение.
Юноши, в больше степени, чем девушки, считают правовые нормы значимыми в жизни общества
По мнению юношей (25) — второе место, девушек (18) — четвертое.(нормы морали)
Для девушек мораль (18) и красота (28) неравнозначны в жизни общества
Правильный ответ указан под номером: 3.
↑ Задание 11 № 4999 тип B11 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении человека?
А. Сочетание завышенных потребностей с наличием возможностей нарушать действующее законодательство может выступать в качестве источника преступного поведения.
Б. Критерии девиантности нередко меняются на протяжении времени даже в рамках одной и той же культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
А — верно. Вседозволенность часто приводит к преступлениям. Б - верно, критерии девиантности меняются довольно быстро.
Правильный ответ указан под номером: 3.
↑ Задание 12 № 4027 тип B12 (решено неверно или не решено)
Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учителю школы была присвоена высшая квалификационная категория.
2) Одноклассники похвалили Р. за подготовку музыкального вечера.
3) В. получил первую премию на конкурсе молодых исполнителей.
4) Л. получил степень кандидата медицинских наук.
5) Выступление танцевальной группы на юбилее школы сопровождалось бурными аплодисментами.
6) Известный врач был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».
Пояснение.
Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.
Правильный ответ: 25
↑ Задание 13 № 5113 тип B13 (решено неверно или не решено)
Что из перечисленного относится к формам государственного устройства?
1) федерация, унитарное государство
2) федерация, авторитарное государство
3) монархия, республика
4) монархия, демократия
Пояснение.
Формы государственного устройства (государственно-территориального устройства) − федерация и унитарное государство.
Монархия, республика − формы правления.
Авторитарное государство, демократия − политические режимы.
Правильный ответ указан под номером: 1.
↑ Задание 14 № 1420 тип B14 (решено неверно или не решено)
Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?
1) разработка политических программ
2) принятие законов
3) назначение глав регионов
4) ведение внешней политики
Пояснение.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т. д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
—выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
—разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
—создание возможностей для политической социализации личности;
—подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
—организация избирательных кампаний и участие в них;
—борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.
Правильный ответ указан под номером 1.
↑ Задание 15 № 793 тип B15 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Оппозиционные партии в тоталитарном обществе выступают в качестве конструктивного критика правительства и предлагают свои варианты политики.
Б. По отношению к власти партии делятся на парламентские и непарламентские.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
А — неверно, так как в тоталитарном государстве не может существовать оппозиционных партий. Оппозиция уничтожается и существует только одна правящая партия.
Б — неверно, так как по отношении к власти партии делятся на два типа: правящие и оппозиционные.
Правильный ответ указан под номером 4.
↑ Задание 16 № 5519 тип B16 (решено неверно или не решено)
В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества.
Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) унитарное государство
2) федеративное государство
3) конституционная монархия
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) президентская республика
Пояснение.
Передача власти по наследству указывает на наличие монархия, Так как власть ограничена законами, значит монархия конституционная. Наличие прав говорит о наличии демократии. Так как территории не обладают самостоятельностья, значит это унитарное государство
Правильный ответ: 134
Правильный ответ: 134
↑ Задание 17 № 3869 тип B17 (решено неверно или не решено)
В России к подзаконным актам относят
1) кодексы
2) законы субъектов РФ
3) постановления Правительства РФ
4) Конституцию РФ
Пояснение.
Подзаконный акт — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П. а. относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти, а также постановления палат Федерального Собрания, решения судов и арбитражных судов.
Правильный ответ указан под номером: 3.
↑ Задание 18 № 757 тип B18 (решено неверно или не решено)
Совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений, называется
1) нормой права
2) институтом права
3) источником права
4) отраслью права
Пояснение.
Норма права — единственный системный (и системно-структурный) элемент права.
Институт права или правовой институт — это совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Источник права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.
Отрасль права — это совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный род общественных отношений.
Определения 2 и 4 отличаются от данного определения всего одним словом: в 2 — вид, в 4 — род.
«Род» — более емкое понятие, нежели «вид».
Правильный ответ указан под номером: 4.
↑ Задание 19 № 1093 тип B19 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения о нормативных правовых актах?
А. Различают следующие типы нормативных актов: конституция и иные законы, подзаконные акты.
Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются органами исполнительной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Нормативно-правовые акты: Конституция, Федеральные законы, Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, ведомственные акты.
Законы принимаются органами законодательной власти.
Правильный ответ указан под номером 1.
Гость 06.04.2013 19:14:
подзаконные акты не являются нормативными, они ниже их по ступени
Петр Дмитриевич Садовский:
Являются.
↑ Задание 20 № 3277 тип B20 (решено неверно или не решено)
Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выберите среди них примеры, характерные для функционирования правового государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Глава государства отдал приказ, чтобы верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг».
2) «Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом».
3) «Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов».
4) «Конституционный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента».
5) «По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах».
Пояснение.
Правовое государство — государство, в котором господствует право. Органы государственной власти подчинены законам и судебным решениям, действуют только в рамках права. Идея правового государства противоположная произволу во всех его областях: деспотизму, авторитарному и тоталитарному государству.
В данном случаям идеям правого государства не соответствуют примеры 15.
Правильный ответ: 234
↑ Задание 21 № 1571 тип B21 (решено частично верно)
Документом, закрепляющим правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, является
1) Гражданский кодекс РФ
2) Закон о гражданстве РФ
3) Конституция РФ
4) Закон о местном самоуправлении РФ
Пояснение.
Kонституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Правильный ответ указан под номером 3.
↑ Задание 22 № 3836 тип B22 (решено неверно или не решено)
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЦЕЛЬ |
Учение | Приобретение знаний |
... | Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления |
Пояснение.
Труд — достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления.
Правильный ответ: труд
↑ Задание 23 № 3582 тип B23 (решено неверно или не решено)
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) структура деятельности | 2) мотив деятельности | 3) результат деятельности |
4) средства деятельности | 5) цель деятельности |
Пояснение.
Структура деятельности:
1. Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
2. Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
3. Действия - конкретные шаги для достижения цели.
Ответ: 1
↑ Задание 24 № 4096 тип B24 (решено неверно или не решено)
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».
1) первичная группа | 2) историческая память | 3) монархия |
4) территория | 5) народность | 6) язык |
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Этнос — исторически сложившаяся на опр. территории стойкая община людей, к-рые имеют относительно стабильные общие черты и особенности культуры и языка, а также осознают свое внутр. единство и отличие от др. сообществ.
Правильный ответ: 13
↑ Задание 25 № 1355 тип B25 (решено неверно или не решено)
Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОСТУПКИ | ВИДЫ ПРОСТУПКОВ | |
А) переход дороги в неположенном месте Б) порча чужого имущества В) прогул работы Г) нарушение договора мены Д) нарушение правил пожарной безопасности | 1) гражданский 2) административный 3) дисциплинарный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Административный проступок — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие должностного лица, посягающее на личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье и санитарно-биологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общество и государство, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Дисциплинарный проступок — противоправное, виновное неисполнение, или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных в законодательстве о труде.
Гражданские — правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина.
Правильный ответ: 21312
↑ Задание 26 № 4099 тип B26 (решено неверно или не решено)
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Голод и недоедание части населения Земли без преувеличения можно считать глобальной проблемой современности. (Б) Возросшая взаимосвязь и взаимозависимость народов придаёт ряду проблем общества глобальный характер. (В) Каждые трое из пяти детей Юго-Восточной Азии страдают от недоедания, а к югу от Сахары это участь 30% детей. (Г) Усилия отдельных стран пока недостаточно эффективны и не дают нужного результата. (Д) К сожалению, существующие благотворительные фонды и программы являются малоэффективными.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.
Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т.д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Предложения, носящие фактические характеры: В
Предложения носящие оценочный характер: АДГ
Предложения, носящие характер теоретических утверждений: Б
Правильный ответ: 23122
↑ Задание 27 № 100 тип B27 (решено неверно или не решено)
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Основным средством борьбы с ________(А) можно назвать юридическую ответственность. Назовем ее основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, только от имени ________(Б) и предполагает использование мер ________(В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с ________(Г) права. Самый суровый вид ответственности — ________(Д), так как наступает за совершение ________(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общество | 2) правонарушения | 3) уголовная |
4) отрасли | 5) государственное регулирование | 6) государственное принуждение |
7) дисциплинарная | 8) преступления | 9) государство |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 296438 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Правильный ответ: 296438