Понятие многонациональных компаний и их роль в мировой экономике

Для современного уров­ня развития всемирного хозяйства характерна интернационали­зация экономики, причем в значительной мере на микроуровне, то есть на уровне предприятий. Расширяются объемы зарубежных операций фирм, и прежде всего их прямые зарубежные инвестиции. В конце 90-хгодов в мире действовало более 42 тыс. многонациональных предприятий, имеющих около 300 тыс. подразделений в большинстве странах мира.

Давид Е. Лилиенталь определяет многонациональные корпора­ции (МНК) как «корпорации, являющиеся национальными по ка­питалу, но интернациональными по сфере своей деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями».

Несколько другое определение, основывающееся на характе­ристике общих результатов деятельности компании, дает Яир Ахарони: «Компания называется многонациональной, если она осуществляет свою деятельность в более чем одной стране и во все более расширяющихся объемах».

Наконец, согласно Петеру Друкеру, исповедующему бихевиористический подход, базирующаяся в США компания может быть названа многонациональной, если «ее штаб-квартира располо­жена в США, но ее организация, производственная деятельность, устремления не ограничиваются пределами США… высшее руко­водство корпорации не замыкается на каком-то одном регионе... управленческий персонал мыслит и действует исходя из требова­ний международного бизнеса, не ограничивая свою деятельность национальными рамками, в том числе патриотическим чувством».

Справедливым будет следующее обобщающее определение: многонациональные компании – это компании, которые осуществляют международный бизнес, размещая свои подразделения в различных странах мира с целью наилучшего обслуживания рынков, повышения эффективности и конкурентоспособности и эффективного доступа к ресурсам и факторам производства, снижения рисков.

Снижение затрат достигается по мере расширения производства («эф­фект масштаба»), накопления опыта и выгодного размещения. Снижению затрат способствуют также уход от дублирова­ния инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделе­ние труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом осо­бенностей функционирования финансовых рынков и государственной эконо­мической политики в различных странах.

МНК через свои зарубежные пред­приятия получает возможность доступа к дополнительным (возможно — более дешевым) сырьевым, трудовым, финансовым и информационным ресурсам за­рубежных стран.

Снижение рисков достигается путем страновой (регио­нальной) диверсификации операций, выхода на новые перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, возмож­но снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партне­ров из числа национальных инвесторов.

Наряду с термином «многонациональный» в на­учной, специальной и деловой литературе используется и целый ряд сходных понятий, например, «транснациональные» «глобальные», «международные». Термин «транс­национальная корпорация (ТНК) " в течение десятилетий использовали применительно к фирмам, веду­щим бизнес более чем в одной стране. В последнее время ряд ученых стали использовать его в отношении компаний, реализующих соответствующие стратегии, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высокочувствительных к разнонациональной внешней среде). Следует также уточнить, что ранее термин «транснациональная компания» иногда использовался в отношении фирмы, образовавшейсяся в результате слияния двух компаний примерно одинакового раз­мера, однако представляющих различные страны. Примером таких фирм являются англо-голландская компания Royal Dutch/Shell, шведско-швейцарская компанию ABB.

Итак, термин “МНК” можно считать общеприменимым к компаниям, ведущим международный бизнес, независимо от их конкретных стратегий и национальной принадлежности капитала.

Основные принципы организации МНК следующие:

• корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного уча­стия;

• ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение

общих стратегических задач;

• наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жес­ткости) и единого

центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных ком-

паний;

• бессрочный характер существования МНК.

МНК оказывают влияние на экономический рост, на размещение производительных сил, на интенсификацию научно-технического прогрес­са, на рост эффективности производства. Велика также роль МНК с точки зрения совершенствования форм менеджмента и организа­ционных структур, систем контроля и управления маркетинговым, производственно-технологи­ческим и кадровым потенциалом предприятия.

Многонациональная природа современного бизнеса - свер­шившийся и, по-видимому, необратимый процесс. Корпоративная интернационализация имеет много форм. Например, отдельные компоненты различных потребительских товаров, таких, как ма­шины, персональные компьютеры, видеоаппаратура, могут произ­водиться за пределами страны окончательной сборки этих това­ров.

Другим примером корпоративной интернационализации явля­ется приобретение контрольного пакета акций или полное погло­щение некоторых фирм другой зарубежной компанией. Ярким примером корпоративной интернационализации являет­ся продажа акций и ценных бумаг на

Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес сосредоточивается в трех основных направлениях:

1) поиск и освоение новых рынков;

2) поиск и использование эффективных ресурсов;

3) использование возможностей, открывающихся для бизнеса в рамках дан­ной страновой и/или межстрановой правовой среды.

С другой стороны, есть своего рода переменные, которые опосредуют этот целевой список:

· уровень экономического развития отдельных стран;

· культурное сходство (различие) страны базирования и стран пребыва­ния;

· природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т. д.);

· характеристики страновой демографии (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т. д.).

· Экономическое и политическое влияние МНК.

·

· Огромные размеры МНК вызывают опасения:

· - некоторые МНК с экономической точки зрения превосходят многие страны;

· - руководители МНК зачастую ведут свои дела непосредственно с главами государств.

· МНК должны удовлетворять интересы:

· - держателей акций;

· - наемных работников;

· - потребителей;

· - общества в целом.

· Самая сложная проблема деятельности за границей заключается не столько в необходимости улаживать противоречивые интересы внутри отдельных стран, сколько в таком разрешении охватывающих несколько стран противоречий, которое обеспечивало бы достижение глобальных целей деятельности корпорации. Объекты воздействия МНК в любой стране стремятся к достижению собственных, а не глобальных целей бизнеса. Это усложняет задачи руководства, поскольку решения принимаемые в одной стране, эхом отзываются в любой другой.

· Действия МНК могут сказываться на многих экономических, социальных и политических целях конкретной страны. Позитивное воздействие в одном направлении, например, обеспечение полной занятости, может сочетаться с отрицательным воздействием на другую цель страны, например, стремлением установить контроль над национальной экономикой собственными силами. Другими словами неизбежны компромиссы.

· Даже в случае выигрыша обеих сторон (МНК и принимающей стороны), они могут разойтись во мнении о способе распределения прибыли. Каждая страна стремиться получить большую долю выгод от деятельности МНК.

· Противники МНК связывали с развитием МНК неравномерность в распределении доходов и власти, ухудшение состояния окружающей среды и социальные лишения в своих странах. Сторонники МНК приписывали их воздействию рост занятости, экспорта и доходов от налогообложения корпораций. Философия бизнеса и действия каждой МНК неповторимы. В некоторых странах предпринимались попытки оценить каждую МНК отдельно. Такой подход может обеспечить надежный контроль за их действиями, но он трудоемок и дорогостоящ. Поэтому, как правило, страны распространяют свою политику и механизмы контроля на все МНК.

· Влияние на экономическое развитие и использование ресурсов

· Многонациональные корпорации оказывают влияние на экономику каждой страны, в которой они ведут бизнес. Многие аспекты такого воздействия носят положительный характер. Например, по мере выхода западных сетей супермаркетов (таких как сеть супермаркетов французской компании Carrefour) на китайский рынок расширяется ассортимент товаров, предлагаемых китайским потребителям, повышается уровень их санитарной культуры, на рынке страны появляется все больше продукции известных торговых марок. МНК могут делать инвестиции в новые заводы и фабрики, тем самым создавая большое количество новых рабочих мест в стране пребывания. Такие инвестиции обеспечивают работой местных подрядчиков, строителей и поставщиков. Кроме того, МНК платят налоги, что укрепляет местную экономику и способствует улучшению работы образовательных учреждений, а также транспортных и других муниципальных служб. Когда компания Toyota начала свою деятельность в городе Джорджтаун, штат Кентукки, сумма $1,5 млн., выплаченная компанией в качестве налога на доход с недвижимого имущества, составила почти четверть муниципального бюджета. Передача технологий также может оказать положительное воздействие на местную экономику. Для муниципальных властей Пекина самым важным преимуществом создания совместного предприятия с американской компанией American Motors было получение доступа к новейшим американским технологиям в сфере автомобилестроения. Точно таким же образом компания General Electric повысила производительность крупнейшего венгерского производителя электрических лампочек, передав ему свои технологические знания.

·

· Многонациональные корпорации могут оказывать и отрицательное влияние на местную экономику стран, в которых они осуществляют свою деятельность. Непосредственная конкуренция МНК с местными компаниями может привести к потере прибылей и к сокращению рабочих мест в этих компаниях. Например, выход сети супермаркетов Carrefour на китайский рынок очень сильно затрудняет ведение бизнеса мелкими семейными предприятиями общественного питания, обслуживающими клиентов на открытом воздухе. Кроме того, местная экономика попадает в зависимость от экономического процветания МНК, финансовый успех которой приобретает все большее значение для благополучия местных жителей. В некоторых случаях в МНК возникает необходимость в сокращении сферы деятельности, которое сопровождается увольнением рабочих и служащих, ограничением или полным прекращением деятельности МНК в стране пребывания. Последствия такого развития событий могут быть разрушительными для местной экономики. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. В 2000 г. корпорация BMW объявила о намерении прекратить долевое участие в компании Rover, продав часть своих акций Ford Motor Company, а остальные акции – небольшой британской компании, специализирующейся на выкупе пакетов акций других фирм. Многие британские политики немедленно выразили беспокойство по поводу того, что такое решение руководства корпорации BMW разрушительно скажется на экономике графства Оксфордшир – региона, который на протяжении длительного времени находится в прямой зависимости от деятельности предприятий компании Rover и рабочих мест, которые обеспечивает успешная работа этих предприятий.

· Влияние на платежный баланс

· Влияние разовых прямых инвестиций может быть позитивным или негативным. Почти все инвестиционные или не связанные с капиталом соглашения (лицензионные или управленческие контракты) оказываются где-то посередине – в пространстве между двумя упрощенными экстремальными случаями и не поддаются простой оценке, особенно когда политики пытаются регулировать агрегированные инвестиционные потоки.

· Базовая формула для анализа воздействия выглядит следующим образом:

· B = m+x+c-(m1+x1+c1)

· где,

· B – влияние на платежный баланс;

· m –замещение импорта;

· x – фактор, стимулирующий экспорт;

· c – приток капитала для других нужд кроме платежей по импорту и экспорту;

· m1 – фактор, стимулирующий, импорт;

· x1 – сокращение экспорта;

· c1 – отток капитала вне связи с платежами по импорту и экспорту.

· Влияние прямых инвестиций на платежный баланс обычно является: в начальный период позитивным для страны-реципиента и негативным для страны-донора; в последствии наоборот.

·

Экстерриториа́льность (лат. ex — из, вне + лат. territorialis — относящийся к данной территории) — статусфизических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объёме) под действие законодательства государства, гражданство которого таковые имеют[1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: