Федеральный бюджет– это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ
Национальный доход (НД) – это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость. Общепризнано, что национальный доход создается в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании (частично), в сфере связи (частично).
Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:
|
|
1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;
2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.
Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.
Основными целями стабилизационной политики являются:
1. достижение необходимого уровня занятости;
2. стабильность экономического роста;
3. сдерживание инфляции и др.
8. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.
Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.
|
|
Структура бюджетной системы РФ:
- федеральный бюджет РФ и бюджеты гос. Внебюджетных фондов
- бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республика, 55 краевых и областных, 10 окружных автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
- местные бюджеты (около 30000 городских, районных, поселковых, и сельских бюджетов)
Принципы бюджетной системы:
• единства бюджетной системы Российской Федерации (единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)
• разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований)
• самостоятельности бюджетов (органы власти каждого уровня бюджетной системы имеют право осуществлять самостоятельно бюджетный процесс)
• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными бюджетным кодексом)
• полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (все доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах)
• сбалансированности бюджета (объем расходов должен соответствовать объему доходов)
• результативности и эффективности использования бюджетных средств (должен быть результат при том объеме бюджетных средств, который утвержден законом и достичь наилучшего результата с наименьшими расходами)
• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (расходы бюджетов всех уровней должны покрываться за счет всех доходов)
|
|
• прозрачности (открытости) (обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов всех уровней.
• достоверности бюджета (надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета)
• адресности и целевого характера бюджетных средств (все бюджетные ассигнования должны дойти до бюджетополучателя и использоваться на конкретные цели)
• подведомственности расходов бюджетов (главные распорядители бюджетных средств обязаны распределять выделенные им средства по подведомственным учреждениям. Перечень главных распорядителей бюджетных средств утверждается вместе с законом о бюджете.)
• единства кассы (все доходы бюджета зачислятся на единый счет федерального казначейства и расходуются с этого счета)