Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания, источники формирования и направления использования

Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года (в ред. от 5 августа 2000 года).

Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

- целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

- участие на долговременной основе в федеральной и региональных финансовых программах по социальной поддержке населения;

- расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования;

- организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в ПФР;

- развертывание подготовительной работы по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов;

- осуществление межгосударственного и международного сотрудничества РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан РФ;

- ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий.

Руководство ПФР осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года (в ред. от 5 августа 2000 года).

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами федерации.

Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное (там же).

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицензии) на право заниматься такой деятельностью.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования выступают имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Страховые медицинские организации наделены комплексом прав и обязанностей. Страховая медицинская организация имеет право:

- свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

- устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

- принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

- предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

Страховая медицинская организация обязана:

- заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

- заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями.

Социальное страхование — это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.).

Социальное обеспечение народа во всех государствах — одна из важных задач парламентов и правительств. В бывшем СССР социальное обеспечение населения считалось одним из важнейших завоеваний социализма.

Экономические реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области, снижением материального благосостояния народа, ростом его бедности.

Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный фонд социального страхования.

Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования.

Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ,

Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).

Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:

• концентрация денежных средств государства на социальное страхование;

• обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);

• оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;

• частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.

Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

11. Межбюджетные отношения. Межбюджетные трансферты.

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

• разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

• нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

• целевые трансферты;

• компенсационные выплаты.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Трансферты обычно выполняют следующие функции:

• выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;

• компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;

• стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;

• поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;

• снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

12. Бюджетная классификация, её характеристика.

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. классификацию доходов бюджетов (

а)налоговые и неналоговые доходы(налог на прибыль, доходы, товары, имущество, от внешнеэкономической деятельности от оказания услуг, продажи мат. и немат. активов);

б)безвозмездные поступления (от негос. организаций, гос. Организаций, других бюджетов));

2. классификацию расходов бюджетов:

а) общегосударственные вопросы (о функционировании Президента РФ, законодательных органов, Правительства, судебная система,обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, обслуживание государственного и муниципального долга, международные отношения и международное сотрудничество);

б) национальная оборона (Вооруженные силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных сил Российской Федерадии и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка)

в) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, ОВД, внутренние войска, органы юстиции, обеспечение пожарной безопасности, миграционная политика.)

г) национальная экономика (общеэкономические вопросы, топливно-энергетический комплекс, с/х, лесное и водное хозяйство);

д) жилищно-коммунальное хозяйство (благоустройство, жилищное и коммунальное хозяйство);

е) охрана окружающей среды (экологический контроль, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод);

ж)образование (дошкольное, общее, среднее, высшее);

з) культура, кинематография, средства массовой информации;

и) здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная мед.помощь, амбулаторное лечение, скорая мед.помощь, физ.культура и спорт);

к)социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и обеспечение населения, охрана семьи и детства);

л)межбюджетные трансферты (дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов).

3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

а)источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов (государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации, бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации);

б) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов (государственные ценные бумага, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, кредиты кредитных организаций в иностранной валюте)

4. классификацию операций публично-правовых образований (доходы, расходы, поступление и выбытие нефинансовых активов, поступление и выбытие финансовых активов, увеличение и уменьшение обязательств).

Кроме того, предусмотрена классификация:

• источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

• источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

• видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

• видов государственного внешнего долга РФ.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач, как:

- контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

- получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

- формирование инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

- обеспечение реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

13. Методы бюджетного планирования в современных условиях.

Бюджетное планирование - это процесс формирования размеров бюджетных средств, которые можно мобилизовать в качестве доходов, финансирования расходов, привлечения и погашения заимствований.

Бюджетное планирование основывается на использовании разных методов. Одним из них, как уже отмечалось является балансовый метод, суть которого заключается в обязательном сбалансировании доходов и расходов. Распределять и потреблять можно только то, что произвели. Сбалансированность плана экономического и социального развития и совершенствование пропорций в экономике, стойкое ее развитие создают условия необходимые для формирования и исполнения сбалансированного и реального бюджета. С помощью балансового метода устанавливаются правильные пропорции в распределении бюджетных средств между центральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управление с целью обеспечения их потребностей в финансовых ресурсах. Балансовая увязка доходов и расходов бюджета обеспечивает его стойкость и создает необходимые условия для успешного исполнения как государственного, так и каждого вида местных бюджетов.

Расчеты отдельных статей доходов и расходов осуществляются при помощи таких методов:

- прямого счета;

- нормативного;

- аналитического;

- экстраполяции.

Основой каждого из них (методов) является экономический анализ. Главная цель анализа – определить перспективы выполнения бюджета до конца года, т.е. установить какими будут поступления с отдельных источников и суммы ожидаемых расходов.

Метод прямого счета используется при планировании проекта бюджета на один (предстоящий) год. Этот метод заключается в осуществлении детальных плановых расчетов каждого элемента доходов или расходов. Например, планирование акцизного сбора предусматривает проведение расчетов по каждому виду подакцизных товаров. К методу прямого счета относится сметное планирование, которое осуществляется по статьям расходов.

Нормативный метод предусматривает планирование отдельных показателей на основе установленных нормативов (например: сумма расходов на охрану здоровья в расчете на одного жителя). Другой пример по образованию, что в соответствии с действующим законодательством Украины расходы на образование должны быть не меньше чем 10% национального дохода. Реально этот показатель в последние годы значительно ниже, т.к. бюджетные ресурсы ограничены и перераспределяются на другие, не менее приоритетные расходы.

Однако нормативы постоянно следует пересматривать и уточнять из-за изменения законодательства и т.д.

Аналитический метод. Сущность аналитического метода заключается в том, что определяется не общая величина того или другого показателя, а его изменение в плановом периоде под влиянием отдельных факторов по отношению с базовым периодом.

Метод экстраполяции основывается (формируется) на определении бюджетных показателей на основе установления стойкой динамики их развития. Расчет бюджетных показателей осуществляется на основе достигнутого в предыдущем периоде уровня развития и его корректировки на относительно стабильное развитие страны. Этот метод имеет свои недостатки. Во-первых он не дает возможность увеличить или уменьшить бюджетные доходы в зависимости от разных обстоятельств в плановом году (изменение законодательства, работы налоговых и других контролирующих органов). Во-вторых, он негативно влияет на экономное использование бюджетных средств, поскольку их планирование осуществляется исходя из достигнутого уровня в предыдущем году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: